Слайд 2
1. Мировоззрение эпохи Возрождения
Пантеистическо- рационалистическое представление о мире.
Религиозный провиденциализм трансформировался в идею фортуны
Антропоцентризм. Способствовал обоснованию земного
назначения человека, свободомыслия и светского индивидуализма
Гуманизм. В центре сверх - личность, титан. Человек рассматривался как существо самодостаточное, обходящееся без опоры на космос и Абсолют
Слайд 6
Э.Роттердамский (1469-1536)
Слайд 8
Т.Кампанелла (1578-1639)
Учение об идеальном обществе («Город Солнца»)
Слайд 9
2. Философия эпохи Возрождения (Н. Кузанский, М.Монтень, Дж.
Бруно, Э. Роттердамский, Т.Кампанелла)
Онтология.
В средневековой философии Бог создает
мир через акт творения (креационизм). Н. Кузанский рассматривает соотношение Бога и природы в рамках пантеизма. Бог выступает как актуальная бесконечность и соотносится с природой как потенциальной бесконечностью. Конечное и бесконечное сливается в единое гармоническое целое (диалектика целого и части).
Осмысление природы как потенциально-бесконечной освобождало ее от ограниченности в пространстве
Слайд 10
Учение о познании и человеке
Человек есть микрокосмос. Он
– конечно-бесконечное существо, соединяющее в себе земное и небесное,
телесно-материальное и духовно-божественное
Уровни познания
Чувственное (эмпирико-опытное) познание
Рассудок, составляющий только человеческую способность к абстрактному мышлению
Разум (интеллект) связан с интуицией, способен познать бесконечный божественный Абсолют (мистицизм)
Слайд 13
3. Северный Ренессанс (протестантизм)
М. Лютер, Ж. Кальвин
Критика
светского Возрождения за идею самодостаточности человека, а католицизм за
практику индульгенций и обрядность
Протестантизм сохранил идею трансцендентного Бога, несоизмеримого с человеком. Перед Богом человек – раб, но добровольное рабство на земле невозможно
Жизнь, если она и безрадостна, есть небесное поручение, которое никто не может попирать: ни сам живущий, ни другие люди, ни государство
Права человека имели нравственно-религиозные истоки
Слайд 14
4. Мировоззрение Нового времени
В ХУ11 в. сформировалась новая
форма знания, отличная от религиозного. Происходит становление науки как
социокультурного института
Промышленная и научная революции способствовали становлению прикладного характера научного знания (создать нержавеющие сковородки, сохранить свежими круглый год лимоны и т.п.)
Происходит поворот философии к гносеологии и методологии науки (эпистемологии)
Слайд 16
Методология Ф. Бэкона
Цель знания – достижение господства
человека над природой. Знание – сила. («Новый Органон»)
Критика традиционной
логики (силлогистики)
Преодоление идолов рода, вызываемые чувствами и разумом; пещеры (ограниченность индивидуального опыта); площади (порождаются словами); театра (слепая вера в авторитеты)
Эмпирико - индуктивная методология – заключается в движении от единичного к общему на основании промежуточных аксиом, проверяющихся на опыте. Наука развивается через гипотезу и ее опровержение (принцип фальсификации)
Слайд 18
Декарт – основатель современной философии, методология
Создать универсальный метод,
опирающийся на математику
Метод должен быть аналогичный геометрии и включать
аналитический (расчленение сложного на простые элементы) и синтетический (восхождение от простого к сложному)
Для перехода от простого к сложному необходима дедукция (опосредование в выводе новых истин)
Интеллектуальная интуиция – замена сложного простым. Знание, полученное с помощью интуиции, является разовым.
Основой философского и научного знания является разум и сознание (рационально-дедуктивный метод)
Слайд 19
Методология Декарта
Универсальный метод включает метод сомнения – никогда
не принимать на веру и за истину ничего, если
в этом нет стопроцентной уверенности – это фундаментальный нормативный принцип
Познание должно строиться на ясности и отчетливости
Можно сомневаться во всем (нигилизм, скептицизм), кроме существования моего Я (солипсизм)
Построение научного знания на факте собственного существования, cogito, ergo sum
В этом эпистемологический поворот, совершенный Декартом. Эпистемология – первая философия
Слайд 20
Антропология Р. Декарта
Психофизический параллелизм. Духовная сфера исключается из
физического объяснения, т.к. цель, смысл не могут быть математически
выражены
Тело – объект геометрических доказательств, т.к. обладает протяженностью, является несознающей субстанцией
Разум –вторая субстанция, нематериальная, непротяженная, сознающая
Нет проблемы интерсубъективности, т.е. знании о существовании других. Существует ли кто – то помимо меня?
Слайд 21
5. Мировоззрение эпохи Просвещения (ХУ11-ХУ111 вв.)
Рационализм – вера
в человеческий разум, освобожденный от религиозных предрассудков, нравственный прогресс
человечества
Защита научно-технического познания как средство преобразования мира
Религиозная и этическая терпимость
Защита прав человека и гражданина (Декларация прав человека и гражданина 1798 г., либерализм)
Защита деизма (Вольтер), иногда атеизма (Дидро)
Борьба против сословных привилегий и тирании
Слайд 24
Идеология Просвещения
Просвещать не народ, а среднее сословие
Идеи Просвещения
(свобода, равенство, братство) представители просвещения проводили через академии и
масонские ложи (Гете, Моцарт, Вольтер, Дидро, Франклин и др.).
Масоны проповедовали терпимость, веру в единого Бога, гуманизм
Издали энциклопедию в 17 томах
Слайд 26
Философия эпохи Просвещения (Вольтер, Кондильяк, Ламетри, Гельвеций)
Материализм (механистический)
Сенсуализм.
Ощущения есть основа познания
Человек есть машина (Ламетри). Нет
различия между физическим и духовным (Гольбах)
Философические повести Вольтера («Кандид»). Развенчание тезиса «все к лучшему в этом лучшем из миров». Необходимо возделывать свой сад, а не бегать от жизни, достойно ее прожить
Слайд 28
Ж. Ламетри, работа «Человек-машина» (1747 г.)
Человек отличается от
механического устройства, т.к. он – машина особого рода, способная
чувствовать, мыслить, отличать добро от зла. Человек-машина – это «человек-животное», являющееся единым материальным существом органического мира. Ламетри первым из философов высказал мысль о возможности происхождения человека от животного. Для формирования человека необходимы не только биологические факторы, но и общественное воспитание.
Слайд 29
выводы
Возрожденческий гуманизм рассматривал человека как существо самодостаточное, обходящееся
без опоры на космос и Абсолют (идея человекобожества)
Религиозный гуманизм
провозгласил идею предопределения и отрицания свободной воли, но выводы были сделаны далекие от религиозной покорности: перед Богом человек – раб, Ему – покорность и смирение, но в миру ты – человек, добровольное рабство на земле невозможно
Формирование научного знания в ХУ11-ХУ111 вв., превращение эпистемологии в первую философию
Образование эмпирико-индуктивной (Ф.Бэкон), рационально-дедуктивной (Р.Декарт), сенсуалистической (французский материализм) методологии научного познания
Становлении идеологии и философии Просвещения