Слайд 2
Позитивизм - философское направление, утверждающее, что источником подлинного,
«положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические)
науки, их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.
Главный принцип - утверждение «Каждая наука - сама себе философия».
Естественные науки как позитивные, опирающиеся на опыт, конкретные факты, обладают собственной теорией (особенно фундаментальные науки: математика, физика, химия, биология) и больше не нуждаются в философской теории и методологии.
Слайд 3
Основателем этого направления является французский мыслитель Огюст Конт
(1798-1857), Именно он вводит термин «позитивная философия» в 30-х
гг. XIX в.
Его главные произведения: «Курс позитивной философии» (6 томов, 1830-1842гг), «Система позитивной политики» (4 тома, 1851-1854гг).
Биография О. Конта поражает безумием этого человека. Вскоре после того, как он начинает читать лекции по позитивной философии для узкого круга слушателей в 1826 году, он быстро заболевает тяжелым умственным расстройством и следующие десять лет проходит серьезное лечение. Затем он поправляется и издает «курс позитивной философии». Но трудно сказать, был ли он вменяем в последний год своей жизни. В своих идеях он, в общем-то, не везде оригинален. Часть идей на самом деле Конт заимствовал у создателя утопического социализма Анри Сен-Симона, будучи несколько лет его учеником и секретарем. Затем между ними обнаружилось существенное разногласие. По мнению Конта онтогенез повторяет филогенез.
Слайд 4
Конт выделяет пять значений "позитивного":
Реальное в противоположность химерическому
Достоверное
в противоположность сомнительному
Точное в противоположность смутному
Слайд 5
Закон трех стадий
Речь идет о стадиях развития, в
первую очередь о стадиях интеллектуального и культурного развития человечества.
С одной стороны закон предельно простой и очень схематичный. Изучив весь ход развития человеческой мысли, Конт сделал вывод, что есть некий великий закон, согласно которому каждое из наших главных познаний проходит последовательно через три различных теоретических стадии:
Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени:
Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
Слайд 6
Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и
назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место
Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
Позитивная — единственной формой знания по Конту становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для научной революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным
Слайд 7
Наука – высшее достижение человека, она противопоставляется и
метафизике, и религии.
О. Конт предлагает классификацию наук, а дальше
пытается дать обзор того позитивного содержания каждой конкретной науки, которое важно для построения целостной картины мира. Конт отмечает шесть основных наук:
Математика (Исчисление, геометрия и механика)
Астрономия
Физика
Химия
Биология
Социальная физика (термин "социология" введен Контом)
В основе данной классификации лежат принципы:
Движение от простого к сложному.
Движение от абстрактного к конкретному.
Движение от древнего к новому.
Слайд 8
Милль: индуктивная логика и критика силлогизма
Джон Стюарт Милль
(1806-1873гг) – известный английский мыслитель и экономист. В области
философии самым замечательным произведением М. является его «Система Логики» (1843г). С 1841 г. состоял в переписке с Огюстом Контом, философские и социологические взгляды которого оказали на него глубокое влияние.
Милль развивает теорию индукции, пытается придать самой процедуре индуктивного обобщения статус законности. Индуктивный принцип, по мнению Милля, базируется на веры в единообразие природы. Он предлагает классификацию методов индуктивного обобщения, которая рассматривается до сих пор. Он выделяет 4 индуктивных метода:
Метод сходства. Если несколько случаев явления имеют общим одно обстоятельство, то оно и является причиной явления.
Метод различия. Если явление наступает в одном случае и не наступает в другом, а эти случаи отличаются лишь одним обстоятельством, тогда это обстоятельство и является причиной явления.
Метод остатка (вычесть изученные ранее обстоятельства). Если возникновение одного явления вызывает возникновение другого, тогда первое является причиной второго.
Метод сопутствующих изменений Если причиной сложного явления не служат известные предшествующие обстоятельства, кроме одного из них, то это одно и есть причина явления.
Слайд 9
Также Милль разрабатывает учение о классической теории дедукции,
о силлогизме.
Индуктивный вывод – переход от единичного к
общему, а дедуктивный вывод – переход от общего к единичному.
Например, возьмём два факта: «Сократ — человек» и «Все люди смертны». Это силлогизм, выводом из которого будет «Сократ смертен». Милль полагает, что на самом деле никакого вывода от общего к единичному в данном случае не делается. С его точки зрения, мы обычно заключаем от единичного к единичному. Например, Гомер умер, Одиссей умер, и еще умерли 150 человек. Значит, и Сократ тоже умрет. А фраза «все люди смертны» лишь удобный и компактный способ выразить это.
В целом о дедукции Милль говорит, что исходным процессом для любой дедукции является индукция.
Слайд 10
Универсальный эволюционизм Спенсера
Герберт Спенсер (1820-1903гг) – английский философ
и социолог, один из родоначальников эволюционизма. В 1852, за
семь лет до публикации «Происхождения видов» Ч. Дарвина, Спенсер написал статью «Гипотеза развития», в которой излагалась идея эволюции, во многом следовавшая теории Ламарка и К. Бэра. Будучи философом, Спенсер говорит об универсальной эволюции, пронизывающей все. Впоследствии он признал идею Дарвина о естественном отборе как один из факторов эволюции.
Спенсер пытается найти компромисс между наукой и религией с помощью феноменологизма. Предметом религии он считает сферу непознаваемого. Наука даже в сфере явлений всегда ограничена. Он представляет область знаний в виде круга на плоскости знаний в работе "Основные начала". Тогда длина окружность - это соприкосновение с неизвестным. Следовательно, чем больше знаний, тем больше неразрешенных проблем.
В отличие от Конта он больше прав дает дедукции, утверждая, что индукция - это метод качественного предвидения, а дедукция - метод количественного предвидения. Именно количественное предвидение делает науку позитивной, по его мнению, на ранних стадия наука пользовалась, в основном, качественными соображениями.
Спенсера считают основателем органической школы в социологии. Социальный эволюционизм: и общество, и различные социальные образования тоже начинают рассматривать подобно биологическому организму. Человек понимается как эволюционирующее существо, его деятельность должна быть соотнесена с эволюционными представлениями. В частности, познание, которое осуществляет человек, тоже начинает пониматься в контексте эволюции. Например, как некий инструмент, который вырабатывает человек во время адаптации в среде обитания. Особенности человеческого познания погружаются в биологический контекст. Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью».