Слайд 2
Учебные вопросы:
1. Специфические черты и основные направления западноевропейской
философии XX.
2. Философия экзистенциализма.
3. Философская антропология XX века.
4. Позитивизм
как философия науки.
Слайд 3
Вопрос 1.
Специфические черты и основные направления западноевропейской
философии XX.
Слайд 4
Специфические черты постклассической философии:
Критическое отношение к классической философии,
пересмотр исходных понятий и проблем классической философии.
Повышенный интерес к
проблемам человека, его сущности и существования.
Утрата веры во всемогущество разума приводит к возникновению идей иррационализма и пессимизма, наряду со сциентизмом.
Слайд 5
4) Стремление переосмыслить предмет философии и развести философию
и науку:
а) противопоставление философии и науки
б) включение философии в науку.
5) Использование интуиции как не- рационального метода познания.
6) Желание каждой школы, направления представить свою философию как универсальную систему.
Слайд 6
Основные направления постклассической философии:
1. Философия позитивизма (О.Конт,
Б.Рассел, К.Карнап, Т. Кун, С. Тулмин)
2. Философия жизни
(Ф. Ницше, В. Дильтей, Г.Зиммель, О.Шпенглер)
3. Психоаналитическая философия (З. Фрейд, К.Юнг)
4. Прагматизм (У. Джеймс, Дж. Дъюи)
5. Неокантианство (В. Виндельбанд, Г. Риккерт)
6. Феноменологическая (Эдмунд Гуссерль)
Слайд 7
7. Философия герменевтика (Г. Гадамер, П. Рикёр)
8. Неотомизм
(Ж. Маритен, Э. Жильсон)
9. Структурализм (К. Леви-Стросс, Ж. Деррида,
М. Фуко)
10. Экзистенциализм (Ж.П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, М.Хайдеггер)
11. Философская антропология(А. Гелен, Г. Плеснер)
12. Философия марксизма(К.Маркс, Ф.Энгельс, К.Каутский, П.Лафарг, Г.В.Плеханов, В.И.Ульянов и.др.).
Слайд 8
Вопрос 2.
Философия экзистенциализма.
Слайд 9
Основные направления внутри философии существования:
Философия экзистенциализма означает философия
существования.
Религиозный экзистенциализм (К.Ясперс, М.Хайдеггер)
Атеистический экзистенциализм
( А.Камю, Ж.П.Сартр)
Слайд 10
Центральная проблема философии существования – человек, его бытие,
сущность и существование.
Человек понимается как социальное существо, сущность его
заключена в свободе выбора, в свободе деятельности.
Человек «обречен быть свободным».
Сущность человека меняется в процессе его жизни: во-первых, человек может как совершенствоваться,
во-вторых, могут разрушаться его личностные характеристики под воздействием социальных условий.
Слайд 11
Человека постоянно меняется, в его жизни нет ничего
раз и навсегда заданного: сегодня он богат, завтра беден,
сегодня болен, завтра здоров и т.д.
Сущность человека наиболее ярко проявляется в «экстремальной ситуации», как утверждал К.Ясперс.
Самой экстремальной ситуацией является нахождение человека между жизнью и смертью.
Основными моментами жизни человека является: во-первых, его «заброшенность» в мир, где он творит свою жизнь и отвечает за все, что делает, во-вторых, состояние «отчаяния» и страха перед будущим.
Слайд 12
Вопрос 3.
Философская антропология XX века.
Слайд 13
Философская антропология XX века.
Основные представители (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плеснер,
Ландман и др.)
Основные работы:
М.Шелер «Положение человека в космосе»;
Г.Плеснер «Введение
в философскую антропологию», «Ступени органического в человеке»;
А.Гелен «О системе антропологии», «Человек. Его природа и положение в мире».
Слайд 14
Философская антропология – наука о метафизическом происхождении человека,
о его физических, психических и духовных началах.
Все проблемы философии
следует свести к вопросу, «что есть человек?».
Человек понимается как свободное, разумное, культурное и одновременно биологическое существо.
Слайд 15
Сущность человека представляет собой синтез культуры и природы.
Важное
значение в человеке имеет сознание, включающее в себя разумность,
чувства, эмоции, инстинкты и побуждения.
Важной проблемой в понимании сущности человека считается проблема самоидентификации, кто я, каков я?
Проблема самоидентификации конкретизируется в проблеме соотношения Я и Другого, последняя представлена в гендерной проблеме, соотношения Он и Она.
В сущности человека важную роль играет его личностная специфика – язык как средство общения, совесть, отношение к окружающим.
Итак, человек в результате есть желающий, играющий, оценивающий себя и других, действующий.
Слайд 16
Вопрос 4.
Позитивизм как философия науки.
Слайд 17
Позитивизм в своем развитии проходит четыре этапа:
Классический позитивизм
(30 – 90г.19 в.) – О.Конт, Г.Спенсер).
Эмпириокритицизм (конец 19
– начало 20в.) – Э.Мах, Р.Авенариус.
Неопозитивизм (20 -60 гг. 20 в.) – Б.Рассел, Л.Витгенштейн, К.Карнап, М.Шлик.
Постпозитивизм (50 г. 20 в. – до настоящего времени) – Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейерабенд.
Слайд 18
Неопозитивизм и его идеи.
Философия – это наука о
познании, его структуре и одновременно методология.
Главная задача философии заключена
в следующем.
Во-первых, в сведении сущности предмета философии к анализу языка науки.
Во-вторых, в превращении логики в математическую логику, главная задача которой совершенствования языка науки.
В-третьих, подвергнуть все наличное знание критическому анализу с позиции требования принципов верификации и фальсификации.
Слайд 19
Верификация – процедура установления истины через эмпирическую проверку:
если не будут обнаружены факты, подтверждающие теорию, то она
не является истинной.(Л.Витгенштейн)
Фальсификация – процедура установления ложности гипотез и теорий в результате экспериментальной или теоретической проверки. (К.Поппер)
Слайд 20
Постпозитивизм и его идеи.
Основные работы:
Т.Кун «Структура научных революций».
Ст.Тулмин
«Концептуальные революции в науке».
Основные идеи:
Пересмотр классической позитивистской методологии.
Отказ от
ориентации на анализ языка науки и обращение к истории развития науки.
Слайд 21
Отказ от строгого разграничения между эмпирическим и теоретическим,
открытием и обоснованием, фактом и теорией.
Отказ от противопоставления философии
и науки.
Признание развития науки как процесса, где период повседневной исследовательской работы сменяется скачкообразными прорывами и появлением новых картин мира, теорий и гипотез.
Философия есть не что иное, как история и теория научного познания и его методология, или философия науки.