Слайд 2
Эмпиризм
«Scientia est potentia»
Индукция – основной
способ обобщения и проверки данных эмпирического опыта посредством изучения
свойств по возможности всех предметов определённого класса. Но: индукция редко может быть полной и абсолютно достоверной, она носит вероятностный характер
Цель науки – преобразование природы в соответствии с потребностями человека: «Знание – сила»
Френсис Бэкон (1561-1626): всякое новое достоверное знание мы получаем путём эмпирического опыта (с помощью органов чувств) и наблюдения – с последующим обобщением и проверкой опыта
Слайд 5
Дэвид Юм (XVIII век): реальны только ощущения,
доказать существование соответствующих им предметов невозможно
Джон Локк
(XVII век): понятия разума формируются на основе ощущений. «В разуме нет ничего, чего прежде не было бы в чувствах»
Эмпиристы – последователи Френсиса Бэкона:
Слайд 6
Рене Декарт (1596-1650): наиболее достоверны истины разума, извлечённые
им из себя до всякого опыта (априори), как бы
«врождённые» разуму
«Cogito ergo sum»
Рационализм
Фундамент познания – несомненность существования мыслящего субъекта («мыслю, следовательно, существую»): исходя из этого, разум может обосновать истинность научного знания исключительно собственными средствами, не обращаясь к опыту
Решающее значение метода: познание должно стать организованной деятельностью, постепенно устраняющей всё то, что пока остаётся непознанным
Слайд 7
Универсальная наука, построенная на математических началах (mathesis
universalis), должна охватить все области знания
Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646-1716): универсальная наука требует универсального понятийного языка (characteristica universalis), построенного по образцу математики и формализующего типичные операции человеческого мышления → создание счётных машин и компьютеров
Бенедикт Спиноза (1632-1677): сама философия должна быть построена по образцу геометрии – с чётким определением основных терминов, аксиомами и теоремами
Слайд 8
Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724-1804): основная задача теоретической
философии – обоснование истинности математического и естественнонаучного знания («Критика
чистого разума»)
Эмпиристы правы в том, что достоверным может быть только знание, связанное с предметами опыта, а рационалисты правы в том, что разум ещё до всякого опыта (априори) содержит в себе формы, упорядочивающие опыт:
1) формы чувственного восприятия – пространство и время
+
2) формы рассудка – категории (качества, количества, отношения и модальности: существования, возможности, необходимости)
Слайд 9
Предметы, как они существуют вне нашего восприятия
(«вещи в себе»), непознаваемы. Мы познаём только предметы опыта
Субъективный идеализм: идеи упорядочивают мир (как у Платона), но они существует только в сознании человека (субъекта) как априорные формы познания
Помимо эмпирического познания (познания предметов опыта) существует трансцендентальное (от лат. trans-cendere – «выходить за пределы») – познание тех априорных форм восприятия и рассудка, благодаря которым мы можем познавать предметы опыта
Слайд 10
Математика и естествознание истинны, потому что
они опираются на неизменные формы сознания (априорные формы восприятия
и рассудка), упорядочивающие опыт
Всё, что не относится к познанию эмпирических предметов – непознаваемо (бессмертие души, бесконечность мира, существование Бога)
Будучи «вещью в себе», человек недоступен для собственного теоретического познания. Познать себя он может лишь практически – в нравственном поступке
Слайд 11
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к другому
как к цели, а не только как к средству»
Основание человеческой нравственности тоже имеет априорную форму («категорический императив» – безусловное повеление)
Действуя в соответствии с императивом, человек выходит из-под влияния внешних причин и поступает по-настоящему свободно. В таком свободном поступке он впервые открывает самого себя
Слайд 12
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)
Понятие того, что находится
за пределами познания («вещь в себе») самопротиворечиво – ведь
мы знаем, что это непознаваемое существует
Поэтому само «Я» (самосознание как всеобщая структура, присущая всем мыслящим существам) во взаимодействии с «не-Я» и создаёт предметы опыта, и познаёт их
Если Кант утверждает, что субъект определяет, как существуют предметы опыта, то Фихте – что они вообще существуют: невозможно сказать, каковы были бы предметы опыта, если бы не было человеческого сознания, и можно было вообще что-либо сказать об их существовании
Слайд 13
Самосознание абсолютно: это – единственная структура, которая
является субъектом и в то же время – объектом
для самой себя. Поскольку ничего больше не имеет такой структуры, то самосознание не могло возникнуть ни из чего иного, а само утвердило себя таким, как оно есть
Абсолют – это то, что существует только благодаря самому себе + то, благодаря чему существует всё остальное
«Вещей в себе не существует. Я – абсолютно»
Слайд 14
Самосознание абсолютно только как тождество Я и
не-Я, духа и природы, сознания и бессознательной материи
Абсолют не может быть познан с помощью рассуждений, поскольку он сам является основой всякого знания и поэтому предшествует всякому рассуждению
«Я и природа – одно»
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854)
Слайд 15
Постичь абсолют можно лишь посредством интуиции –
через переживание своего тождества с миром как единым целым.
В этом переживании человеку открывается, что всё в мире тождественно всему и что всё есть одно
Интуитивное познание абсолюта – это абсолютное знание
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...»
Ф.И. Тютчев
(близкий друг
Шеллинга)
Слайд 16
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831): абсолютный идеализм
(1) Развитие
человеческого сознания совершается благодаря обществу, которое как бы принимает
человека у природы со всеми его природными свойствами и стремлениями
(2) В свою очередь, природа не является предельным источником происхождения человека – она управляется внешними ей, нематериальными законами
(3) Эти законы – отражение идеальных структур, Понятий (≈ идеи Платона), во взаимосвязанном виде содержащихся в разуме абсолютной Идеи (= Бога)
Слайд 17
В отличие от Канта Гегель видит источник
порядка в природе не в конечном субъекте, а в
абсолюте
В отличие от Шеллинга Гегель понимает абсолют не как простое неразделимое тождество Я и природы, а как божественный разум, содержащий в себе систему Понятий
Всякое развитие имеет духовную основу – диалектическое самодвижение Понятий в божественном разуме. Источник развития – противоречие каждого отдельного предмета с самим собой и его ограниченность по сравнению с всем существующим
Слайд 18
Диалектическое развитие имеет три фазы: тезис (простое
утверждение) – антитезис (его отрицание) – синтез (преодоление отрицания
и его включение в новую целостность): бытие (наиболее общее (= пустое) понятие) → небытие → становление (синтез бытия и небытия) … → абсолютная Идея (= Бог)
Слайд 19
Эти законы организуют природу таким образом, что
она порождает человека, а человек благодаря обществу и историческому
опыту всего человечества в итоге оказывается способным познать как своё происхождение из природы, так и свой общий с природой исток – Идею. Цель истории – самопознание и свобода человечества
«Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук»
Но развитие также реализуется в природе, обществе и человеческой истории. Хотя природа есть нечто внешнее по отношению к Идее, она, тем не менее, управляется в соответствии с законами Идеи (то есть в соответствии с Понятиями)
«В человеке самопознание Духа приходит к завершению»
Слайд 20
Критика немецкой классической философии. Отказ от христианства
Гегель –
вершина новоевропейской философии: попытка объединить все области знания (включая
рациональное содержание христианства) на философских основаниях – но не по образцу математики (Декарт), а на принципах диалектики
Три направления критики:
1. Исторический материализм (марксизм) – против теоретического отношения к действительности как к осуществлению идеи, за практическое преобразование общества на наиболее справедливых (коммунистических) началах
Слайд 21
Людвиг Фейербах (1804-1872): критика Гегеля с позиций антропологизма
(áнтропос – греч. «человек»)
«Не Бог создал человека, а человек
– Бога»
Абсолютный идеализм Гегеля – это рационализированная религия, а религия – это «отчуждение» духовной сущности человека и наделение её самостоятельным бытием
Но человек – не творение Бога, а наиболее совершенная часть вечной природы. Любовь к Богу – «отчуждённая» любовь к человеку, и она должна быть направлена на человека
Слайд 22
Карл Маркс (1818-1883)
(1) Фейербах прав: человек – высшее
существо для человека → человеческая эмансипация (ликвидация отношений, при
которых человек «обесчеловечен» – унижен и порабощён)
↓
Первично экономическое отчуждение: труда, его продукта, сущности человека и человека от человека → преодоление «самоотчуждения» человека через ликвидацию частной собственности = возвращение человека «к самому себе» при коммунизме
Слайд 23
(2) Человек определяется через общественные отношения,
а общество
изменяется не вследствие изменения сознания, но вследствие практики –
деятельности, преобразующей общество и природу
Основные виды практической деятельности – производственная (изменение природы при создании материальных благ для удовлетворения потребностей) и революционная (борьба за изменение общества)
Формы собственности на средства производства определяют производственные отношения, а значит, характер общества и составляющих его классов (собственники средств производства господствуют над теми, кто на них трудится)
Слайд 24
Периодизация истории: племенная, античная (рабовладельческая), феодальная, капиталистическая
и будущая коммунистическая формы собственности и соответствующие типы обществ
(3)
Созданные буржуазией гигантские производительные силы переросли узкие рамки буржуазных производственных отношений. Они всё больше приобретают общественный характер и потому требуют общественной собственности (переход к коммунизму)
«Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества, и люди начинают сознательно сами творить свою историю»
Слайд 25
Коммунизм: общественная собственность на средства производства (но
общество не подчиняет себе индивида); труд как внутренняя потребность
без «отчуждения» его продуктов от человека, человека от самого себя и людей друг от друга; потребление в соответствии с естественными потребностями; автоматизация производства жизненно необходимой продукции
(4) Свой метод мышления Маркс определял как диалектический: но у Гегеля диалектика имеет своим основанием саморазвитие Духа, а у Маркса – материального производства
«Капитал»
Слайд 26
В.И. Ленин (1870-1924): возможность социалистической революции в стране
с несформировавшейся индустрией и капиталистическими отношениями + ключевая роль
партии (а не самого пролетариата, пока не вполне осознавшего свою революционную роль)
Л.Д. Троцкий: для осуществления социализма необходима революция в мировом масштабе
(теория «перманентной» революции)
И.В. Сталин: социализм может быть построен и в одной стране, если позволяют внутренние ресурсы
«Партия должна взять на себя роль руководителя пролетариата!»
Слайд 27
Франкфуртская школа марксизма.
Теодор Адорно (1903-1969): негативная диалектика
«Современный
пролетариат интегрирован в капиталистическую систему, поэтому вместо революции остаётся
критиковать существующую капиталистическую идеологию во всех её проявлениях»
Прежняя философия, в особенности диалектика Гегеля, стремилась к достижению абсолюта и замыканию всего существующего в системе
Движение от тезиса к антитезису и синтезу (= отрицанию отрицания) – это форма оправдания существующего порядка вещей
Философия должна быть критической – воплощать в себе дух постоянного отрицания: отрицать любые тенденции к замыканию в системе, к подчинению и манипуляции, к господству человека над человеком
Слайд 28
2. Позитивизм – против умозрительных методов познания природы
и общества
Огюст Конт (1798-1857): основатель позитивизма и научной социологии
Три стадии интеллектуального развития человечества: теологическая («фиктивная», до 1300 г.), метафизическая («абстрактная», 1300-1800 гг.), последняя и высшая – научная («позитивная», начиная с XIX в.)
Философия, как и религия, уже сыграла свою роль в развитии человеческого познания и должна уступить место науке: только наука способна дать позитивное знание о мире, она должна охватить все сферы человеческой деятельности и обеспечить им прочное основание
Слайд 29
Главное в науке – факты, несомненные и
устойчивые данные; они приносят позитивное знание. Основное дело науки
– собирать факты и систематизировать их, не строя теорий насчёт их возможных причин. Поэтому основной метод научного познания – наблюдение, а главная функция науки – описание
Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль
Наука и позитивная философия помогут создать саморегулирующееся общество, построенное на началах любви, порядка и прогресса
Слайд 30
Джон Стюарт Милль (1806-1873): инструментализм
Научное знание
– результат обобщения единичных фактов, приведенных в систему, которая
устанавливает отношения между частными явлениями и более общими принципами (законами)
Законы природы – проявления регулярности при обобщении опытных данных; полезны для объяснения и предсказания последних, но не дают знания, которое могут принести только конкретные факты или индуктивные умозаключения
Но: индукция – умозаключение от частного к частному (а не к общему)
Слайд 31
Развитие научного знания – последовательное накопление знаний
о единичных фактах (ср. с учением схоластического номинализма). Общие
утверждения, получаемые в результате индукции, играют полезную, но чисто инструментальную роль: они помогают сохранить знание о множестве конкретных фактов
«Знание – это всегда знание единичного. Общие положения и теории – инструментальны»
Слайд 32
3) Иррационализм – против представления о том, что
мир основан на разумном порядке. Озабоченность проблемами отдельной личности
– уникальной и несводимой к общим (рационалистически понимаемым) принципам мироздания
Артур Шопенгауэр (1788-1860): критика Гегеля на основе собственной интерпретации Канта; обращение к восточной философии – буддизму и Упанишадам
(1) «Мир есть моё представление... Всё, что принадлежит и может принадлежать миру, неизбежно отмечено печатью этой обусловленности субъектом и существует только для субъекта»
«Мир есть воля и представление»
Слайд 33
(2) Мир есть воля. Кант: практическое познание, опирающееся
на свободную волю, выше теоретического. Шопенгауэр: воля независима от
разума, она есть «абсолютно свободное хотение», не имеющее причин и оснований, первоначало и абсолют. Рационализм ложен: воля (мотивы, желания, стремления) – не придаток разума, она сама направляет его деятельность
(3) Бытие мира зависит от первого сознательного существа, но само это существо зависит от цепи событий в мире, предшествующих его жизни. Поэтому уже первое представление, с которого начинается бытие мира, неразрешимым образом противоречиво
Слайд 34
Волевые начала развиваются в природе до высшей,
человеческой, воли. Каждая высшая ступень поглощает собою все низшие
и включает в себя их стремления
Пессимизм (против оптимизма): всё в мире детерминировано, предопределено взаимосвязью причин и следствий; свободы не существует и особенно мучительно для человека осознание этого
Но: чем сдержаннее потребности человека и чем больше сострадание к другим людям, тем больше надежд на спасение от зла и страданий
«Мир как воля и представление»
Слайд 35
Фридрих Ницше (1844-1900): отказ от рационального обоснования мысли,
ориентация не на истину, а на толкование и оценку,
афоризм, притчу и поэзию
(1) «Воля к власти» и «перспективизм». Основное свойство всего живого, жизни вообще – воля к власти. Это не желание власти, а стремление к максимальному самоутверждению – осуществлению собственных жизненных сил
Истины не существует, есть лишь различные «перспективы», с которых каждый по-своему рассматривает, представляет, оценивает себя и мир. Поэтому невозможно в полной мере понять мир, не учитывая человека как силу, устанавливающую перспективы: «Против позитивизма, утверждающего, что существуют лишь факты, сказал бы я: нет, именно фактов не существует, а только интерпретация»
Слайд 36
(2) Нигилизм. Начиная со времён Сократа в воле
к власти торжествует отрицание, и жизнь приобретает слабые, упадочные
формы:
Сократ отверг трагическое восприятие жизни и примирение с ней в пользу безжизненного рационализма и морали, стал судить жизнь по мерке превосходящих её ценностей
Это отрицание жизни было подхвачено Платоном, христианством, философией и наукой нового времени: они учат о «двух мирах» (реальном и идеальном), тогда как мир жизни един и целостен
Слайд 37
«Нигилизм слабых»: «злопамятство» (насильственное ограничение сил жизни
в других), нечистая совесть («жизнь недостойна без «высших» ценностей»)
Дальнейшие этапы: смерть Бога («Бог мёртв», человек убил Бога, встав на Его место и взвалив на себя новое бремя – человеческие ценности морали, пользы, прогресса), последний человек («всё суета сует и лучше погибнуть в бездействии») и человек, который желает гибели (воля к ничто – активное саморазрушение)
Ничто больше не является истинным; Бог умер; нет морали; всё позволено
Слайд 38
«Нигилизм сильных» – нигилизм побеждает себя, пробуждается
новая воля к бытию
«Переоценка ценностей» духовной аристократией:
«...Нельзя ли перевернуть все ценности? и, может быть, добро есть зло? а Бог – выдумка и ухищрение дьявола? И может быть, в последней основе всё ложно? И если мы обмануты, то не мы ли, в силу того же самого, и обманщики?»
(3) «Сверхчеловек»: «человек – это то, что должно быть преодолено». «Сверхчеловек» (Übermensch) – преобразование сущности человека; сосредоточение в человеке всего, что может быть утверждено, высшая форма бытия – свободное творчество во имя жизни («по ту сторону добра и зла»)
Слайд 39
(4) Вечное возвращение и «любовь к судьбе» (amor
fati)
Мир находится в вечном становлении и возвращается
к самому себе, поэтому желая чего-то, нужно желать и его вечного возвращения (абсолютное утверждение), любить свою судьбу в вечности
«Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла»
«Человек – это канат над пропастью, натянутый между животным и сверхчеловеком»
Слайд 40
Итог развития новоевропейской философии: кризис западного христианства
и распад всеохватывающего мировоззрения, которое систематически объединяло бы все
области человеческого знания и веры
рационализм
Кант
Фихте
Шеллинг
Гегель
исторический иррационализм
материализм
(марксизм) позитивизм
немецкая
классическая
философия
Слайд 42
Философия ХХ века
1. Психоанализ и аналитическая психология
Зигмунд Фрейд
(1856-1939), австрийский врач-психиатр
Душа (психика) человека – это не
только его сознание, но и «бессознательное»: не столько то, что забыто или не осознаётся человеком, сколько «область» вытесненных из сознания желаний, источником которых является «либидо» – половое влечение, сексуальная «энергия» (позже – все проявления любви)
Источник конфликта человека с самим собой: реализации желаний мешает «предсознание», осуществляющее их «цензуру», поскольку бессознательное действует согласно «принципу удовольствия», а предсознание – согласно «принципу реальности»
Слайд 43
Бессознательное содержит в себе «комплексы» (термин Юнга)
– сложные психические структуры, обусловливающие поведение человека («Эдипов комплекс»)
Закономерности функционирования бессознательного могут быть изучены на материале сновидений и свободных ассоциаций
«Импульсы» либидо могут подавляться, реализовываться, «сублимироваться» в формы деятельности, не связанные с половым влечением
Вся человеческая культура и религия созданы на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности
Слайд 44
Концепция 1920-1939 гг.:
(1) Оно («область» инстинктов
и влечений), из которой возникают Я (реализует / запрещает
«позывы» Оно, соотнося их со Сверх-Я и обществом) и Сверх-Я («инстанция» нравственности – соотносит мысли и поступки с общественными нормами)
(2) Эрос (инстинкт жизни и полового размножения) и более фундаментальный – Танатос (инстинкт смерти и самоуничтожения)
Критика: невозможность научного подтверждения и оценки психоаналитчисеки теорий
«Культура, с одной стороны, ограничивает неконтролируемые сексуальные и агрессивные инстинкты человека, а с другой – делает его больным и несчастным»
Слайд 45
Карл Густав Юнг (1875-1961), швейцарский врач, психолог и
философ
Либидо охватывает все влечения и стремления, а
не только сексуальные («жизненная энергия»); бессознательное содержит не только инстинкты и влечения
Первично не индивидуальное, а «коллективное» бессознательное (не обусловленное событиями индивидуальной душевной жизни)
Содержание коллективного бессознательного: инстинкты и «архетипы» («первообразы») – эмоционально заряженные образы, соотносящиеся с инстинктами и вызывающие чувство «священного»
Слайд 46
Архетипы – наследие психической истории человечества; дают
материал для религиозных образов и символов, мифов, сказок и
снов («тень», «анима» / «анимус», «великая мать», «мудрец» / «мудрая женщина», схождение души в царство мёртвых)
Задача человека и культуры – интеграция содержания бессознательного в сознание, достижение целостности, гармонии между рациональным и иррациональным. Преобладание одной из сторон может вести к дезинтеграции сознания либо к его оскудению
«Лишь овладев содержанием бессознательного, человек в полной мере обретает себя»
Слайд 47
2. Экзистенциализм (от лат. existentia – «существование»)
Предшественники: Сёрен
Кьеркегор (1813-1855), Лев Шестов (1866–1938)
В отличие от всего
остального человек определяется не через сущность и её свойства (в первую очередь разум), а через особенности своего существования («экзистенции») и отношения к нему
(1) Экзистенция – это не сам факт существования человека и не простое ощущение жизни, а переживание и осознание собственного существования в мире, открытости миру. Экзистенция не замкнута в себе и всегда направлена на иное – мир как целое, людей, предметы
Слайд 48
Феноменология Эдмунда Гуссерля (1859-1938) – анализ деятельности
сознания: основное свойство сознания – интенциональность (направленность на предметы)
Атеистический экзистенциализм(Жан-Поль Сартр, Альбер Камю): Бог умер, поэтому человек принципиально смертен – его существование направлено к ничто, а жизнь без Бога в пределе абсурдна – смысл произвольно устанавливает сам человек
Религиозный экзистенциализм (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер): в обращённости к миру и к другому или в «пограничных» ситуациях (в глубочайших потрясениях, перед лицом смерти) человеку открывается подлинный смысл его существования (поскольку за миром стоит Бог)
Слайд 49
Карл Ясперс (1883-1969)
Жан-Поль Сартр (1905-1980)
Мартин Хайдеггер (1889-1976)
Альбер
Камю (1913-1960)
Слайд 50
(2) Главная особенность экзистенции – существование во времени
(временность). Но это не безразличное физическое время, а личностное:
время дела, заботы, радости, скуки, ожидания; оно течёт из будущего, с которым связаны проекты собственной жизни, выбор и реализация возможностей, надежда. Но временность экзистенции означает и её конечность – ограниченность смертью
Историчность: человеческое существование всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Принадлежность к определенному народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических и других качеств, все это – выражение изначального характера экзистенции как «заброшенности»
Слайд 51
Сартр и Камю: трансценденция иллюзорна, за ней
стоит ничто, которое есть глубочайшая тайна экзистенции (нигилизм)
(3) Трансцендирование
(от лат. trans-cendere – «выходить за пределы»): устремлённость человека за пределы собственного существования
Религиозный экзистенциализм: трансцендентное («выходящее за пределы человеческого существования») – это не ничто, а Бог. Ясперс и поздний Хайдеггер: трансцендентное – реально, однако его невозможно познать рационально, можно лишь «открыться» для «встречи» с ним
Слайд 52
(4) Трансцендирование выражается в способности экзистенции к свободе,
которая начинается за пределами социальных, экономических, правовых, культурных отношений
Религиозный экзистенциализм: подлинную свободу можно обрести лишь в Боге
Атеистический экзистенциализм (Сартр): свобода – в полной независимости от наличных условий существования; человек сам создает себя (но это возможно потому, что человек принципиально одинок и лишен какой бы то ни было основы в мире)
Слайд 53
Свобода – бремя, которое должен нести человек,
поскольку он – личность. Он может отказаться от свободы,
стать «как все», но только ценой отказа от своей личности
Отказавшись от свободы, человек оказывается в мире, где всё анонимно, где никто ничего не решает, а потому не несёт ни за что ответственности. Общение людей в таком мире не может быть подлинным, фальшивы даже любовь и дружба – в тех формах, которые установлены обществом
Единственный способ подлинного общения (Камю) – это объединение в бунте против «абсурдного» мира, против конечности и смертности человека, бессмысленности его существования
Слайд 54
Критика: экзистенциализм не объясняет, как совместить способность
человека к творчеству и созиданию с устремленностью экзистенции к
ничто, концу, смерти. Ведь перед лицом ничто всякое устремление, всякое творчество с самого начала обречено на крушение, перед лицом ничто незачем строить. Поэтому экзистенциалисты (прежде всего Сартр и Камю) склонны скорее к бунту, чем к созиданию
Слайд 55
3. Аналитическая философия
Подход к решению философских проблем
не через изучение сознания (как в немецкой классической философии),
а через анализ языковых средств выражения – путём выявления логической структуры языка либо путём выяснения закономерностей обыденного языка
Готлоб Фреге (1848-1925)
Разработка языка символической (математической) логики (идея Лейбница). Формализация и ускорение решения логических и философских проблем
Слайд 56
Редукция арифметики к логике (логицизм) на основе
понятия класса: число – класс всех классов, которые имеют
одинаковое количество предметов; «0» – класс всех тех классов предметов, которые нетождественны себе, «1» – класс классов, тождественных нуль-классу
Парадокс в связи с классом всех классов, являющихся собственными элементами (письмо Рассела)
Теоремы Курта Гёделя (1932): о неполноте (1) и о непротиворечивости (2) формальных систем, достаточно сложных, чтобы включать в себя язык арифметики. Невозможность самообоснования логицизма
Слайд 58
Бертран Рассел (1872-1970) и Джордж Эдвард Мур (1873-1958):
вместо «абсолютного идеализма» (целостность, главенство целого над частями, «внутренние
отношения») – плюрализм, атомизм, анализ (два противоположных мировоззрения)
Джордж Эдвард Мур: обыденный язык и здравый смысл
Анализ – «перевод», замена одних выражений другими, тождественными им по смыслу
Слайд 59
Истинность наиболее общих положений (о существовании внешних
вещей, других людей) заложена в способе мышления человека. Человек
не знает, откуда ему известны многие бесспорные истины, но знает их с очевидностью, а попытки их оспорить приводят к путанице и противоречиям в языке
Бертран Рассел: формализованный язык и теория «внешних отношений»
Эмпиризм с опорой не на психологию, а на математическую логику (≈ теория познания, основание философии – задаёт онтологию)
Слайд 60
Логицизм: математика – отрасль логики (для разрешения
парадокса Фреге – теория типов, ср. теория метаязыков Тарского)
Высказывание – переменная, зависящая от входящих в него выражений (целое определяется частями, а не наоборот); анализ: от семантики – к синтаксису
«Атомизм» логики → «атомизм» онтологии
Людвиг Витгенштейн (1889-1951)
(1) «Логико-философский трактат» (1921): мир имеет онтологию, соответствующую логике Рассела
Слайд 61
Мир состоит из фактов (а не вещей),
сложных и простых (элементарных), которые состоят из объектов в
той или иной конфигурации. Объекты – просты и постоянны; события – возможные (изменяющиеся) конфигурации объектов
Элементарные высказывания – «картины» элементарных фактов (событий). Совокупность истинных предложений – «картина» мира (разные языки дают разные «картины» мира)
Граница смысла: осмысленные высказывания – о фактах; логические – формальны (тавтологичны; не несут нового смысла). Философия должна быть «критикой языка» (ср. Кант)
«О чём невозможно говорить, о том следует молчать» (нравственность, религия, смысл жизни)