Слайд 2
Новое время (XVII в.):
Период становления капитализма и в
Нидерландах и Англии;
Эпоха научной революции.
С развитием научного естествознания возникла
потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования.
Для философии также характерна ориентация на науку, прежде всего на экспериментально-математическое естествознание.
Слайд 3
Два главных направления философии Нового времени:
Рационалисты – считали,
что основой бытия и познания является разум;
Представители: Р. Декарт,
Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
Эмпиристы – видели в основе познания не разум, а знание и опыт.
Представители: Ф. Бэкон, Д. Локк, Д. Юм.
Слайд 4
РАЦИОНАЛИСТЫ:
Рене Декарт (1596-1650)
Основоположник рационализма.
На лат. Декарт – Картезий,
прозвали «Великий Картезий»
Естествоиспытатель, философ, медик, математик.
Слайд 5
Рене Декарт:
Создатель современной алгебры и аналитической геометрии, автор
закона преломления света;
Распространил принципы механического движения на нервную систему
животных. Он выдвинул идею рефлекса как отражения «животных духов», переходящих с одного нерва на другой и, т.о., разработал в простейшем виде рефлекторную дугу.
Основные сочинения: "Рассуждения о методе", "Метафизические размышления", "Начала философии".
Слайд 6
Декарт искал признаки достоверности знания. Чтобы найти положение,
истинность которого не вызывает сомнения, отвергал всё, в чем
можно было усомниться (сомнительно всё – существование Бога, внешнего мира, собственного тела…).
Слайд 7
Он пришел к выводу, что реально существует только
само сомнение. Сомнение – это свойство мысли. А мысль
– это работа разума. Несомненно лишь то, что я мыслю.
Cogito ergo sum - «Я мыслю, следовательно, я существую».
Он считал, что в поиске истины следует руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни чувствам.
Слайд 8
Учение Декарта о субстанции, ее атрибутах и модусах:
Субстанция (первооснова бытия) – это то, что существует, не
нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самой себя.
Ею может быть только Бог. Бог создал мир, также состоящий из субстанции.
Слайд 9
Роль Бога у Декарта сводится только к
приданию Вселенной первоначального толчка (хаотического движения), а устроение мира
и образование Солнечной системы есть результат действия законов механики.
Поэтому Р. Декарт— деист.
Декарт был также дуалистом, так как признавал равными два начала: дух и материю.
Слайд 10
Мир состоит из двух видов субстанций:
Материальные субстанции (вещи)
Главное
свойство – свойство протяжённости;
Вторичные, производные качества (модусы) – форма,
движение, положение в пространстве и т.д.
Духовные субстанции (идеи)
Главное свойство – свойство мышления;
Вторичные свойства (модусы) – чувства, желания, ощущения…
В отличие от материальной субстанции, является неделимой и не имеет формы.
Слайд 11
Человек – единственное существо, в котором соединяются и
существуют оба типа субстанции (материальная и духовная).
В качестве основного
научного метода Декарт предлагал дедукцию (от общего к частному).
Считал возможным логическим путем вывести все знания о мире.
В качестве конечной цели познания Декарт видел господство человека над природой.
Слайд 12
Теория врожденных идей:
Декарт выдвинул теорию о «врожденных идеях»
- особом роде знаний, которые не нуждаются ни в
каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Они всегда существуют в разуме Бога и человека и передаются из поколения в поколение. Эти идеи могут быть двух видов: понятия и суждения.
Слайд 13
Примерами врожденных понятий могут служить:
Бог (существует); «число», «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д.
Примеры врожденных суждений – «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».
Последователи Декарта – «картезианцы».
Вся последующая европейская философия прямо или косвенно связана с идеями Декарта
Слайд 14
Бенедикт (Барух) Спиноза
(1632-1677)
Священнослужитель отлученный от иудаизма за
свои идеи.
Рационалист, последователь Декарта;
Был пантеистом (pan-всё, teos-Бог), т.е. обожествлял
природу.
Слайд 15
Бенедикт Спиноза (продолжение)
Спиноза - автор наиболее разработанной философской
системы Нидерландов Нового времени. Его девиз «Не смеяться, не
плакать, не проклинать, а понимать».
Основные труды: «Основы философии Декарта», «Политический трактат», «Этика».
Слайд 16
Бенедикт Спиноза, идеи:
Спиноза был пантеистом, то есть он
верил, что Бог заключен во всех вещах: Бог есть,
он растворен в каждой частице природы. Бог – творческое начало природы (творящая природа).
Природа и Бог существуют извечно, они неразделимы и неразличимы.
Слайд 17
Учение Спинозы о единой субстанции:
Существует только одна субстанция,
одна единая и бесконечная;
Спиноза называет ее Богом и одновременно
природой. (Это обожествленная природа);
Т.е. субстанция = Бог = Природа.
Слайд 18
Бенедикт Спиноза (продолжение)
Не существует принципиального различия между высшей
субстанцией (Богом) и сотворенными им другими субстанциями.
Т.о., в отличие
от Декарта (бывшего дуалистом), Спиноза становится на точку зрения монизма (mono - один), признающего одно, единое первоначало мира.
Слайд 19
Модусы («способы существования» субстанции), по Спинозе - это
все единичные вещи. Субстанция существует только через единичные вещи.
Главные
атрибуты (неотъемлемые свойства) единой субстанции – протяженность и мышление (вместе!). Каждая единичная вещь – это тело (воплощение атрибута протяжённости), и соответствующая этому телу идея (воплощение атрибута мышления).
Пример: Идея протяженности – это мысль, а сама протяженность - воплощение мысли.
Слайд 20
Человек – самый сложный из модусов субстанции (ему
соответствует идея, мыслящая саму себя и своё тело).
От
животных он отличается тем, что его тело дает мыслительным свойствам субстанции развиться. Душа его после смерти растворяется в божественной природе.
Слайд 21
Подчиненность страстям, действия под влиянием аффектов (страстей), по
Спинозе, есть порабощенность человека миром.
Цель человека – их усмирение,
путем познания того, что причины страстей – вещи, события в мире не имеют самостоятельного существования, а представляют собой лишь единичные проявления жизни целого (единой субстанции).
Все мировые процессы, по Спинозе, имеют волновую природу (это возмущения субстанции).
Слайд 23
Бог (природа творящая) наделен полной свободой, но Он
действует в рамках жесткой необходимости; в силу своей сущности
он не может не породить следствие - природу сотворенную.
Модусы (проявления субстанции – единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;
Т.о., все существующее в природе сотворенной (в мире конечных вещей - модусов) является причинно-обусловленным, закономерным и необходимым. Нет ничего случайного.
Слайд 24
Человек отличается от всех иных модусов наличием мышления,
и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же
время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости.
Слайд 25
Т.о., настоящей свободы в нашем мире нет, т.к.
есть жесткая закономерность, зависимость одних вещей, явлений от других.
Тем не менее свобода возможна, когда мы познаём эту всемирную зависимость. Путь к свободе – это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю.
«Свобода – это познанная необходимость».
Слайд 26
Чтобы достичь большей степени свободы, человеку необходимо:
1) Познать
и признать необходимость в виде субстанции (Природы = Бог)
как внешней причины всего сущего;
2) Освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т.д.) – так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости.
Слайд 28
Спиноза выделяет три рода познания:
Чувственное познание (мнение, или
воображение). Этот вид знания дает смутные идеи и зачастую
приводит к заблуждению.
Понимание - даёт отчетливое представление модусов. К пониманию относится деятельность рассудка (ratio) и разума (intellectus).
Третий и высший род познания — это интеллектуальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины. Благодаря интуиции можно постигнуть, что все вещи (модусы) - проявления единой субстанции.
Слайд 29
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
Немецкий математик, юрист и философ,
изобретатель.
Рационалист, предшественник немецкой классической философии.
Изобрел счетную машинку, способную
производить операции над большими числами.
Слайд 30
Готфрид Лейбниц, идеи:
Центральное понятие его философии – монады,
которые он считал первоосновой бытия.
Монады – (греч. «единица»)
– самостоятельные духовные субстанции, неделимые, нематериальные сущности, своеобразные «души». Монады абсолютно замкнуты, независимы друг от друга. Подобно живым существам, монады способны к активности.
Весь мир это совокупность различных монад. Мир монад строго иерархичен, от высших (Бог) – к низшим.
Слайд 31
Готфрид Лейбниц (продолжение)
Богу, как высшей монаде, принадлежит абсолютная
полнота знаний, разумности, активности.
Бог приводит все монады в состояние
соответствия друг другу. Отсюда возникает «предустановленная гармония» нашего мира.
Слайд 32
Каждая из монад носит в себе зачатки мышления.
На определенном этапе развития монады могут связываться с материальным
миром.
Лейбниц выделяет четыре основных типа монад:
Простые, находящиеся в материи;
Обладающие ощущениями и представлениями (у животных);
Наделенные самосознанием (у человека)
Высшая монада - Бог.
Слайд 33
Мы носим в себе множество монад. Если в
нас больше развитых монад – мы умнее, больше неразвитых
– мы глупее и т.д.
Человек имеет возможность развивать, совершенствовать свои монады, повышая уровень своего познания, образования.
Слайд 34
Лейбниц сделал попытку примирить рационалистов и эмпиристов. Согласно
ему, существуют две категории истин:
Первая – «истины разума», выводятся
из самого разума, из знаний.
Вторая – «истины факта» - знание, полученное из опыта.
Первое (истины разума) – знание достоверное, второе (истины факта) – знание вероятностное. Но его также нельзя игнорировать.