Слайд 2
Платон
(427 – 347 гг. до н.э.)
крупнейший философ
Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы –
Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
Слайд 3
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического
учения являются следующие:
-материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем
прекращают свое существование;
-окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
-реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
-чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
-любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
-весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Слайд 5
«Единое»
-является основой всякого бытия;
-не имеет никаких признаков (ни
начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы,
ни содержания, и т.д.);
-есть ничто;
-выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
-первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
Слайд 6
«Ум»
-происходит от «единого»;
-разделен с «единым»;
-противоположен «единому»;
-является сущностью всех
вещей;
-есть обобщение всего живого на земле.
Слайд 7
«Душа»
-подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое –
ничто» и «ум – все живое», а также связывает
между собой все вещи и все явления;
-также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
-душа человека (вещи) есть часть мировой души;
-душа бессмертна;
-при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
-постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса
Слайд 8
Гносеология (учение о познании) Платона
Касаясь гносеологии (учения
о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины
мира:
поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;
«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);
высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
Слайд 9
Проблема государства в философии Платона.
Особую роль в
своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично
для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:
монархия – справедливая власть одного человека;
тирания – несправедливая власть одного человека;
аристократия – справедливая власть меньшинства;
олигархия – несправедливая власть меньшинства;
демократия – справедливая власть большинства;
тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Слайд 11
-Историческое значение философии Платона в том, что
впервые философом
оставлено целое собрание фундаментальных произведений;
-положено начало идеализму как крупному
философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»);
-впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;
-были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);
-была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
Слайд 13
Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в
387 г. в природе Афин и просуществовавшая около 1000
лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.
Слайд 14
В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов
и все что угодно, но только не самих себя.
Глупца
можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.
Любимое часто ослепляет любящего.
Надежды — сны бодрствующих.
Никто не становится хорошим человеком случайно.
Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.
Основа всякой мудрости есть терпение.
Платон
Слайд 15
Аристотель
(384-322 гг. до н.э.)
– древнегреческий философ
классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.
Слайд 16
Классификация философии, данная Аристотелем
Философию Аристотель разделил на
три вида:
теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения
всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
практическую – о деятельности человека, устройстве государства;
поэтическую.
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.
Слайд 17
Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия.
Поскольку
бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное
отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие?
Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:
сущность (субстанция);
количество;
качество;
отношение;
место;
время;
положение;
состояние;
действие;
страдание.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
Слайд 18
Критика Аристотеля как способ объяснения сути бытия.
Рассматривая проблему
бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой,
окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи».
Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.
Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:
не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;
существуют только единичные и конкретно определенные вещи;
данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и т.д.;
индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной.
Слайд 19
Проблема души и человека в философии Аристотеля.
Слайд 20
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и
размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и
животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:
по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
отличается от животных наличием мышления и разума;
имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).
Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.
Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.
Слайд 21
Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
Слайд 22
-внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона,
критикуя учение о «чистых идеях»;
-дал материалистическую трактовку происхождения мира
и человека;
-выделил 10 философских категорий;
-дал определение бытия через категории;
-определил сущность материи;
-выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
-внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).