Слайд 2
Логика, изложена в трудах «Органон»
Основа философской логики -
«категории» – наиболее общих понятий, обозначающих самые общие характеристики
бытия. Чаще всего он называет десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.
Категория сущности– то есть, ответ на вопрос, чем именно является тот или иной предмет (человеком, лошадью, деревом, камнем и т. п.) – играет в философии Аристотеля особую роль.
Из сочетания различных категорий создаются сложные высказывания, которые логика Аристотеля делит на четыре вида общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные.
Чтобы содержать в себе истину, они должны подчиняться законам логического воздействия (закону тождества, закону исключения противоречия, закону исключённого третьего).
Высказывания тоже могут сочетаться, образуя силлогизмы с новыми логическими выводами. Например, из двух разных высказываний: 1. Все люди смертны и 2. Сократ – человек, вытекает третье: Сократ смертен.
Аристотель выделяет в силлогизме три фигуры с 16 модусами каждая. Силлогизмы могут давать как общие, так и частные выводы.
В сочинении «Топика» Аристотель анализирует свыше 300 «топов» – общих приемов мышления, направленных на достижение истины. Он излагает правила диалога, который следует вести посредством топов, и вскрывает недостатки отдельных их видов.
Слайд 3
Теоретическая философия
Она в свою очередь делится на:
1.
«Первую философию» – учение об основах истинного бытия.
2.
Математику – учение о количестве и протяжении;
3. Физику – учение о движении предметов. Понятие «движения» Аристотель толкует весьма широко, понимая его как любое изменение качества.
Аристотель признаёт четыре первоначальные «стихии», образуемые четырьмя возможными сочетаниями двух главных материальных противоположностей: холода – тепла и сухости – влажности. Стихия теплая и сухая – огонь; теплая и влажная – воздух; холодная и влажная – вода; холодная и сухая – земля. Понятия о силе тяжести у Аристотеля нет. По его мнению, огню и воздуху просто изначально свойственно стремление вверх, а воде и земле – вниз. Путём этого своего разнонаправленного движения стихии смешиваются, порождая всё многообразие предметов и мира.
Слайд 4
Практическая философия
Практическая философия – учение о принципах человеческой
жизни и деятельности.
Она состоит из:
1. Этики (науки
о цели жизни отдельного человека).
Добродетель состоит не в знании добра, ибо это знание само по себе не удерживает от дурных поступков. Философская этика призвана через многократное упражнение выработать в человеке сознательную тягу к доброму, сделав её постоянным качеством воли.
Суть добра – в господстве разумного элемента души над чувственными страстями. Истинное этическое поведение состоит в том, чтобы занимать разумную средину между противоположными крайностями, которые и есть пороки. Без добродетели невозможно счастье, составляющее цель жизни. Аристотель признаёт важность наслаждения, но считает высшей его разновидностью чувство довольства, вызываемое в человеке сознанием, что его поступки нравственны и хороши.
Добродетель является совокупностью целого ряда нравственных качеств. Каждый класс людей имеет свои особые этические обязанности, но некоторые из них – в первую очередь, справедливость – являются долгом всех. Истинная нравственность теснейшим образом связана с идеей блага государства, потому Аристотель считает этическую философию очень близкой к общественной – «политике».
Слайд 5
Практическая философия
2. Экономики (науке о домашнем хозяйстве).
3.
Политики (науки о государстве).
В философии Аристотеля государство признаётся высочайшей
целью нравственной деятельности человека. Первоосновой государства является семья. Муж и жена состоят в свободном нравственном союзе, которым должен руководить мужчина, но так, чтобы и женщина не теряла при этом бытовой свободы. Власть отца над детьми должна быть шире, чем над женой. Рабам Аристотель вменяет в обязанность беспрекословно повиноваться господину. То, что греки держат варваров в рабстве, справедливо, ибо дикие племена являются существами низшей природы. Отношение между ними и эллинами – то же, что между телом и духом.
Семьи, размножаясь, образуют общину, а из соединения ряда общин возникает государство. Высшая цель этого института – счастье всех его членов. Счастье же основано на добродетели, поэтому первой задачей государства следует признать обязанность делать своих граждан добродетельными людьми. Таким образом, государство – союз людей для общей нравственной деятельности с целью выработки совершенного устройства жизни.
В трактате «Политика» Аристотель даёт также обзор форм государственного правления, сводя их к трём: монархии (правление одного лица), аристократия (правление немногих лиц) и демократия (общенародное правление; законную, умеренную демократию Аристотель чаще именует «политией»). Каждая из этих трёх политических форм имеет свои преимущества и недостатки. Когда последние получают преобладание над первыми, три возможных формы государства переходят в свои «испорченные» разновидности – тиранию, олигархию и охлократию (власть буйной толпы). Аристотель затрудняется отдать ясное предпочтение одному из трёх типов государственности, ратуя лишь за то, чтобы они не впадали в испорченность. Наилучшим ему кажется некое сочетание аристократии с демократической политией, где власть принадлежит не тёмным низам, а разумному среднему сословию.
Разделяя общегреческий взгляд, Аристотель считает наилучшим небольшое по размеру государство – ограничиваемое одним городом и соседней с ним областью, где все граждане знают друг друга.
Слайд 6
Поэтическая философия
Поэтическая философия: трактаты Аристотеля о поэзии
и риторике
Трактат Аристотеля «Риторика» состоит из трёх книг, посвящённых
трем видам ораторских речей: политическим, судебным и праздничным (эпидиктическим).
Трактат «Поэтика» не сохранился полностью. Он посвящён более всего искусству драмы. Согласно Аристотелю, трагедия должна возбуждать в зрителях чувства ужаса и сострадания, чтобы путём сильных впечатлений производить катарсис (очищение) души. В греческих пьесах действие обычно охватывало краткий период времени. Это обстоятельство склонило Аристотеля проповедовать необходимость «трех драматургических единств» – времени, места и действия. В Новое время теория аристотелевская «трёх единств» легла в основу искусства классического стиля, однако в европейском театре он господствовал не всегда, а лишь время от времени.
Слайд 7
История философии
Философия - «любовь к мудрости» (др.-греч)
Философия -
Наука о всеобщих законах природы, общества и мышления».
Предполагают,
что термин «философия» ввел Пифагор, считавший, что мудрость во всей полноте ее – достояние божественных сил, а смертный человек может лишь любить высшую мудрость и стремиться к ней.
Тех, кто любит мудрость и стремится к ней, Пифагор и назвал философами.
С этой точки зрения сущность философии состоит в извечной человеческой любознательности, в потребности в совершенном знании.
Слайд 8
История философии
Изучение истории философии показывает, что с распространением
письменности по различным центрам зарождающейся цивилизации стали формироваться устойчивые
формы прафилософии.
Такими центрами признаны Древняя Индия и Китай, Древний Египет, Древняя Греция и Рим.
Рождение философии происходило более двух с половиной тысяч лет назад.
Слайд 9
Философия – наука?
Цель философии - найти высшее начало
и смысл бытия, определить отношение человека к Богу, решить
проблемы сознания, уяснить идею души, определить природу и пределы познания, наметить решение нравственных проблем. Таково в общих чертах предметное самоопределение философии.
Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте содержания и смысла. Философия нацелена на то, чтобы установить внутреннюю связь и единство составных частей, элементов мира.
Слайд 10
Философия – наука?
Понятия, категории, принципы и теории философии
так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике,
отвергаются, уточняются.
Для ранней стадии развития философии был характерен космоцентризм (от греч. kosmos – вселенная).
Философы стремились понять мир как целое, а потому одним из ключевых вопросов был вопрос о первооснове мира. Древнегреческий философ Фалес в качестве первоосновы космоса выделял воду, а его ученики и продолжатели его учения в качестве первоосновы называли апейрон (беспредельное и неопределенное начало), воздух. Позже в число первооснов были включены огонь и земля.
Сократ и софисты обратились к проблеме человека и его места в мире. Позже древнегреческие философы начали обсуждать познавательные, логические, этические проблемы, а также проблемы государственного устройства.
Слайд 11
Философия – наука?
По мере распространения христианства, в Средние
века на первый план выдвигаются теологические (от греч. theos
– Бог) вопросы. Философия становится теоцентричной: Бог в центре мироздания, а природа и человек – его творения, зависимые, не способные изменить существование. Мыслители исходили из признания примата веры над разумом.
Таких воззрений придерживались классики средневековой философии Аврелий Августин и Фома Аквинский.
Слайд 12
Философия – наука?
С началом эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.)
отношение философов к миру и человеку меняется. Философская мысль
принимает антропоцентрическую (от греч. anthropos – человек) форму. Зарождается гуманизм (от лат. humanitas – человечность), пропагандируется вера в способности человека, оспаривается приоритет веры над разумом.
Эпохи Нового времени и Просвещения (XVII–XVIII вв.) вносят дух рационализма (от лат. ratio – разум). Актуальными становятся проблемы научного метода (Бэкон, Декарт). По мере развития капитализма большое внимание уделяется проблемам прав человека, общественного устройства (Локк, Монтескье, Руссо и др.). В эпоху Просвещения закладываются концепции правового государства и рыночной экономики.
Немецкая классическая философия (вторая половина ХVIII – первая половина ХIХ в.) возвращает философии ее особый статус, впервые выраженный в трудах древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля. Философская мысль устремляется к предельным основаниям мира и системному изложению учений.
Слайд 13
Философия – наука?
С началом эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.)
отношение философов к миру и человеку меняется. Философская мысль
принимает антропоцентрическую (от греч. anthropos – человек) форму. Зарождается гуманизм (от лат. humanitas – человечность), пропагандируется вера в способности человека, оспаривается приоритет веры над разумом.
Эпохи Нового времени и Просвещения (XVII–XVIII вв.) вносят дух рационализма (от лат. ratio – разум). Актуальными становятся проблемы научного метода (Бэкон, Декарт). По мере развития капитализма большое внимание уделяется проблемам прав человека, общественного устройства (Локк, Монтескье, Руссо и др.). В эпоху Просвещения закладываются концепции правового государства и рыночной экономики.
Немецкая классическая философия (вторая половина ХVIII – первая половина ХIХ в.) возвращает философии ее особый статус, впервые выраженный в трудах древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля. Философская мысль устремляется к предельным основаниям мира и системному изложению учений.
Слайд 14
Философия – наука!
Современная западная философия имеет стремление порвать
с классическими рационалистическими традициями и больше внимания уделять проблемам
человеческого существования и выживанию человека и человечества в кризисных условиях (духовный кризис, экологический кризис и т. п.)
За столетия существования философия как система знания приобрела следующую структуру:
онтология – учение о бытии;
гносеология – теория познания;
методология – учение о методах познания
аксиология – учение о духовных ценностях;
философская антропология – философское учение о человеке;
философия истории – учение о смыслах, содержащихся в истории человечества;
этика – учение о морали и нравственности;
эстетика – философское учение о красоте, о смысле и предназначении искусства;
история философии;
логика – учение о мышлении.
Таковы разделы, составные части философского знания.
Слайд 15
Проблемы философии
Философия как система наиболее общих представлений о
мире и о месте человека в нем рассматривает множество
различных проблем:
онтологические (бытие мира, субстанциональные основания мира, его конечность или бесконечность, пространственно-временные формы существования мира и т. д.);
гносеологические (природа познавательного процесса, роль субъекта в познании, истина как процесс, условия и критерии достижения истины, истина и вера и т. д.);
методологические (уровни научного исследования, методы и формы эмпирического исследования, методы и формы теоретического исследования и т. д.);
аксиологические (специфика ценностного отношения человека к миру и себе подобным, проблема добра и зла, нравственные нормы и их основания и т. д.).
Для современной философии значимы экзистенциальные (от лат. exsistentia – существование) проблемы, связанные с человеческим существованием.
Слайд 16
Основной вопрос философии
Какова природа абсолютного: объективна она
или субъективна, неразумна или разумна?
Абсолют для материалистов – материя,
для идеалистов – дух, идея, сознание
Идеализм – учение утверждающее о том, что сознание, мышление, психическое и духовное – первичны и лежат в основе понимания мира
Материализм – учение, рассматривающее мир как материальное целое, основа мира – материя.
Таким образом, можно сформулировать вопрос так:
Что первично, материя или сознание (разум), природа или дух, бытие или мышление?
Слайд 17
Основной вопрос философии. Онтологическая сторона вопроса
Онтология - учение
о бытии и его сущности.
Принято различать объективный и
субъективный идеализм.
Объективные идеалисты исходят из предположения, что первичным является безличное вселенское сознание, мировой дух (мышление), космический разум, которыми производится все многообразие вещей, явлений и процессов, включая и человека с его сознанием (Платон, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Г.В. Лейбниц, Г.В.Ф. Гегель).
Субъективные идеалисты думают, что первичным является сознание, дух, разум отдельного человека, а весь предметный мир, все процессы в природе и обществе производятся этим сознанием, духом, разумом (Дж. Беркли, И.Г. Фихте).
Материалисты считают, что первична материя, природа. (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Эмпедокл, Гераклит, Демокрит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. А. Гольбах, (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).
Решение основного вопроса философии по первой его стороне может быть монистическим или дуалистическим. Философский монизм состоит в признании первичным только одного-единственного начала бытия: либо материи, либо сознания. Дуализм полагает существование двух первооснов бытия – материи и сознания, которые в этом случае рассматриваются как нечто существующее независимо друг от друга.
Слайд 18
Основной вопрос философии. Гносеологическая сторона вопроса
Гносеология - учение
о познании
Выяснив природу бытия, или окружающего нас мира, философ
устанавливает возможность и, в случае признания такой возможности, границы его познания. В самом общем виде этот вопрос формулируется так: познаваем ли мир?
Материалисты: мир познаваем;
Объективные идеалисты: да, познаваем – через познание абсолютной идеи, мирового разума
Субъективные идеалисты: нет, не познаваем. Учение субъективистов называют агностицизмом. Слово «агностицизм» произведено от древнегреческого а – не, отрицание, гносис – знание.
Слайд 19
Методы философии: метафизика
Основными методами философского мышления являются метафизика
и диалектика.
В буквальном переводе с греческого метафизика –
то, что идет после физики. Термин ввел в I в. н. э. Андроник Родосский, систематизируя труды Аристотеля. Андроник Родосский назвал метафизическими произведения Аристотеля, посвященные вопросам, не связанным напрямую с познанием природных явлений и процессов
Метафизический метод состоит в предположении неизменной сущности предметов, явлений и процессов. Сам же предмет рассматривается вне его связей с окружающим миром, без внешних и внутренних противоречий и вне развития.
Слайд 20
Методы философии: диалектика
Диалектика в переводе с греч. –
«искусство вести беседу». Термин введен Сократом в V в.
до н. э.
«Отцом диалектики» называют немецкого философа Г. Гегеля. Именно он заговорил о том, что диалектика – это способ мышления, противоположный метафизике. Для этого способа мышления характерны следующие черты: всестороннее изучение объекта в его связях и отношениях с другими объектами, изучение объекта в его развитии.
В современной философии диалектикой называют «учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления».
Диалектический метод предполагает оценку мира как постоянно развивающейся и изменяющейся (динамичной) системы, в то время как метафизический подход тяготеет к построению статичной, абстрактной картины мира.
Диалектика рассматривает развитие от низших ступеней к высшим по спирали, источник развития видит внутри объекта, признаются количественные и качественные изменения. Источник развития, согласно Гегелю, противоречие, скрытое внутри явления.
Слайд 21
Д/з:
1) выучить терминологию, подгот.к терминолог.диктанту
2) написать по
высказыванию А.С.Пушкина: в чем смысл и актуальность данного отрывка?
Движенья
нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не смог он возразить;
Хвалили все его ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
А.С.Пушкин
Слайд 22
Философия – наука? ☺
Долгое время именно философия была
единственной формой обществознания.
Именно философия исследовала общество посредством наиболее
общих понятий и категорий («материя», «бытие», «дух», «свобода», «справедливость»), стремясь обнаружить в общественной жизни вечное и непреходящее начало.
Многие философские положения нельзя ни проверить (верифицировать), ни опровергнуть (фальсифицировать).
Философия равнодушна к отдельным фактам. (фактическое отсутствие эмпирического уровня)
Слайд 23
Одна эпоха – одни категории
каждая философская школа, каждый
мыслитель находят свой смысл в существовании общества и человека,
обусловленный обстоятельствами как отдельной человеческой жизни, так и особенностями исторической эпохи.
Например, в каждую эпоху идея свободы «облачается в свои одежды»: то предстает в облике мифологического героя Древней Греции, бесстрашно идущего навстречу своей судьбе, року, то античного стоика, героически противостоящего абсурду жизни, то средневекового мистика, ищущего свободу в сфере человеческого духа. Для либеральной мысли Нового времени свобода — это право делать все, что не запрещено законом.
Для экзистенциалиста ХХ века — это свобода человеческого выбора в пограничной ситуации.
Для современной философии характерно рассмотрение свободы в тесной связке с категорией ответственности за природу, общество и других людей, как свободы экочеловека.
Слайд 24
Философское знание позволяет человеку выработать целостный взгляд на
общество и отношение к социальным явлениям.
Однако универсальность философии
не означает многознание.
«Многознание быть умным не научает», — говорили греческие мыслители.
Для философии важнее найти основополагающий принцип, такое начало, которое бы связало все многообразие исследуемого объекта воедино, в целостность.
Слайд 25
Философия – наука?
…..НЕ СОВСЕМ
Философия -
не
столько наука, сколько мировоззрение, целостное воззрение человека на мир
и его место в мире.
Слайд 26
Ценность мировоззрения
Мировоззрение — важнейшая и необходимая составляющая человеческого
сознания.
Знания (повседневные и научные) +ценности (о добре и
зле, красоте и уродстве) убеждения+мысли+чувства+настроения+стремления+надежды+опыт = мировоззрение= более или менее целостное понимание людьми окружающего мира, самих себя и своего места в мире.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — это система взглядов человека на мир и его место в мире, вписывающая человека в мир и формирующая его ценностные ориентации, регулирующие отношения людей к миру, друг к другу, к самим себе и идеалам
Слайд 27
Сердце мировоззрения - убеждения
Твердая уверенность человека в чем-либо
Регуляторы
сознания и поведения личности
Ценностные ориентации, направляющие деятельность
Источники убеждений:
Теоретические знания
личности (для нее истинные)
Житейский опыт и нравственные чувства
Ценностные ориентации и установки
Убеждения – это взгляды, которые человек считает истиной, а их реализацию - благом
Слайд 28
Мировоззренческие установки
Теоцентризм - ?
Антропоцентризм - ?
Природоцентризм - ?
Знаниецентризм
- ?
Социо / культуроцентризм - ?
Кому/чему отдает предпочтение человек?
Слайд 29
Типы мировоззрения
Оптимистичное – пессимистичное
Прогрессивное – регрессивное
Религиозное – атеистическое
Научное
– ненаучное (обыденное)
Гуманистическое
Выбор мировоззрения –
СУГУБО ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Слайд 30
Ценность мировоззрения
Мировоззрение формируется в сознании конкретных людей.
Его
формирование зависит от их индивидуальных особенностей (физических, интеллектуальных, психофизических),
принадлежности к социальной группе, жизненного опыта, условий окружающей жизни и др.
Дает цель/ориентир
Дает программу поведения
Дает жизненную позицию
Жизнь людей в обществе носит исторический характер. Каждая историческая эпоха обладает своим уровнем знаний, своими проблемами, своими подходами к их решению и, соответственно, вырабатывает свои представления о мире и о предназначении человека в нем.
Известны три исторических типа мировоззрения: мифология, религия и философия.
Слайд 31
Исторические типы мировоззрения: мифология
мифология (от греч. μυθος —
предание, сказание и λογος — слово, понятие, учение).
Мифология
— это упорядоченное единство «слов» (мифов), обобщающих представления древнего человека о том мире, в котором он живет, и о тех силах, которые этим миром управляют.
Все мифологии построены на антропоморфизме, фетишизме, анимизме, тотемизме, космизме и героизме.
Слайд 32
Исторические типы мировоззрения: мифология
Антропоморфизм – идея, смысл которой
заключается в присущих человеку психофизических черт на неодушевленные предметы,
растения, животных, демонов, героев, богов и т. д.
Растения и животные наделяются психикой, а неодушевленные предметы приобретают способность рождаться, действовать, жить и умирать.
Благодаря развитию у первобытного человека этой способности мир, в котором он жил, предстает живым существом, подобным самому человеку.
Слайд 33
Исторические типы мировоззрения: мифология
Фетишизм (от португальск. feitio —
волшебство) —
культ отдельных природных предметов и наделение их
сверхъестественными свойствами у древних людей.
Самое элементарное представление о фетишизме можно почерпнуть в народных сказках, в которых героям помогают волшебные предметы (скатерти-самобранки, шапки-невидимки, ковры-самолеты), волшебные растения (яблоньки, дубы и т. д.), животные, наделенные сверхъестественными способностями (серые волки, сивки-бурки, царевны-лягушки и т. д.).
Благодаря фетишистскому сознанию первобытный человек погружался в природу, осознавал свое равенство с ней и самоопределялся относительно своих возможностей, а также возможностей своего жизненного пространства, которое позже будет названо космическим телом общины, мифологическим космосом, макрокосмом и т. д.
Слайд 34
Исторические типы мировоззрения: мифология
Анимизм (от лат. anima —
душа) — представление об отделении многочисленных мифологических образов, или
демонов вещей, растений, животных и самого человека, от своих носителей и уверенностью в их самостоятельном существовании.
В мифах представлены кентавры — существа с туловищем коня, но головой и грудью человека, сфинксы — существами с головой и грудью человека, но крыльями грифона и туловищем льва, фениксами — птицами с женской головой, наделенными способностью сжигать себя и возрождаться из пепла, сиренами — полудевами-полуптицами, чарующими путников своим пением и тут же губящими их. В славянской мифологии таким образом является Полкан — получеловек-полуконь
Анимистическая мифология — это первое воззрение человека на мир и его место в мире и одновременно изложение устройства этого мира. Описать это устройство значило рассказать историю его творения, раскрыть тайну его происхождения.
Слайд 35
Исторические типы мировоззрения: мифология
Анимизм (от лат. anima —
душа) — представление об отделении многочисленных мифологических образов, или
демонов вещей, растений, животных и самого человека, от своих носителей и уверенностью в их самостоятельном существовании.
В мифах представлены кентавры — существа с туловищем коня, но головой и грудью человека, сфинксы — существами с головой и грудью человека, но крыльями грифона и туловищем льва, фениксами — птицами с женской головой, наделенными способностью сжигать себя и возрождаться из пепла, сиренами — полудевами-полуптицами, чарующими путников своим пением и тут же губящими их. В славянской мифологии таким образом является Полкан — получеловек-полуконь
Анимистическая мифология — это первое воззрение человека на мир и его место в мире и одновременно изложение устройства этого мира. Описать это устройство значило рассказать историю его творения, раскрыть тайну его происхождения.
Слайд 36
Исторические типы мировоззрения: мифология
Космизм – совокупность представлений предков
о происхождении мира. (черепахи, слоны, лось, мировое дерево
- дуб, береза, ясень)
Первоначально словом «космос» назывался восточный шатер или накидка. В греческом языке это слово стало употребляться в значении «строй», «порядок», «украшение», «вселенная», в настоящее время его используют в более широком смысле как «мир», «мироздание», «миросооружение». Древние люди представляли космос в виде шара, который служил футляром, ограничивающим все, что существует в мире.
Космос всегда упорядочен, гармоничен, а потому прекрасен. Его авторитет беспрекословен, человек не может выйти за пределы космической реальности, ибо там ничего нет. Вместе с тем мифологический космос всегда един, конечен, организован и упорядочен.
«Прекраснее всего космос, — писал античный мыслитель Фалес, — потому что он есть произведение бога».
Чтобы понять объединяющую роль космоса, необходимо обратить внимание на то, что синонимами понятия «космос» являются такие понятия, как «род», «община», «семья», «полис», «город», «родина», «государство».
Космос создается из тела первопредка (тотема). Кто этот первый предок — растение или животное, — всецело определялось условиями жизнедеятельности первобытных народов
Слайд 37
Исторические типы мировоззрения: мифология
завершается развитие мифологического мировоззрения этапом
героизма.
Героическая мифология начинает свой отсчет с мифа о
похищении Прометеем огня у богов.
Герои,титаны, гении — это люди-боги, которые, выполняя волю богов, расправлялись с чудовищами, напоминающими человеку о его природном прошлом, а также с тотемными богами-деспотами, ограничивающими свободу и инициативу отдельного человека.
Слайд 38
Исторические типы мировоззрения: религия
Еще в античную эпоху сформировалось
две традиции в объяснении происхождения слова «религия».
Первая —
философская, идущая от римского оратора и философа Цицерона (I век до н. э.), который связывал слово «религия» с лат. глаголом relegere — «перечитывать», «размышлять», подчеркивая тем самым человеческое измерение религии.
вторая — теологическая, идущая от раннего христианского писателя Лактанция (III–IV века), сводившего слово «религия» к лат. глаголу religare — «связывать», указывая тем самым, что религия связывает человека с Богом.
Слайд 39
Исторические типы мировоззрения: религия
5 элементов религии
Вера
Действие (ритуал)
Религиозный опыт
(переживания)
Религиозные ценности и нормы
мировоззрение
Типологии религий
1) По количеству богов: политеистические,
то есть связанные с почитанием множества богов, и монотеистические, приверженцы которых почитают единого Бога;
2) По существованию: мертвые, то есть не существующие в современном мире, и живые;
3) письменные (имеющие фиксированные сакральные тексты) и архаические (религии племен, у которых нет письменности);
4) национальные, связанные с одной этнической группой (иудаизм), и мировые (христианство, ислам, буддизм), перешедшие национальные границы и объединившие в числе своих приверженцев представителей разных народов мира.
Слайд 40
Исторические типы мировоззрения: религия
Типология государств по их отношению
к религии:
Светские
клерикальные
теократические.
В светском государстве проведено отделение
церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов.
(В Российской Федерации основные принципы взаимоотношений церкви и государства определены Конституцией РФ и Федеральным законом от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях». Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.)
В клерикальном государстве церковь имеет государственный статус, пользуется привилегиями, является влиятельной политической силой.
В теократическом государстве власть принадлежит жрецам, духовенству. (Ватикан)
Слайд 41
Исторические типы мировоззрения:
философия
А об этом уже было
Слайд 42
Домашнее задание:
составить синквейн на тему «Философия», «человек» (в
философском плане)
Учить терминологию урока, и темы в целом
Психологически быть
готовым к эссе по философии))))
Слайд 43
Чем в мировой истории известен этот человек?
Слайд 44
Чем в мировой истории известен этот человек?
Слайд 45
ПИФАГОР –
древнегреческий греческий философ, математик (570-490 гг.
до н.э)
Слайд 46
ПИФАГОР
впервые употребил слово «философия» по отношению
к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу
жизни.
ПЛАТОН
«философия» –
ʼʼлюбовь
к мудростиʼʼ
Слайд 47
Философия Платона
Платон
424-348 гг. до н. э
ученик Сократа,
учитель Аристотеля - древнегреческий
мыслитель и философ
Первым обозначил
действительную природу человеческого существа, состоящую в двойственности души (духа) и тела, идеального и материального начал.
Человека определяют разум (интеллект + воля) и душа, т.е. – идеальные свойства, замкнутые в материальном теле.
Идеальная сфера человека имеет свое основание и цель – за пределами телесного мира: это – вечная и совершенная область чистых сущностей.
Идеальное неочевидно, поэтому на уровне здравого смысла (внешнего способа суждений о мире) оно может приниматься, а может и нет.
Но как только оно обозначено – обойти его уже нельзя, т.к. слишком многое без него остается необъяснимым.
Слайд 48
Философия Платона
Основоположник идеализма
Эйдосы – это прообразы,
источник материального мира. Для человека эйдос – душа.
Материя сама
по себе бесформенна и бесплотна, мир обретает осмысленные очертания только благодаря наличию идей
Эйдос – идея
Форма- материя
Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить
Слайд 49
Философия Платона
В этом мире есть определенная иерархия, на вершине
которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные.
Благо
тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной
Учение о душе
Познание как припоминание
Слайд 50
Философия Платона
Душа человека - Колесницы с всадником и двумя
лошадьми, белой и черной.
Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони:
белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало.
Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.
Учение о душе
Познание как припоминание
Слайд 51
Любовь – ключ к процессу познания
Истинное предназначение
человека в том, чтобы творить красоту посредством гармоничных законов
искусства, а, кроме того, видеть прекрасное в человеке и во всем материальном, что окружает.
Красота, как высшая сила дарует истину, так же, как и любовь.
Любовь как раз и рождает красоту, в том числе и человеческих взаимоотношений.
Получается, что именно любовь является ключевым моментом процесса познания.
Слайд 52
Учение о Красоте
Как наилучшем способе подняться к миру
идей
Необходимо искать Красоту в природе, людях, искусстве или прекрасно
устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.
Все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.
Слайд 53
Учение о идеальном Государстве
«Законы» и «Государство» –
трактаты о политике
В «Государстве» Платон дает учение об основных частях человеческой
души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.
Слайд 54
Учение о идеальном Государстве
«Законы» и «Государство» –
трактаты о политике
Государство как и душа состоит из трёх
частей. В соответствии с основными базовыми функциями, такими как производство материальных благ, их защита или управление ими,
всё население делится на три отдельных сословия: правители (они же, мудрецы-философы), стражи и земледельцы-ремесленники.
Справедливое государственное управление должно быть направлено на организацию их гармоничного существования.
Так, первое сословие образовывается из людей, в которых преобладает добродетель умеренности, любовь к дисциплине и порядку.
Следующее сословие составляют люди, которые руководствуются волевым началом, ведь долгом стражника является постоянная бдительность по отношению, как к внутренней, так и внешней опасности.
Слайд 55
Учение о идеальном Государстве
Совершенное государство – государство
в котором первое сословие отличается умеренностью, второе – силой
и мужеством, а последнее мудростью.
Концепция справедливости состоит в том, что каждому полагается делать, только то, что ему надлежит делать: данное правило касается населения Города, а также частей души в душе.
Справедливость во внешнем мире возможна только в том случае, если она есть в душе. Именно по этой причине в Городе должно быть возведено на совершенный уровень воспитание и образование (при этом, для каждого сословия должны быть индивидуальные особенности в каждом из этих пунктов).
Очень важное значение Платон придаёт воспитанию стражей в качестве активной части горожан, из которой происходят правители. Главной целью образования является познание Блага, а также воплощение данного Блага в своём государстве.
Слайд 56
Домашнее задание на среду
1) Прочтите фрагмент из труда
немецко-французского мыслителя А. Швейцера (1875—1965).
...Для общества, как и для
индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования. Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, чтобы быть культуротворческим мировоззрением?Первое и наиболее общее требование сводится к тому, что мировоззрение должно быть мыслящим.
Только то, что рождено мышлением и обращено к мышлению, может стать духовной силой для всего человечества. Только то, что преломляется в мышлении множества людей и при этом воспринимается как истина, обладает естественно передаваемой и неиссякаемой силой убеждения. Только при условии постоянного апеллирования к мыслящему мировоззрению могут пробудиться все духовные способности человека...
Каким, однако, должно быть мыслящее мировоззрение, чтобы идеи культуры и зиждущиеся на них убеждения могли найти в нем свое обоснование?
Оптимистическим и этичным. Оптимистично то мировоззрение, которое бытие ставит выше небытия и тем самым утверждает мир и жизнь как нечто ценное само по себе. Такое отношение к миру и жизни порождает стремление относиться к бытию с максимальной бережностью, на какую мы только способны. Упомянутое стремление, в свою очередь, стимулирует деятельность, направленную на улучшение условий жизни индивида, общества, народов и человечества, — такую деятельность, результатом которой являются внешние достижения культуры, господство духа над силами природы и более высокая социальная организация общества. Этика — область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. Сама по себе она не зависит от того, пессимистично ли мировоззрение. Но в зависимости от этого сужается или расширяется сфера ее влияния...По мере переориентации этики на миро- и жизнеутверждающее мировоззрение сфера ее влияния расширяется. Ее целью теперь становится не только внутреннее совершенствование индивида, но и воздействие последнего на других людей и весь мир...
(Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. — С. 75—76.)
Вопросы и задания к источнику (ответить письменно)
1) Как вы понимаете выражение «высшее чувство ориентирования»?
2) Автор называет жизнь общества, человека без мировоззрения «патологическим нарушением высшего чувства ориентирования». Как вы понимаете эти слова?
3) Что такое мыслящее мировоззрение, почему именно оно может стать духовной силой для всего человечества?
4) Что такое оптимистическое мировоззрение?
5) В чем состоит роль этики в формировании и действенности мировоззрения?
6) Разделяете ли вы мнение о том, что мировоззрение должно быть оптимистическим и нравственно направленным?