Слайд 2
Примеры заданий
Ответ: 1) 2; 2) 4; 3) 4.
Слайд 3
Установите соответствие между авторами и названиями их произведений.
Авторы:
П. Чаадаев, Аристотель, Н.Данилевский, К.Маркс, И.Кант, Монтень. (один из
авторов встречается дважды, работы другого отсутствуют)
Ответ: Аристотель; Монтень; Маркс; Чаадаев; Данилевский; Аристотель
Слайд 4
Заполните пропуск в ряду
1. А. Смит, «Исследование о
природе и причинах богатства народов»; К. Маркс,
«Капитал»; ….,
«Общая теория занятости, процента и денег».
2. Н. Макиавелли, «Государь», ………, «Два трактата о
государственном правлении», Ж. Ж. Руссо , «Об общественном договоре».
Ответ: 1. Дж. М. Кейнс. 2. Д. Локк.
Слайд 5
Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий,
принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия
1.
«Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций).
2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р. Рейган).
3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги» (К. Макконнелл, С. Брю).
Ответ: 1.Философия. 2. Демократия. 3. Рынок
Слайд 6
Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий,
принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.
1. «Это
единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя, путем взаимного договора между собой, огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех так, как считает необходимым для их мира и общей защиты». (Т. Гоббс)
2. «Это понятие имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно противополагается простой сумме людей». (Г.Зиммель)
3. « Если бы ему можно было дать сражение, я бы его не боялся; но так как нет такой артиллерии, которая бы могла с ним справиться, то его можно покорить только справедливостью и дешевизной». (Наполеон I)
Ответ: 1.Государство 2.Общество 3.Общественное мнение.
Слайд 7
Соответствие имени ученого и высказанных им идей
Ответ:
Слайд 8
Что (кто) является лишним в каждом ряду? Лишнее
выпишите и объясните, почему вы так решили.
Д. Белл, Д.
Гелбрейт, Н.Я. Данилевский,
К. Маркс, У. Ростоу, П.А. Сорокин
Ответ: Н.Я. Данилевский – сторонник цивилизационного подхода к анализу истории, остальные мыслители – сторонники стадиального подхода.
Слайд 9
1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них
2.
Объясните, какой критерий, значимый с точки зрения истории науки,
положен в основу группировки
1
2
3
4
Ответ: 1. 1. А. И. Герцен 2. В. С. Соловьев 3. В. И. Вернадский 4. И. А. Ильин
2. Российские мыслители
Слайд 10
Перед вами три списка – век, название науки
об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была
связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец и вписав соответствующие цифры и буквы в нужные графы.
Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков.
Ответ:
Слайд 11
Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав фамилию или
имя мыслителя, ученого. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм,
рифму. Назовите век, когда жил каждый из них, и область(-и) социального знания, которую он представляет. Прокомментируйте (раскройте смысл) первого отрывка.
1. ……… раскрыл истории законы,
пролетариат поставил у руля. (В.В.Маяковский.)
2. По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник ……… и поэт. (А.С.Пушкин.)
3. Прочел он Гиббона, …… ,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Madame de Staёl, Биша, Тиссо,
Прочел скептического Беля,
Прочел творенья Фонтенеля,
Прочел и наших кой-кого… (А.С.Пушкин).
4. Мы диалектику учили не по …..
Бряцанием боев она врывалась в стих, когда под пулями от нас буржуи бегали, как мы когда-то бегали от них.
(В. В. Маяковский.)
Ответ:
1. К. Маркс, XIX в., экономист, социолог, философ. Смысл: Поэт имеет в виду взгляд Маркса на историю как на закономерный процесс, подчиненный ряду законов (соответствия производительных сил и производственных отношений, классовой борьбы и др.) и его положение о диктатуре пролетариата. 2. И. Кант, XVIII – начало XIX в., философ. 3. Ж. Ж. Руссо, XVIII в., философ.
4. Г. Гегель, вторая половина XVIII – начало XIX в., философ.
Слайд 12
Проанализируйте ряды, приведенные ниже. В каждом из них
указан мыслитель и приведены определенные характеристики, которые могут относится
к нему и его учению. Будьте внимательны и постарайтесь обнаружить те характеристики, которые относятся не к названным, а к какому-то (каким-то) другому (другим) мыслителям. Выпишите их номера и укажите радом имя мыслителя (мыслителей), к которому (которым) они относятся.
1. М. Вебер:
1.1. Не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре
1.2. Связь между протестантской этикой и капитализмом
1.3. Принцип действия «невидимой руки» в экономике
1.4. Понимающая социология
2. К. Маркс:
2.1. Автор термина социология
2.2. Теория классовой борьбы
2.3. Смена общественно-экономических формаций
2.4. Эксплуатация труда капиталом
Ответ: 1.3. – А. Смит. 2.1. – О. Конт
Слайд 13
Попробуйте закончить фразы, принадлежащие мудрым людям
1. «В безнравственном
обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, не
только не благо, но несомненное и очевидное ______________________» (Л.Н. Толстой)
2. «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к _____________________» ( И.Н.Шевелев)
3. «Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы незнаем еще, что такое___________ » (Конфуций)
4. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает__________________________» ( А.Смит)
5. «Человек не станет господином природы, пока он не стал господином____________» ( Г.Гегель)
Ответ:1 – зло; 2 – к чужой; 3 – жизнь; 4 – все общество; 5 – самого себя.
Слайд 14
Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий,
принадлежащих мыслителям, ученым, политикам и запишите эти понятия
1.«Наставница
всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций).
2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р. Рейган).
3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги» (К. Макконнелл, С. Брю).
Ответ: 1.Философия. 2.Демократия. 3.Рынок.
Слайд 15
Установите соответствие между именами мыслителей и принадлежащими им
высказываниям
Ответ:
Слайд 16
Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им
высказывания. Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний.
Ответ:
Слайд 17
Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им
высказывания. Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний
Ответ:
А6; Б3; В1; Г5; Д9; Е8; Ж2
Слайд 18
Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им
высказывания. Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний
Ответ: 1
– Е; 2 – Г; 3 – Д; 4 – А; 5 – Б; 6 - В
Слайд 19
Августин Блаженный (Аврелий Августин) (354-430)
Главный представитель западной патристики.
Родоначальник философии истории.
Развивает теологическое учение об обществе.
Сформулировал три
основных принципа философии истории, ставших классическими.
Главные произведения: «Исповедь», «О Троице», «О граде Божьем».
Слайд 20
Аквинский Фома (1225-1274 гг.)
Итальянский католический теолог и философ,
систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма, в 1323 г. был
причислен к лику святых.
Основной принцип философии Фомы Аквинского - гармония веры и разума. Сформулировал пять доказательств бытия Бога.
Труды : «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии») и др.
Слайд 21
Аристотель (384—322 до н.э.)
Древнегреческий философ, ученик Платона.
Созданы новые
научные направления, разработаны основы формальной логики, произведена классификация наук,
определены их предмет и методы.
Основные произведения : «Метафизика», «Органон», «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Политика».
Различал правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, тирания) государственные устройства.
Слайд 22
Бакунин Михаил Александрович
(1814-1876 гг.)
Русский публицист, философ, революционер,
один из основателей народничества и теоретик анархизма.
Труды: «О философии»,
«Реакция в Германии», «Кнуто-Германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм (не закончена)», «Бог и государство (не закончена)», «Исповедь (написана в заключении)» и др.
Слайд 23
Габриэ́ль Алмонд (1911 —2002 гг.)
Американский политолог, специалист в
области общетеоретической и сравнительной политологии.
Один из родоначальников современных исследований
политической
культуры. Ввёл в научный оборот понятие «политическая культура».
Основные работы: «Привлекательность коммунизма (1954)», «Гражданская культура: Политические ориентации в 5 странах», «Политическая теория и политическая науках», (совместно с Сиднеем Вербой) «Гражданская культура. Пересмотренная»
Слайд 24
Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский
(1811 – 1848 гг.)
Русский писатель,
литературный критик, публицист, философ-западник.
Стал основоположником русской реалистической эстетики
и литературной критики.
Сотрудничал в журналах «Отечественные записки» (1839—1846) и «Современник» (с 1846).
Слайд 25
Дэниел Белл (1919 - 2011 гг.)
Американский философ, социолог,
политолог, публицист, сторонник технологического детерминизма.
Основные работы: «Конец идеологии», «Грядущее
постиндустриальное общество», «Культурные противоречия капитализма».
Один из авторов концепции деидеологизации.
Основатель теории постиндустриального (информационного) общества.
Слайд 26
Бердяев Николай Александрович
(1874—1948 гг.)
Русский религиозный мыслитель, создатель
философии свободы и творчества экзистенциального типа.
Произведения: «Философия свободы», «Смысл
творчества», «Философия неравенства», «Смысл истории», «Новое Средневековье», «О назначении человека», «Опыт эсхатологической метафизики.
Для конкретного человека главная проблема — собственное существование, поиск смысла в «абсурде жизни».
Слайд 27
Зби́гнев Кази́меж Бжези́нский
(род. 1928 г.)
Американский политолог, социолог и
государственный деятель.
Книги З. Бжезинского на русском: «План игры
: геостратег. структура ведения борьбы между США и СССР», «Большой провал: Рождение и смерть коммунизма в двадцатом веке», «Великая шахматная доска», «Выбор. Мировое господство, или глобальное лидерство», «Ещё один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы».
Слайд 28
Булгаков Сергей Николаевич
(1871 —1944 гг.)
Русский философ, богослов,
экономист. Булгаков испытал значительное идейное влияние Канта, славянофилов, Достоевского
и Вл. Соловьева. Вслед за Соловьевым, своей основной задачей считал обоснование целостности христианского мировоззрения: все социальные отношения и культура должны быть, по его мнению, оценены и перестроены на религиозных началах.
Основные труды: «От марксизма к идеализму», «Два града», «Философия хозяйства», «Свет невечерний. Созерцания и умозрения», «Философия имени», «Трагедия философии».
Слайд 29
Бэкон Френсис (1561-1626 гг.)
Английский философ, родоначальник материализма и
экспериментальной науки Нового времени.
Бэкон считал, что "знание -
сила", а главная цель науки - господство человека над природой.
Разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы: «призраки рода», «призраки пещеры», «призраки площади» и «призраки театра».
Труды: «Великое обновление» в шести частях, не закончил; «Новая Атлантида».
Слайд 30
Вебер Макс (1864-1920 гг.)
Немецкий социолог, историк и экономист.
Работы
: «Хозяйство и общество», «О некоторых категориях понимающей социологии»,
«Основные социологические понятия», «Протестантская этика и дух капитализма», «Политика как призвание и профессия», «Наука как призвание и профессия».
«Знание — сила» — лозунг, представляет сциентистское мировоззрение кануна европейских буржуазных революций, дух новой европейской рациональности.
Слайд 31
Вернадский Владимир Иванович
(1863-1945 гг.)
Русский и советский учёный
XX века. Основал новую науку — биогеохимию. Наибольшую известность
получило учение о ноосфере.
Основные работы: «Хозяйство и общество», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия», «Протестантская этика и дух капитализма», «Политика как призвание и профессия», «Наука как призвание и профессия».
Слайд 32
Вольтер Франсуа
(наст. имя Аруэ Франсуа Мари, 1694-1778
гг.)
Французский философ, историк, писатель, один из лидеров французского Просвещения.
Его мировоззрение противоречиво.
Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признавал существование бога-творца, "первого двигателя".
Социально-политические взгляды Вольтера выражали идеологию французской буржуазной демократии.
Сторонник неравенства.
Слайд 33
Моханда́с Карамча́нд «Маха́тма» Га́нди (1869—1948 гг.)
Один из
руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании.
Его философия – философия ненасилия.
Изречения:
«Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь».
«Наша способность достичь единства при существующем разнообразии будет прекрасным испытанием для нашей цивилизации».
«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».
«Если ты хочешь перемену в будущем — стань этой переменой в настоящем».
«Ненасилие явилось среди людей, и оно живет. Оно — предвестник мира во всем мире».
Слайд 34
Гегель Георг Вильгельм Фридрих
(1770-1831 гг.)
Немецкий философ, представитель
немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе
объективного идеализма.
Основой всего существующего Гегель полагал Мировой дух. Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познает себя как творца.
Основные произведения: «Наука логики», «Феноменология духа», «Философия истории», «История философии», «Философия религии», «Философия права».
Слайд 35
Гоббс Томас (1588—1679 гг.)
Английский философ-материалист.
Основные работы: трилогия
«Основы философии» («О теле», «О человеке», «О гражданине»), «Левиафан,
или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
Способом создания государства является «общественный договор», посредством которого из догосударственного «естественного состояния» «войны всех против всех» создается общество.
Наилучшей формой организации государства является монархия.
Слайд 36
Лю́двиг Гумпло́вич (1838—1909 гг.)
Австрийский социолог, экономист и
юрист.
Основные работы:
На немецком языке:
«Раса и государство», «Общее
государственное право»; «Борьба рас»,
«Очерк социологии», «Австрийское государственное право»,
«История теорий государства»
На польском языке:
«Система социологии»
Враждебно относился к духовенству и католической церкви.
Слайд 37
Данилевский Николай Яковлевич
(1822-1885 гг.)
Русский философ, социолог, писатель,
естествоиспытатель; близок к славянофилам.
Наиболее оригинальной является работа «Россия и
Европа», «Дарвинизм»
Основные идеи:
Критика общечеловеческой цивилизации.
Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад. Культурно-исторические типы или цивилизации противостоят этнографическому материалу.
Слайд 38
Декарт Рене (1596-1650 гг.)
Французский математик, философ, физик и
физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор
метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
Труды: «Рассуждение о методе…», «Размышления о первой философии…», «Начала философии» и др.
Познание: я мыслю, следовательно существую, — есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому.
Слайд 39
Томмазо Кампанелла
(1568 —1639 гг.)
Итальянский философ и писатель,
один из первых представителей утопического социализма.
Основная статья «Город
Солнца».
Кампанелла осуждает рабство. Порицал аморализм политиков и тиранов. С горечью писал: "Государи почитают Макиавелли за Евангелие. Ведь никто не верит ни в Библию, ни в Коран, ни в Евангелие, а все ученые и государи суть политики — макиавеллисты".
Слайд 40
Кант Иммануил (1724-1804 гг.)
Немецкий философ и ученый,
родоначальник немецкого классического идеализма.
Основные произведения: «Критика чистого разума»,
«Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Основной для Канта философский вопрос - это вопрос об источниках и границах познания. Исследования приводят Канта к агностицизму.
Слайд 41
Карл Ка́утский (1854—1938 гг.)
Немецкий экономист, историк и публицист.
Теоретик классического марксизма.
Работы: «Дарвин и социализм» и др.
Слайд 42
Кейнс Джон Мейнард
(1883—1946 гг.)
Английский экономист, один из
основоположников макроэкономического анализа.
Его работы:
«Трактат о деньгах» и
«Общая теория занятости, Процента и денег».
Сформулировал «основной психологический закон», согласно которому с ростом дохода склонность к потреблению у людей падает, а склонность к сбережению возрастает.
Слайд 43
Конт Огюст (1798-1857 гг.)
Французский философ, основатель позитивизма и
социологии.
Разработал теорию "трех стадий", которые проходит в своем
развитии каждая наука, равно как и общество в целом - теологическую, метафизическую, позитивную (собственно, научную).
Ввел в научное познание термин «социология».
Основные произведения: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».
Слайд 44
Конфуций (551-479 гг. до н.э.)
Древнекитайский философ и педагог,
основоположник конфуцианства.
Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм.
Основной
труд - «Суждения и беседы».
Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Слайд 45
Лао – цзы (VI—V века до н. э)
Древнекитайский философ, один из основателей учения даосизма, автор трактата
«Дао Дэ Цзин».
В своем учении большое внимание уделял трем понятиям: дао, дэ и у-вэй (недеяние).
Лао-Цзы об истине:
«Высказанная вслух истина перестаёт быть таковой, ибо уже утратила первичную связь с моментом истинности».
«Знающий не говорит, говорящий не знает».
Слайд 46
Авраа́м Ли́нкольн (1809 —1865 гг.)
Американский государственный деятель,
16-й президент США (1861—1865) и первый от Республиканской партии,
освободитель американских рабов, национальный герой американского народа.
Положил начало модернизации Юга, эмансипации рабов.
Ему принадлежит формулировка основной цели демократии: «Правительство, созданное народом, из народа и для народа».
Слайд 47
Локк Джон (1632-1704 гг.)
Английский философ-просветитель, публицист, родоначальник английского
буржуазного либерализма.
Основные работы: «Опыт о человеческом разуме», «Два
трактата об управлении государством».
Единственным источником всех идей Локк считает опыт.
Исходным пунктом построения государства является естественное состояние и общественный договор. Развивал идеи ограничения монархической власти, разделения властей.
Слайд 48
Макиавелли Никколо (1469—1527 гг.)
Итальянский политический деятель, историк, драматург,
поэт, публицист, философ, дипломат. произведения: «Рассуждения о первой декаде
Тита Ливия», «История Флоренции», «Государь».
Поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразностью.
Цитаты: «Цель оправдывает средства», «Всякий видит чем ты кажешься, не каждый знает, кто ты на самом деле», «Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами»
Слайд 49
Жак Маритен (1882—1973 гг.)
Французский философ, теолог, основатель
неотомизма. Защищает католичество от многообразного модернизма.
Работы: «Сумерки цивилизации».
Социальные идеи Жака Маритена направлены на решение проблем современности в христианском ключе. Проблемы современного человечества, по мнению Маритена, коренятся в изоляции человеческой природы от Высшего существа.
Слайд 50
Маркс Карл (1818-1883 гг.)
Немецкий мыслитель и общественный деятель;
основоположник марксизма.
Выдвинул положение о неизбежности гибели капитализма и
перехода к коммунизму.
Был организатором и руководителем 1-го Интернационала.
Среди его трудов выделяются: "Капитал", "Экономическо-философские рукописи", "Святое семейство" (совместно с Ф. Энгельсом), "Немецкая идеология" (совместно с Ф. Энгельсом), "Нищета философии", "Критика Готской программы".
Разработал теорию исторического материализма и генезиса общественно-экономических формаций.
Слайд 51
Жан Мелье́ (1664 —1729 гг.)
Французский философ-материалист, атеист,
утопический коммунист, католический священник.
Единственное сочинение «Завещание», в котором
содержались критика тогдашней действительности, идеи атеизма, мечты об идеальном общественном устройстве.
Общественный идеал Мелье — это единая семья-община, в которой все люди совместно владеют всеобщими благами, трудятся с удовольствием и любят друг друга как братья. Для того, чтобы прийти к такому состоянию, люди должны понять несправедливость тиранической власти, освободиться от предрассудков, среди которых первое место занимает религия.
Слайд 52
Михайловский Николай Константинович (1842-1904 гг.)
Русский социолог, публицист, литературный
критик, один из теоретиков народничества.
Михайловский - один из
создателей субъективной социологии, основанной на т.н. субъективном методе. Истина, по Михайловскому, - не столько воспроизведение объективных свойств вещей самих по себе, сколько утверждение самого и его познавательной способности. Это, по его мнению, особенно важно для социологии, которая имеет дело с целеполагающими и этическими факторами человеческой деятельности.
Слайд 53
Монтескье Шарль Луи (1689-1755 гг.)
Французский философ-просветитель, писатель и
историк, сотрудник «Энциклопедии».
Основные труды: "Персидские письма" (1721), "О
духе законов" (1748).
Задачей философии считал познание причинных связей материального мира, функционирующего по законам механики.
Монтескье был одним из основоположников географического направления в социологии. Нравственный облик народа, характер его законов и образ правления обусловлены, по его мнению, климатом, почвой, размером территории и т.д.
Слайд 54
Мор Томас (1478-1535 гг.)
Английский философ, писатель,
гуманист, крупный
политический деятель.
Представитель
утопического социализма.
Основное произведение: «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии».
Основная причина всех пороков и бедствий — это частная собственность.
Слайд 55
Михельс Роберт (1876—1936 гг.)
Немецкий политолог, социолог.
Его главный
труд — «Социология политической партии в условиях демократии». В
ней Михельс выдвинул «железный закон олигархии», согласно которому «прямое господство масс технически невозможно» и потому любой режим неизбежно вырождается во власть немногих избранных — олигархию.
Внёс существенный вклад в разработку теории элит.
Слайд 56
Монтескьё Шарль Луи
(1689—1755 гг.)
Французский философ-просветитель, писатель и
историк, сотрудник «Энциклопедии».
Главное философское произведение — «О духе
законов».
Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами, поддерживал принцип разделения властей.
Установил связь законов с климатом, соответствия между законами и принципами правления.
Слайд 57
Мише́ль де Монте́нь
(1533—1592 гг.)
Французский писатель
и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».
Предмет критики
М. — моральная структура цивилизованного и всё ещё варварского общества, по сравнению с которым примитивный мир дикарей и отношения, основанные на естественной нравственности, являются воплощением разумного и куда более человечного образа жизни.
Философскую позицию можно обозначить как скептицизм.
Слайд 58
Афоризмы Монтеня
Почтительность, которою окружает ребенка челядь, а также
его осведомленность о богатстве и величии своего рода являются
немалыми помехами в правильном воспитании детей.
С чем бы мы ни знакомились, чем бы ни наслаждались, мы все время чувствуем, что это нас не удовлетворяет, и жадно стремимся к будущему, к неизведанному, так как настоящее не может нас насытить; не потому, что в нем нет ничего, могущего нас насытить, а потому, что сами способы насыщения у нас нездоровые и беспорядочные.
Застарелое и хорошо знакомое зло всегда предпочтительнее зла нового и неизведанного.
Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.
Пытливости нашей нет конца: конец на том свете.
Слайд 59
Ницше Фридрих (1844-1900 гг.)
Немецкий философ. Основные произведения: «По
ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Воля к
власти», «Антихрист» и др.
Поставил ряд вопросов: о природе человека, бытии, культуре как средстве человеческой самореализации.
Критикуя и высмеивая христианство как религию слабых и угнетенных, Ницше провозгласил смерть Бога и объявил о грядущем приходе сверхчеловека - цельной и сильной личности, не обремененной какими-либо классическими представлениями о добре и зле.
Слайд 60
Этьенн - Габриэль Морелли
(1717 или 1718 —
?)
Французский мыслитель - утопист XVIII века. Наиболее заметны
два произведения: «Базилиада, или Кораблекрушение у плавучих островов», «Кодекс природы, или Подлинный дух ее законов».
Считал, что существующий строй, основанный на частной собственности, противоречит разуму и природе и должен быть заменен коммунистическими порядками.
Сформулировал три «основных и священных» закона, с издания которых начнется переустройство общества на коммунистических началах.
Слайд 61
Оуэн Роберт (1771-1858 гг.)
Английский философ, педагог и социалист.
Вслед за французскими материалистами считал, что человек есть продукт
обстоятельств, "зло проистекает из положения вещей, порожденного самим обществом". Чтобы изменить характер человека и его поведение, нужно обеспечить создание новых, лучших и справедливых условий. Существующий общественный строй должен быть заменен более справедливым общественным порядком, путь к которому лежит через обобществление средств производства, искоренение эксплуатации и равный труд.
Слайд 62
Роберт Оуэн
Произведения:
«Замечания о влиянии промышленной системы» (1815)
«Дальнейшее развитие
плана, содержащегося в докладе…»(1817)
«Описание ряда заблуждений и бед, вытекающих
из прошлого и настоящего состояния общества»
«Доклад графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий…» (1820)
«Обращение Конгресса кооперативных обществ…» (1833)
«Речь Роберта Оуэна в учреждении на улице Шарлотты» (1833)
«Книга о новом нравственном мире» (1842- 44)
«Революция в сознании и деятельности человеческого рода» (1850-е)
Слайд 63
Пифагор Самосский
( ≈ 570 - 490
до н.э.)
Древнегреческий философ, математик, ученый.
Основатель одного из влиятельнейших
античных философских течений - пифагореизма.
В основе мира полагал число.
Приписываемые Пифагору книги: «О воспитании», «О государстве» и «О природе».
Слайд 64
Платон Афинский (427—347 до н. э.)
Древнегреческий философ.
Основные
произведения: «Государство», «Пир», «Федр», «Парменид», «Политик» и др.
Отстаивал
идеалистический взгляд на мир.
В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, существование которого основано на рабском труде. Государством правят «философы». Охраняют его «стражи», или «воины». Ниже этих разрядов свободные граж-дане — «ремесленники».
Слайд 65
Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918 гг.)
Русский философ-марксист, один из
основателей российского социал- демократического движения.
Основные труды: «Очерки по
истории материализма», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории», «К вопросу о роли личности в истории», «Письма без адреса», «Искусство и
общественная жизнь».
Слайд 66
Протагор (ок. 480-410 до н.э.)
Древнегреческий философ, виднейший софист.
Сочинение Протагора "Истина" начиналось словами: "Человек - мера всех
вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Под человеком здесь понимается индивид и тем самым провозглашается относительность любого знания, любых ценностей, законов и обычаев.
Высказывания: «Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства», «Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование».
Слайд 67
Руссо Жан Жак (1712-1778 гг.)
Французский писатель,
мыслитель, композитор.
Разработал прямую форму правления народа государством —
прямую демократию.
Идеальной формой государственного устройства считал республику.
Произведения: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».
Полагал, что государство возникает в результате общественного договора.
Критиковал христианство, но рассматривал Бога как активное бытие.
Идеалом политического устройства считал демократическую республику.
(1905-1980
гг.)
Французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался от премии).
«Очерк теории эмоций» представляет собой один из наиболее значительных психологических трудов на экзистенциального направления в психологии и психотерапии. Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. «Человек осужден быть свободным».
Слайд 69
Сен-Симон Клод Анри де
(1760-1825 гг.)
Французский мыслитель, социолог,
социалист-утопист.
Основные труды: «О реорганизации европейского общества», «Индустрия»,
«Индустриальная система», «Катехизис промышленников», «Новое христианство».
В учении значительное место занимают размышления о роли науки в истории общества, о механизмах общественного развития; проблема прогресса, его ступеней, критериев; утопические планы создания общественного строя как «промышленной системы».
Слайд 70
Смит Адам (1723-1790 гг.)
Шотландский экономист и философ,
один из основателей классической
политической
экономии.
Основная идея в учении Смита является — экономический либерализм, т.е. минимальное вмешательство государства в рыночное саморегулирование на основе свободно складывающихся цен, под воздействием спроса и предложения. Такой процесс саморегулирования рыночной экономики он назвал «невидимой рукой».
Основополагающий труд — «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Слайд 71
Соловьев Владимир Сергеевич
(1853-1900 гг.)
Русский философ и богослов,
поэт и публицист.
Основные философские труды: «Критика отвлеченных начал»,
«Чтения о Богочеловечестве», «Духовные основы жизни», «История и будущность теократии», «Теоретическая философия», «Оправдание добра», «Смысл любви», «Три разговора».
Цель своей жизни Соловьев видел в разработке религиозной философии, в обосновании христианского мировоззрения.
Слайд 72
Фрейд Зигмунд (1956-1939 гг.)
Австрийский психолог и невропатолог, основатель
психоанализа.
Основные работы: «Толкование сновидений», «Психопатология повседневной жизни», «Три
очерка по теории сексуальности», «Массовая психология и анализ Я», «Я и Оно» и т.д.
Основа учения Фрейда — концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного.
Слайд 73
О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер
(1880 – 1936 гг.)
Немецкий философ,
историк, один из основоположников современной философии культуры.
Основные работы:
«Закат Европы», «Человек и техника», «Годы решений» и др.
Выдвигает учение о множестве равноценных по уровню достигнутой зрелости культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская («аполлоновская»), западноевропейская («фаустовская»), культура майя и пробуждающаяся русско-сибирская культура.
Слайд 74
Энгельс Фридрих (1820—1895 гг.)
Деятель мирового пролетарского движения.
Основные труды: «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности
и государства», «Развитие социализма от утопии к науке».
Развивал и популяризировал принципы диалектического и исторического материализма, марксистской политической экономии, теории научного социализма.
Энгельсом разработана трудовая гипотеза происхождения человека, диалектическая концепция природы, теория классовой борьбы
Слайд 75
Высказывания
1. «Знание — сила» - Макс Вебер
2. «Я
мыслю, следовательно существую, — есть первое и вернейшее из
всех познаний, встречающееся каждому» - Декарт Рене
3. «Невидимая рука рынка» - Адам Смит
4. «Цель оправдывает средства», «Всякий видит чем ты кажешься, не каждый знает, кто ты на самом деле», «Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами» - Никколо Макиавелли
5. «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами», «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов» - Шарль Луи де Монтескьё
6. « Самое мудрое — число » - Пифагор
7. «Мыслю, следовательно, существую» - Декарт
Слайд 76
Высказывания
8. «Многознание не научает уму», «Если бы счастье
заключалось в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков,
когда они находят горох для еды», «Один для меня — десять тысяч, если он — наилучший» – Гераклит
9. «Всё – есть число» - Пифагор
10. «Я знаю, что ничего не знаю...» - Сократ
11. «Мудрость приносит следующие три плода: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать», «Глупцы стремятся к выгодам, доставляемым счастливым случаем, знающие же ценность таких выгод стремятся к выгодам, доставляемым мудростью», «Мужество делает ничтожными удары судьбы», «У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена», «Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество — весь мир» - Демокрит
Слайд 77
Высказывания
12. "Тот, кто говорит о вещах в соответствии
с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же,
кто говорит о них иначе — лжет«, "Гимнастика есть целительная часть медицины" - Платон
13. “Ничто так не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие”; “Счастье есть благосостояние, соединенное с добродетелью”; “Из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков” - Аристотель
14. “Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем”, "Справедливость, происходящая от природы, есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда" , "Не друг ни тот, кто постоянно ищет пользы, ни тот, кто никогда не соединяет ее с дружбой; один торгует расположением, чтобы получить обмен, другой отсекает добрую надежду на будущее" - Эпикур
Слайд 78
Высказывания
15. “Трудно привести к добру нравоучением, легко примером”
“Без
борьбы и доблесть увядает”
"Для человека, который не знает, к
какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным"
"Все, что кем-нибудь хорошо сказано, я считаю и своим"
"Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе"
"Запомним: мы родились, чтобы жить вместе. И сообщество наше подобно своду, который потому и держится, что камни не дают друг другу упасть."
"Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены"
"Разумный человек наказывает виновного не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался вновь"
"Пьянство есть добровольное сумасшествие"
"Пьянство не создает пороков, а только выставляет их напоказ. У спесивого растет чванство, у жестокого — свирепость. У завистливого — злость; всякий порок выходит на свободу" - Сенека
Слайд 79
Высказывания
16. «Не делай другому того, чего себе не
желаешь», «Быть в состоянии смотреть на других как на
самого себя — вот что можно назвать искусством гуманизма» - Конфуций
17. "Жаден человеческий разум. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше«, "Голая рука и предоставленный самому себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны не меньше разуму, чем руке. И как орудия руки дают или направляют движения, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его", "В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть же своевременно поливает первое и истребляет второе" – Ф. Бэкон
Слайд 80
Высказывания
18. "Впечатления опыта мало подсчитывать: их надо взвешивать
и сличать, продумывать и очищать"
"Если можно быть учеными чужой
ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью"
"Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему"
"Знать на зубок еще не значит знать"
"Пытливости нашей нет конца... удовлетворенность ума — признак его ограниченности или усталости. Ни один благородный ум не остановится по своей воле на достигнутом: он всегда станет притязать на большее..."
"Людям дюжинным дано зреть плоды своих дел; семена, разбрасываемые гениальными натурами, всходят медленно"
"... убеждение может быть достаточно сильным, чтобы заставить людей отстаивать его даже ценой жизни" - Мишель Монтень
Слайд 81
Высказывания
19. “Я мыслю, следовательно, существую”, "Каждый народ тем
более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют;
поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов", "Своеволен тот, у кого сильные желания и слабая воля" – Рене Декарт
20. "Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе", "Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, то они, наверное, опровергались бы",
"Язык, что паутина, слабые умы цепляются за слова и запутываются в них, а более сильные легко сквозь них прорываются", "... только во всеобщем счастье можно найти свое личное счастье" - Томас Гоббс
Слайд 82
Высказывания
21. "Верный признак невоспитанного человека — не думать
о том, что нравится или не нравится тем, в
обществе которых он находится"
"В человеке плохо воспитанном, отвага становится грубостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью"
"Стыд — это беспокойство души при мысли о том, что совершено нечто такое, что способно уменьшить уважение к нам со стороны других"
"Гимнастика удлиняет молодость человека"
Джон Локк
Слайд 83
Высказывания
22. "Великими людьми я называю только тех, кто
оказал великие услуги человечеству"
"... тот, кто желает лишить
человека страстей на том основании, что они опасны, уподобляется тому, что пожелал бы выпустить из человека всю кровь, исходя из того, что она является причиной апоплексического удара"
"Любовь — самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головой, сердцем и телом"
"Для глупца старость — бремя; для невежды — зима; для человека науки — золотая осень"
Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Слайд 84
Высказывания
23. "Самый счастливый человек тот, кто дает счастье
наибольшему количеству людей" , "Люди перестают мыслить, когда перестают
читать" - Дени Дидро
24. "Ложно лишь то, что абсолютизируется" , "Для камердинера не существует героев, но не потому, что последние — не герои, а потому, что первый — камердинер" –
Гегель
25. “Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека”, “Чувство и разум необходимо присущи воле, ибо только посредством них я знаю, чего я должен хотеть или не хотеть, что я должен делать или не делать”-
Людвиг Фейербах
Слайд 85
Высказывания
26. “Философы лишь различным образом объясняли мир, но
дело заключается в том, чтобы изменить его”
“Коммунисты могут выразить
свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности”
“На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех”
“...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений”
Карл Маркс
Слайд 86
Использованные ресурсы
1.Высказывания - http://balashov44.narod.ru/FIL-2/portret/Portret.htm#_Toc73353270
2. Персоналии - http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ob/person.html
3. Портреты
- Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/
4. Примеры олимпиадных заданий – материалы
Всероссийской олимпиады школьников