Слайд 2
Основные направления:
- Историческая философия П. Я. Чаадаева;
- Философия
западников и славянофилов — А. И. Герцен, Н. П.
Огарев, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. Н. Островский, братья К. С. и И. С. Аксаковы;
- Философская антропология — Николай Николаевич Страхов
- Либеральная философия — Борис Николаевич Чичерин.
- Философия В. В. Розанова;
- Русская критическая философия — М.И.Каринский, А.И.Введенский
- Русская религиозная философия — В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский;
- Философия космизма — Н. Ф. Фёдоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский;
- Философия «русского зарубежья» — И. А. Ильин, Д. С. Мережковский, Л. И. Шестов, П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев.
Слайд 3
Философия М.В. Ломоносова
Философия русского Просвещения связана прежде всего
с именами таких выдающихся деятелей отечественной культуры, как М.
В. Ломоносов и А. Н. Радищев. Рассмотрим основные черты их философии.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) стал первым русским ученым мирового значения. Его познания были энциклопедичны. Он преуспел во многих областях научного знания: химии, физике, минералогии, истории и др. Столь же весом его вклад в развитие философии.
В вопросе о конечных причинах мира М. В. Ломоносов не отвергал идею Бога. Он видел в Боге тот перводвигатель, который привел в движение мир. Однако этим, по сути дела, роль Бога и ограничивалась. Дальше, по мнению, ученого вступали в действие естественные законы. И нужно было не уповать на Бога, а стремиться постичь саму природу. Тем самым М. В. Ломоносов выступал сторонником теории двух истин. Согласно ей, наука и вера – две родные сестры, которые не могут противоречить друг другу.
Слайд 4
Философия П.Я. Чаадаева
Предтечей западников следует признать Петра Яковлевича Чаадаева
(1794-1854), его главная заслуга – создание оригинальной историософской концепции9. В
1836 году в журнале «Телескоп» было опубликовано его первое «Философическое письмо», за которое он был указом императора объявлен сумасшедшим. Центральная тема письма – место России в мировой истории, оценка её вклада в европейскую цивилизацию. Общий лейтмотив этого послания к некоей «сударыне» -- глубокий скептицизм по отношению к прошлому, настоящему и будущему России. «Отшельники в мире – пишет философ, -- мы ничего ему не дали, ничего не взяли у него, не приобщили ни одной идеи к массе идей человечества…» По мнению мыслителя, Россия существует «лишь для того, чтобы преподать великий урок миру». Корень всех бед России Чаадаев видит в искаженном понимании христианства: «Хотя мы и христиане, не для нас созревали плоды христианства».
Слайд 5
Русская философия XX век
Начало ХХ в. в философии
связано с именами Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского,
Е.Н. и С.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Л.И. Шестова и других религиозных мыслителей. В начале ХХ века в Петербурге и Москве действовали религиозно-философские общества, издавался целый ряд журналов и сборников (самые известные из них – «Вехи» и «Из глубины»). В центре внимания религиозных мыслителей этого периода 2 круга вопросов: 1) идеи религиозного обновления, вопросы о формировании «нового религиозного сознания», о создании системы воззрений, доказывающих полезность религии для общества и человека; 2) размышления о судьбе страны, в которых на первый план выступали вопросы о направленности общественного прогресса, о социальных ориентирах движения в будущее; обсуждалась возможность альтернативы социалистическим идеям.
Слайд 6
Н.А. Бердяев
Мысль Бердяева принадлежит к вершинам христианского экзистенциализма. В
ней также отражается влияние Якоба Бёме.
Первоосновой мира Бердяев считает не
бытие, а свободу. Из этой свободы Бог и создает человека – свободное существо. Свобода, будучи иррациональной по своей природе, может поэтому вести как к добру, так и к злу. Согласно Бердяеву, зло – это свобода, которая оборачивается против самой себя, это порабощение человека идолами искусства, науки и религии. Они порождают отношения рабства и подчинения, из которых возникла человеческая история.
Слайд 7
Экзистенциализм Н. А. Бердяева
Развивая в своем учении тему
творчества и духовности, Бердяев уделяет огромное внимание идее свободы,
в которой раскрывается связь между Богом, Вселенной и человеком. Он различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, то есть произвольность; рациональную свободу, то есть исполнение морального долга; и, наконец, свободу, проникнутую любовью Бога. Он утверждает, что свобода не создается Богом, и поэтому Бог не может быть ответственным за свободу, которая породила зло. Первичная свобода обуславливает возможность как добра, так и зла. Таким образом, действия человека, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог, он выступает помощником, чтобы воля человека становилась добром.
Экзистенциальные воззрения в творчестве Бердяева проявляются в его мыслях о проблеме личности. По Бердяеву, личность — не часть космоса, напротив, космос — часть человеческой личности. Личность — не субстанция, она — творческий акт, она неизменна в процессе изменения. Личность, проявляющая творческую деятельность, тем самым находит в себе божество.