Слайд 2
Г. В. Лейбниц (1646-1716)
Лейбниц родился 21 июня (1
июля) 1646 г. в Лейпциге.
С 1661 по 1666
гг. он учился в Лейпцигском университете.
В 1666 г. он получил докторскую степень за работу «О запутанных судебных случаях».
Годы службы в Майнце (1б70-1676)
1676: переходит на службу к герцогу Эрнесту-Августу Брауншвейг-Люнебургскому (Ганновер). Он одновременно советник, историк, библиотекарь и дипломат; этот пост он не оставил до конца жизни.
Слайд 3
Г. В. Лейбниц (1646-1716)
1700: Лейбниц основывает Берлинскую Академию
наук и становится её первым президентом.
1712 год создания
Академии наук в Петербурге, что послужило началом развития научных исследований в России по западноевропейскому образцу. Также Лейбниц предложил проект движения за объединение церквей, которое должно было быть создано под эгидой русского императора.
1716: смерть Лейбница.
«Он любил наблюдать, как расцветают в чужом саду растения, семена которых он предоставил сам»
Слайд 4
Философия Г. В. Лейбница
Понятие монады
Монада -духовная субстанция.
Монад бесконечное
множество.
То, что Спиноза называет ничтожной единичностью, Лейбниц называет
субстанцией. Монада – это первокирпичик из которых сложена вселенная.
Слайд 5
Философия Г. В. Лейбница
Монада- душа каждой вещи.
В основе
монады – энергия, дух.
Дух как причина движения субстанционален.
(Лейбниц ближе к традиции Аристотеля).
Слайд 6
Философия Г. В. Лейбница
Критика субстанциональности пространства в полемике
с Ньютоном и его учеником Кларком.
С т.зр. Ньютона пространство
абсолютно.
У Аристотеля душа вещи – это его энергия и смысловая и двигающая.
Тело монады зависит от качества и количества той энергии, которой характеризуется субстанция.
Слайд 7
Философия Г. В. Лейбница
Тело есть некоторое внешнее проявление
энергии (души).
Дух – это дыхание.
Слайд 8
Философия Г. В. Лейбница
Существо монады состоит в стремлении
и напряжении.
В соответствии с вектором стремления и напряжения образуется
тело.
Пространство и соответственно телесность не субстанциональны, а феноменальны.
Пространство – это своего рода остановка духа.
Слайд 9
Проблема происхождения, строения и центра мира.
Монад бесконечное множество.
По качеству их энергии Лейбниц разбивает их на три
группы.
Слайд 10
Проблема происхождения, строения и центра мира.
Монад бесконечное
множество. Но по качеству их энергии Лейбниц разбивает их
на три группы.
Монады голые (собственно тела), монады - души, монады –духи.
Монад без энергии не бывает .
Монады –тела: обладают только перцепциями, но не обладают апперцепциями. Это элементарные существа.
Монады души: обладают апперцепциями, памятью. Это растения и животные .
Монады-духи: обладают свободой воли и самосознанием и разумом. Это человек и ангелы.
Слайд 11
Монада монад, чистая монада -это БОГ.
Сотворение мира Богом
проистекает как божественное мышление. Бог мыслит мир, мыслит каждую
конкретную индивидуальность и тем самым задает вещам бытие, давая ей специфическую энергию, которая формирует ее специфическое тело.
Слайд 12
Как соотносятся монады друг с другом?
Пространство есть внешняя
оболочка духа.
Душа внутри тела.
Более совершенные монады находятся внутри менее
совершенных.
Бог – есть самое внутреннее мира, его «святая святых».
Бог не в мире, а в глубине духа.
У монад нет окон. Они не напоминают атомы Демокрита, они как бы вложены друг в друга. Они вне пространства и времени. Внутри них – дух.
Это означает что, дух –внутри Вас есть. ( Это созвучно Евангелию)
Слайд 13
Как соотносятся монады друг с другом?
Монады соотносятся таким
образом, что универсальное и уникальное в каждом совпадают.
Каждая
монада заключает в себе всю вселенную, есть микрокосм.
Каждая монада стремится представить в себе всю вселенную.
Все во всем под формой каждого, единство уникального и универсального в каждой монаде и нет внешних контактов между душами, но есть контакт между телами. И в этом смысле монады не имеют окон.
Слайд 14
Принцип индивидуальности
Нет двух одинаковых монад. Бог создает всегда
новые неповторимые монады.
Каждая монада уникальна как продукт Божественного
творения.
Слайд 15
Спиритуализм Лейбница
Пространство не субстанционально, оно феноменально. (зависит от
энергии)
Существо энергии – дух.
Это спиритуалистичная концепция.
Сам Лейбниц
вводит в философский язык понятия материализма и идеализма, чтобы дать свой ответ на противостояние этих двух позиций.
Слайд 16
Критика идеи материализма
В основе материализма лежит понятие материальной
субстанции.
Она есть не что иное как чистая материя
или абсолютное пространство, протяженность.
С т.зр. Лейбница пространство есть остановка духа.
Абсолютная протяженность означает абсолютную остановку.
Но абсолютный покой с т.зр. Математики равен нулю.
Т.о., чистая материя без божественного вмешательства это ноль.
Слайд 17
Проблема теодицеи и ее решение у Лейбница
Почему
Бог попустительствует зло?
Ответ атеизма – потому что Бога нет.
Ответ
Лейбница: Бог творит мир по принципу наилучшей возможности. Из бесконечных возможностей, содержащихся в его уме, он выбирает этот мир по принципу наилучшей возможности.
Бог продолжает управлять этим миром, отсюда принцип, что все к лучшему в этом лучшем из миров.
Слайд 18
Какова роль зла в этом мире?
Лейбниц редуцирует
зло из самостоятельной силы в недостаток добра, совершенства.
Так
как Лейбниц рассматривает мир как процесс, то зло – это недоразвитость мира. Есть в мире монады как бы не проснувшиеся.
Божественная мудрость настолько велика, что она из всякого зла может извлечь благо.
Что не делается, все к лучшему.
Слайд 19
Значение теодицеи Лейбница
В культурно-историческом аспекте это самая
оптимистическая вера в прогресс человеческого разума.
в религиозном
смысле из этой позиции выпадает идея грехопадения. Грех не радикальное зло, а несовершенство моральное.
Следовательно, нет места в этой гуманистической концепции места жертве Христа и его воскресению.
Рождение и смерть – теперь как некий переход из одного живого состояния в другое живое состояние, некий панпсихизм.
Лейбниц искажает общий облик христианства.