Слайд 2
ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ
Общее название ряда подходов в социально-гуманитарном и философском
познании 1970-80-х гг. в период научного интереса к этике
индивидуализма, гедонизма
Направление, сложившееся на основе развития, преодоления и отрицания структурализма, полагающее в центр внимания не структуру, но несистемное, неструктурируемое желание, понимаемое как источник всех форм культурной действительности
Пикассо Пабло.
Авиньонские девицы
Слайд 3
Причины возникновения
Исчерпанность управленческого потенциала государства
Антигуманность процессов технологической коммуникации
Активное
включение в социальный процесс новых социальных групп (феминисты, экологи)
Слайд 4
Основы мировоззрения
Космизм
Экологизм
Феминизм
Постгуманизм
Новая сексуальность
Слайд 5
Принципы постструктурализма
Принцип методологического сомнения по отношению ко всем
позитивным истинам, установкам и убеждениям
Постструктурализм существует как полемическое пространство,
где в постоянном диалоге сосуществуют разнородные концепции
Слайд 6
Принципы постструктурализма
Деструктурация - отрицание структуралистского понимания бессознательного
Бессознательное не
есть универсальные упорядочивающие структуры, но разомкнутая хаотичная «магма» желаний,
«машины желаний»
На первое место выходят несистемные, неструктурируемые явления, их источник -субъективность, индивидуальные особенности психики, воля
Слайд 7
Принципы постструктурализма
Децентрация, тотальный плюрализм
Знаково-символические структуры – не универсальны,
но историчны, порождены нововременным европейским структурирующим разумом, модернистской метафизической
и научной традицией
Принцип мировоззренческого хаоса, метафорически выраженный в понятии «мир-ризома»
Слайд 8
Ризома
(фр. rhizome — корневище) — понятие, фиксирующее принципиально
внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность
для имманентной автохтонной подвижности и реализации ее внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования
Слайд 9
Делез Ж., Гваттари Ф. Rhizome. 1976
Мир потерял свой
стержень
Ризома есть "семиотичное звено, как клубень, в котором спрессованы
самые разнообразные виды деятельности — лингвистической, перцептивной, миметической, жестикуляционной, познавательной; самих по себе языка, его универсальности не существует, мы видим лишь состязание диалектов, говоров, жаргонов, специальных языков" — словно "крысы извиваются одна поверх другой"
Слайд 10
Э. Ионеско "Трагедия языка"
Произошло странное событие, и я
не понимаю, как это случилось: текст преобразился перед моими
глазами... Вполне простые и ясные предложения... сами по пришли в движение: они испортились, извратились
Слайд 11
Культура
Свободная стихия творчества, игры, реализации желания
Культура понимается как
совокупность текстов
Интерпретация текста – это понимание в нем того,
что вынесено за скобки и выводит за пределы самого текста в мир желаний
Слайд 12
Объект анализа в постструктурализме
контекст – совокупность смыслов стоящих
за текстом и определяющих его
динамика, изменчивость, нивелируемая при структурном
анализе
несистемные, нерасчлененные элементы текста, несводимые к дихотомическому делению
Слайд 13
Знак
Знак есть не указание на какой-либо предмет или
смысл, а наоборот, указание на его отсутствие
Знак и смысл
превращаются в фикцию, симулякр
Знак ничего не означает или означает лишь самого себя, но при этом в человеческом общении он сохраняет свойство симулякра, детерминируя человека
Слайд 14
Симулякр
(франц. simulacre, от лат. simulacrum — образ, подобие)
— псевдовещь, замещающая реальность, образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие
Представление
становится симулякром, если оно отражает глубинную реальность, маскирует или денатурализирует ее, маскирует отсутствие глубинной реальности или вообще не соотносится с какой-либо реальностью
Слайд 15
Цель постструктурализма
Деконструкция текста, понимаемая как демонтаж процесса
порождения текста, выявление тех элементов, из которых он собран,
обнажение не структуры, но технологии создания текста, обнаружение его интертекстуальных зависимостей, анализ бинарных оппозиций, направленный на нивелирование их противостояния
Слайд 16
Основные процедуры деконструкции
«Разборка» текста на элементарные формы во
всех планах – композиционном, сюжетном, стилистическом, психологическом
«Сборка» текста -
интерпретация, направленная на выявление того, что внесено в этот текст конкретным контекстом его создания, желанием его создателя и дискурсом власти
Слайд 18
Жак Деррида (1930-2004)
«О грамматологии» (1967)
«Голос и
феномен» (1967)
«Письмо и различие» (1967)
«Поля философии» (1972)
«Похоронный звон» (1974)
«Шпоры. Стили Ницше» (1978)
«Психея. Изобретение другого» (1987)
«Призраки Маркса» (1993)
«Сила закона» (1994)
«Маркс и сыновья» (2002)
Слайд 19
Лого-фоно-фаллоцентризм
Логоцентризм – это не универсальная, но европейская структура
Фоноцентризм
- продолжение логоцентризма, поскольку голос понимается традиционной метафизикой в
его непосредственной связи со смыслом
Логофоноцентризм основан на патриархальных принципах половой иерархии. Это проявление маскулинности и фаллоцентризма
Структурализм - воплощение лого-фоно-фаллоцентризма
Слайд 20
Эпистемология
Интенциональность – это не структура, но желание –
стихийная иррациональная сила
Подлинное философствование, не упуская из виду тему
единства, должно сконцентрироваться на теме различий или «различаний»
Слайд 21
Деконструкция
Познавательный императив
Она подвергает критике не только внутреннее строение
философем, но и их внешнее воплощение – экономические, политические,
педагогические и иные структуры
В конечном счете, деконструкция есть демистификация власти
Слайд 22
Жиль Делёз (1925-1995)
«Ницше и философия» (1962)
«Различие
и повторение» (1968)
«Представление Захер-Мазоха. Холодное и жестокое» (1968
)
«Логика смысла» (1969)
«Капитализм и шизофрения» (1972-1980) (совместно с Ф.Гваттари)
«Возможно, придет день, когда нынешний век назовут веком Делеза» (М.Фуко)
Слайд 23
Трансцендентальный эмпиризм
Ключевая идея – апология плюральности мира, критика
бинаризма структурализма и утверждение принципа бесформенного хаоса
Слайд 24
Принципы ризомности
принцип связи, гетерогенности, согласно которому любая точка
ризомы может и должна быть связана с любой другой
ее точкой
принцип множественности, утверждающий отсутствие единства как стержня
принцип «незначащего разрыва», т.е. ризома может быть оборвана, разбита, однако она вновь наращивает свои или иные линии
принцип незавершенности, определяющий логику ризомы как логику карты, которая открыта, доступна по всем направлениям, следовательно, ее можно разобрать, изменить, поправить, разорвать, перевернуть, тогда как логика дерева – логика кальки и воспроизведения
Слайд 25
Методология шизоанализа
Желание - внутренний двигатель общественного развития, пронизывающий
социальное тело сексуальностью и любовью
Общество - есть желающая машина
«Коллективное
бессознательное» - причина всех изменений в обществе
Шизофрения - главное освободительное начало для личности и главная революционная сила для общества
Слайд 26
«Логика смысла»
Проблема смысла - это проблема языка, который
является семиотической системой
Смысл - это особая сущность
Поскольку
смысл конституируется в языке в процессе становления, он выражен глаголом. Глагол выражает не бытие, а способ бытия
Смысл одновременно является и событием, и со-бытием
Слайд 27
«Логика смысла»
«Смысл - это выражаемое
в предложении - это
бестелесная,
сложная и не
редуцируемая ни к чему
иному сущность на
поверхности вещей,
чистое
событие, присущее
предложению и обитающее
в нем»
Слайд 28
Жан-Франсуа Лиотар (1924-1998)
Теоретик «нерепрезентативной эстетики», создатель концепции «нарратологии», обосновывающей
ситуацию постмодернизма в философии
Постмодерн как кризис метасценариев (великих проектов)
«Феноменология»
(1954)
«Отклонение исходя из Маркса и Фрейда» (1968)
«Либидинальная экономия» (1974)
«Состояние Постмодерна» (1979)
Слайд 29
Типы нарратива
Основной формой «употребления» знания являются «нарративы» —
повествовательные структуры, характеризующие определенный тип дискурса в различные исторические
периоды:
1) «Легитимирующие» макронарративы, цель которых — обосновать господство существующего политического строя, законов, моральных норм, присущего им образа мышления и структуры социальных институтов
Слайд 30
Типы нарратива
«Языческие» микронарративы, которые обеспечивают целостность обыденной жизни
в ее повседневном опыте на уровне отдельных первичных коллективов
(напр., семьи), и не претендуют на позиции власти
Слайд 31
Типы нарратива
Сам дискурс является метанаррацией и создает «социальную
мифологию», которая поддерживает функционирование всех механизмов управления
Специфика нашего времени
как «после современного» («постмодерна») заключается в утрате макронарративами своей легитимирующей силы
Слайд 32
Жан Бодрийяр (1929-2007)
Французский философ, культуролог, наиболее социально-ориентированный представитель
философии постмодернизма
«Система вещей» 1970
«Символический обмен и смерть» 1976
«О соблазне»
1979
«Симулякры и симуляция» 1981
«Прозрачность зла» 1990
«Фатальные страсти» 1983
Слайд 33
Симулякр
Образ, поглощающий, вытесняющий реальность
Современное общество стало обществом потребления,
в котором все, в том числе человеческие стремления, идеи,
эмоции, материализуются в знаках и вещах, чтобы стать предметом покупки и потребления
Современная культура - мир симулякров, формирующих стагнирующую ирреальность
Мир симулякров - мир иллюзорной реальности, кризисной культуры
Слайд 34
Развите симулякра
знак, обозначающий реальность
знак, искажающий, маскирующий реальность
знак-фикция, не
связанная никак с обозначаемой реальностью
знак и язык как собственное
объективно существующее пространство, не связанное ни с человеком, ни с действительностью
Слайд 35
Типы симулякра
Подделка – симулякр действует на основе естественного
закона ценности
Производство – на основе рыночного закона стоимости
Симуляция –
на основе структурного закона ценности
Слайд 36
Семинар
1. Жак Деррида – от герменевтики к постструктурализму.
Идея деконструкции. Проблема познания
2. Жиль Делёз. Шизоанализ. Ризома. Игра
3.
Жан Лиотар. Кризис нарратива. Языковые игры и проблема справедливости
4. Жан Бодрийяр: концепция симулякра, общество потребления и кризис культуры
5. Проблема телесности в постмодерне (от Фуко до Делеза)
Слайд 37
Литература
История философии: Учебник / Под ред. Ч.С. Кирвеля. М,. 2003,
гл.10, 11.
История философии. Учебник для вузов/ Под ред. В.П. Кохановского,
В.П. Яковлева. Ростов н / Д.,2003, разд. 2, гл. 5, 7.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х кн., Кн. 4., СПб, 1997
Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977
Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996
Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности / пер. с фр. В. Каплуна. СПб., Академический проект, 2004
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., Добросвет, 2000
Быховская И.М. "Homo somatikos": аксиология человеческого тела. М., 2000
Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2007