Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Познание как предмет философского анализа

Содержание

Познание как предмет философского анализаЗнание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное
Познание как предмет философского анализа Термин “гносеология” происходит от греческих слов “gnosis” Познание как предмет философского анализаЗнание - объективная реальность, данная в сознании человека, Познание как предмет философского анализа  в античной философииГераклит Эфесский считал, что Познание как предмет философского анализа  в античной философииАнтичные софисты (Протагор, Горгий) Познание как предмет философского анализа  в античной философииПлатон считал, противоречие является Познание как предмет философского анализаАгностицизм –направление в гносеологии частично или полностью отрицающее Познание как предмет философского анализа☺ Элементы агностицизма можно обнаружить в различных философских Познание как предмет философского анализа  Дэвид Юм, полагал: все знания производны Познание как предмет философского анализа  Кантианство - Эта концепция основана на Познание как предмет философского анализа современная гносеологияñ Центром гносеологии становится человек. Наблюдается Познание и практика۩ Практика - это специфическая форма деятельности в определенном социокультурном Познание и практикаОсновные функции практики в процессе познания:۩ Практика - движущая сила Истина и заблуждение۩ Истина - знание, соответствующее своему предмету, то есть адекватное, Истина и заблуждение۩ Заблуждения нельзя смешивать с ложью - преднамеренным искажением истины Истина и заблуждениеИстина объективна по содержанию - обусловлена реальной действительностью, ее содержание Истина и заблуждениеАбсолютная истина есть полное, исчерпывающее знание о действительности в целом Истина и заблуждениеОтносительная истина выражает изменчивость истинного знания, его углубление и развитие. Истина и заблуждениеКритерии истинности знания:Решающим критерием истинности знания является практика. В качестве Формы и методы познания۩ Чувственное познание (живое созерцание) осуществляется посредством органов чувств, Формы и методы познания۩ Чувственное познание Осуществляется в трех основных формах:Ощущения - Формы и методы познанияПо сравнению с ощущением и восприятием у представления отсутствует Формы и методы познанияРациональное мышление - не чисто природное свойство человека, а Формы и методы познанияГлавная задача разума - постичь сущность вещей, их законы Формы и методы познанияПроблема соотношения чувственного и рационального в процессе познанияСуществуют две Формы и методы познанияСенсуалисты полагали, что решающая роль в познании принадлежит органам Формы и методы познанияВ современной постпозитивистской философии (Поппер, Кун, Лакатос и др.) Диалектика как теория и как метод познанияучение о формировании и развитии знаний Диалектика как теория и как метод познанияЗаконы диалектики:Закон взаимного перехода количественных и Диалектика как теория и как метод познанияПринцип всеобщей связи: Это принцип единства Познание как предмет философского анализа The EHD лекции☺
Слайды презентации

Слайд 2 Познание как предмет философского анализа
Знание - объективная реальность,

Познание как предмет философского анализаЗнание - объективная реальность, данная в сознании

данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает,

идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.

Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. В результате взаимодействия объекта и субъекта появляется новое знание о мире.


Слайд 3 Познание как предмет философского анализа в античной философии
Гераклит

Познание как предмет философского анализа в античной философииГераклит Эфесский считал, что

Эфесский считал, что человеческий, субъективный логос (то есть познание)

имеет все возможности быть в согласии с объективным логосом.

Зенон Элейский пытался выразить реальное развитие в логике понятий, обратив внимание на многообразные противоречия, возникающие при отображении объективного мира в сознании.


Слайд 4 Познание как предмет философского анализа в античной философии
Античные

Познание как предмет философского анализа в античной философииАнтичные софисты (Протагор, Горгий)

софисты (Протагор, Горгий) исследовали мышление само по себе, его

ошибки, противоречия, силу, стремились развить гибкость мышления, подчеркивали активную роль субъекта в процессе познания, анализировали возможности языка, слова в познании.

Сократ подчеркивал тесную взаимосвязь познания и нравственности, роль метода в добывании истины в процессе исследования различных представлений, понятий.


Слайд 5 Познание как предмет философского анализа в античной философии
Платон

Познание как предмет философского анализа в античной философииПлатон считал, противоречие является

считал, противоречие является необходимым условием для начала размышления. Он

отличал мнение как недостоверное представление от достоверного знания. В его гносеологии имеется догадка о двух уровнях мыслительной деятельности - рассудке и разуме.

Аристотель продемонстрировал веру в силу разума и подчеркнул, что результат познания есть истинное знание. Он дал первую классификацию приемов и инструментов мышления, важнейшим из которых являлась его логика. Аристотель попытался выйти за рамки формальной логики, он поставил вопрос о содержательной логике - диалектической.


Слайд 6 Познание как предмет философского анализа
Агностицизм –направление в гносеологии

Познание как предмет философского анализаАгностицизм –направление в гносеологии частично или полностью

частично или полностью отрицающее возможность познания мира, выявления его

закономерностей, постижения объективного и адекватного знания.

Агностицизм уловил реальные трудности и сложность процесса познания, многие из которых до сих пор не преодолены. Например, неисчерпаемость познания и проблема его границ, невозможность полного постижения вечно изменяющегося и развивающегося бытия.


Слайд 7 Познание как предмет философского анализа
☺ Элементы агностицизма можно

Познание как предмет философского анализа☺ Элементы агностицизма можно обнаружить в различных

обнаружить в различных философских системах как идеалистической, так и

материалистической ориентации.

☺ Впервые мысль о том, что вещь сама по себе и ее восприятие не тождественны, сформулирована у Парменида: он различает «истинное бытие» и «мнение».


Слайд 8 Познание как предмет философского анализа
Дэвид Юм, полагал:

Познание как предмет философского анализа Дэвид Юм, полагал: все знания производны

все знания производны от опыта. Опыт же - поток

ощущений, за пределы которого невозможно выйти. Человек может судить лишь о впечатлениях, но не способен понять, чем эти впечатления вызваны, что лежит в их основе - природа, бог или сам человек. Повторяемость, сходство, общность ощущений расцениваются Юмом не как знания о мире вне нас, но как акт веры, который необходим в целях практического действия.

Слайд 9 Познание как предмет философского анализа
Кантианство - Эта

Познание как предмет философского анализа Кантианство - Эта концепция основана на

концепция основана на глубочайшем анализе познавательного процесса, его составных

элементов, его противоречий. О том, каковы вещи сами по себе, - полагал И. Кант, - мы ничего не знаем. Мы знаем лишь явления, то есть представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства. Для И. Канта предметы существуют вне и независимо от сознания, однако их сущность непознаваема. Познаваемо лишь внешнее, доступное ощущению.

Слайд 10 Познание как предмет философского анализа современная гносеология
ñ Центром гносеологии

Познание как предмет философского анализа современная гносеологияñ Центром гносеологии становится человек.

становится человек. Наблюдается социологизация гносеологии, то есть процесс преобразования

гносеологии в социально-гуманитарное исследование.

ñ На современном этапе для гносеологии характерен методологический плюрализм. Она использует любые методы, которые являются наиболее эффективными в данной ситуации: философские, общенаучные, общелогические методы, теоретические и эмпирические средства и приемы.


Слайд 11 Познание и практика
۩ Практика - это специфическая форма

Познание и практика۩ Практика - это специфическая форма деятельности в определенном

деятельности в определенном социокультурном аспекте, в результате которой человек

создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования и своей жизнедеятельности, которые не даны природой в готовом виде.

۩ Практика и познание - две стороны единого исторического процесса. Однако решающая роль в этом процессе отводится практике.


Слайд 12 Познание и практика
Основные функции практики в процессе познания:
۩

Познание и практикаОсновные функции практики в процессе познания:۩ Практика - движущая

Практика - движущая сила и основа познания. Она пронизывает

все стороны, формы, ступени познания. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. Практика является основой познания также и потому, что обеспечивает процесс познания техническими средствами, приборами, оборудованием.

۩ Практика есть цель познания, так как она осуществляется для регулирования деятельности людей.

۩ Практика - решающий критерий истинности знания


Слайд 13 Истина и заблуждение
۩ Истина - знание, соответствующее своему

Истина и заблуждение۩ Истина - знание, соответствующее своему предмету, то есть

предмету, то есть адекватное, верное отражение действительности. Истина -

цель познания в любой его форме.

۩ Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение - это неадекватная форма знания, неосознанное искаженное отражение действительности. Заблуждения неизбежны, они являются необходимым моментом развития знания.


Слайд 14 Истина и заблуждение
۩ Заблуждения нельзя смешивать с ложью

Истина и заблуждение۩ Заблуждения нельзя смешивать с ложью - преднамеренным искажением

- преднамеренным искажением истины в корыстных целях и связанной

с этим дезинформацией, передачей заведомо ложного знания.



Слайд 15 Истина и заблуждение

Истина объективна по содержанию - обусловлена

Истина и заблуждениеИстина объективна по содержанию - обусловлена реальной действительностью, ее

реальной действительностью, ее содержание не зависит от отдельных людей.
Истина

субъективна по форме и по способу реализации.
Истина не есть свойство материальных объектов, а есть свойство знания о них.
Постижение истины есть процесс, а не одноразовый акт познания объекта.

Признаки истины:


Слайд 16 Истина и заблуждение

Абсолютная истина есть полное, исчерпывающее знание

Истина и заблуждениеАбсолютная истина есть полное, исчерпывающее знание о действительности в

о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда

не будет достигнут, но познание постоянно приближается к нему. Догматизм преувеличивает значение абсолютности истины, ее устойчивости.


Слайд 17 Истина и заблуждение

Относительная истина выражает изменчивость истинного знания,

Истина и заблуждениеОтносительная истина выражает изменчивость истинного знания, его углубление и

его углубление и развитие. Относительность истины заключается в ее

неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Творческое развитие относительных истин на основе практики дает нам абсолютную истину. Релятивизм преувеличивает относительность истины, ее изменчивость и развитие.

Слайд 18 Истина и заблуждение
Критерии истинности знания:
Решающим критерием истинности знания

Истина и заблуждениеКритерии истинности знания:Решающим критерием истинности знания является практика. В

является практика.
В качестве вторичных критериев истинности знания выступают:
логическая

полнота и непротиворечивость,
согласованность с фундаментальными идеями (когерентность),
простота и красота,
способность к саморазвитию (эвристичность),
способность к самоанализу (рефлексии)

Слайд 19 Формы и методы познания
۩ Чувственное познание (живое созерцание)

Формы и методы познания۩ Чувственное познание (живое созерцание) осуществляется посредством органов

осуществляется посредством органов чувств, которые являются результатом биологической эволюции

и социальной истории.


Слайд 20 Формы и методы познания
۩ Чувственное познание Осуществляется в

Формы и методы познания۩ Чувственное познание Осуществляется в трех основных формах:Ощущения

трех основных формах:

Ощущения - отражение в сознании человека отдельных

сторон и свойств предмета, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения разделяются на зрительные (визуальные), слуховые, осязательные, вкусовые и т.д.
Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, это синтез отдельных ощущений.
Представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействующего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемый в настоящем. Сюда относятся образы памяти, образы воображения.



Слайд 21 Формы и методы познания
По сравнению с ощущением и

Формы и методы познанияПо сравнению с ощущением и восприятием у представления

восприятием у представления отсутствует непосредственная связь с реальным объектом.

Это обобщенный образ предмета, созданный выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.

Слайд 22 Формы и методы познания
Рациональное мышление - не чисто

Формы и методы познанияРациональное мышление - не чисто природное свойство человека,

природное свойство человека, а выработанная в ходе истории функция

социального субъекта в процессе предметной деятельности и общения, идеальная их форма.
Рассудок - обыденное, житейское мышление (здравый смысл). Логика рассудка - формальная логика, изучающая структуру высказываний и доказательств, обращающая основное внимание на форму знания, а не на его содержание.
Разум - высший уровень рационального познания, для которого характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их природы.




Слайд 23 Формы и методы познания

Главная задача разума - постичь

Формы и методы познанияГлавная задача разума - постичь сущность вещей, их

сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику

вещей в логике понятий. Логика разума - диалектическая логика, учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.

Формы мышления (логические формы) - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения, умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания такие, как гипотеза, теория и др


Слайд 24 Формы и методы познания

Проблема соотношения чувственного и рационального

Формы и методы познанияПроблема соотношения чувственного и рационального в процессе познанияСуществуют

в процессе познания
Существуют две противоположные точки зрения - сенсуализм

(от латинского “sensus” - “чувство”, “ощущение”) и рационализм (от латинского “ratio” - “разум”, “мышление”).


Слайд 25 Формы и методы познания

Сенсуалисты полагали, что решающая роль

Формы и методы познанияСенсуалисты полагали, что решающая роль в познании принадлежит

в познании принадлежит органам чувств, а ощущения признавались единственным

источником и средством достижения истины. Сенсуалистами были представители как материализма (Гоббс, Локк, Фейербах и др.), так и идеалисты (Беркли, Юм и др.).


Рационалисты стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта, а могут быть только взяты из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.


Слайд 26 Формы и методы познания

В современной постпозитивистской философии (Поппер,

Формы и методы познанияВ современной постпозитивистской философии (Поппер, Кун, Лакатос и

Кун, Лакатос и др.) рациональность понимается как совокупность норм

и методов, характеризующих научное исследование, а теория рациональности совпадает с методологией науки.

Слайд 27 Диалектика как теория и как метод познания

учение о

Диалектика как теория и как метод познанияучение о формировании и развитии

формировании и развитии знаний в единстве их содержания и

формы


Законы диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.


Слайд 28 Диалектика как теория и как метод познания

Законы диалектики:
Закон

Диалектика как теория и как метод познанияЗаконы диалектики:Закон взаимного перехода количественных

взаимного перехода количественных и качественных изменений трактуется как механизм

развития и выражается посредством категорий «свойство», «качество», «количество», «мера», «скачок».

Закон отрицания отрицания вскрывает преемственность и направленность развития.


Слайд 29 Диалектика как теория и как метод познания

Принцип всеобщей

Диалектика как теория и как метод познанияПринцип всеобщей связи: Это принцип

связи: Это принцип единства мира при всем его многообразии

и принцип многообразия в единстве.
Принцип развития: все в мире имеет свою историю. Применительно к отдельным формам движущейся материи (физической, химической, биологической, социальной) этот принцип означает становление и развитие. Что касается отдельных объектов, всегда имеющих конечное время существования, то здесь следует иметь в виду все стадии бытия объекта: становление, прогрессивное развитие, регрессивное развитие, исчезновение.


Основными принципами диалектики являются:
• принцип всеобщей связи
• принцип развития


  • Имя файла: poznanie-kak-predmet-filosofskogo-analiza.pptx
  • Количество просмотров: 168
  • Количество скачиваний: 0
- Предыдущая Графика
Следующая - Станция