Слайд 2
ПОЗИТИВИЗМ
Позитивизм (от лат. positivus – положительный)
Философское течение,
предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т.е. конкретным, фактическим, опытным
знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического («метафизического») познания.
Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность.
Слайд 3
КОНТ(Comte) Огюст (1798—1857)
ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:
«Курс положительной философии»
ОСНОВА ФИЛОСОФИИ:
«Долой
метафизику, да здравствует физика»
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
«Знать – чтобы предвидеть, предвидеть
– чтобы обладать силой»
Создание новой, построенной по образцу естественных наук науки об обществе – социологии
Задача социологии, не объяснение, а сбор и систематизация эмпирических фактов
Слайд 4
ПОЗИТИВИЗМ
Принципы позитивизма:
− Философское знание должно быть точным и
достоверным;
− При познании нужно использовать научный метод и опираться
на достижения других наук;
− Основной путь достижения знания – эмпирическое наблюдение;
− Философия должно исследовать только факты, а не их причины;
− Философия должна освободиться от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании;
− Философия должно прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них.
Слайд 5
ПОЗИТИВИЗМ
ЗАКОНЫ О.КОНТА
Закон трех стадий развития ума
Теологическая – объяснение
явлений сравнимых с человеком;
Метафизическая – абстрактные сущности;
Позитивная – установления
связи между феноменами.
Закон классификации наук
Аналитические;
Синтетические;
Социология.
Слайд 6
НЕОПОЗИТИВИЗМ
Основные представители
Философия «Венского кружка» (М. Шлик – основатель;
последователи – Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах);
Представители Львовско-Варшавской
школы (А. Татарский, Я. Лукасевич);
Б.Рассел (1872-1970);
Л. Витгенштейн (1889-1951)
Слайд 7
НЕОПОЗИТИВИЗМ
Основные идеи
Философия должна заниматься логическим анализом языка науки,
т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно
(достоверно) воспринимает окружающий мир;
Логический анализ языка – это анализ текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантика (смысл) знаков
Слайд 8
НЕОПОЗИТИВИЗМ
Основные идеи
Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации –
сравнения положений науки с фактами опыта. Положение представляет интерес
для науки, лишь когда его можно подвергнуть проверке фактами;
Большинство проблем философии должно быть исключено из философии, т.к. они не подлежат верификации и являются проблемами, не имеющими научного разрешения
Слайд 9
ПОСТПОЗИТИВИЗМ
Основные представители
Карл Поппер (1902-1994)
Имре Лакатос (1922-1974)
Томас Кун (1922-1996)
Слайд 10
ПОСТПОЗИТИВИЗМ
Основные цели
Отходит от приоритетности логического исследования символов (языка,
научного аппарата) и обращается к истории науки;
Главная цель -
исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания;
Представители считают, что нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на опыте), как нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки;
Обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии
Слайд 11
ПОСТПОЗИТИВИЗМ
Основные идеи:
По мнению постпозитивистов, наука развивается не строго
линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая
тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.
Основная проблема:
Проблема фальсификации – теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты, т.е. могут доказать свою ложность.
Слайд 12
ПРАГМАТИЗМ
Чарльз Пирс (1839-1914)
«Закрепление верования» (1877)
«Как сделать наши идеи
ясными» (1878)
Уильям Джеймс (1842-1910)
«Основы психологии» (1890)
«Воля к вере» (1897)
«Прагматизм»
(1907)
Джон Дьюи (1859-1952)
«Опыт и природа» (1925)
Логика: теория исследования» (1938)
Основные представители
Слайд 13
ПРАГМАТИЗМ
Цель философии
Цель философии не в осмыслении начал бытия,
а в создании общего метода решения тех проблем, которые
встают перед людьми в различных жизненных ситуациях
Помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её
Слайд 14
ПРАГМАТИЗМ
Эмпиризм Д.Дьюи
Выдвинул мысль о том, что центральным понятием
философии является понятие опыта, вокруг изучения которого надо построить
все философские исследования;
Под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни;
Делил опыт на чувственный, сверхестественный (спиритический, духовный), религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и другой, что в совокупности охватывает все сферы жизни.
Слайд 15
ПРАГМАТИЗМ
Научный метод Д.Дьюи
Подход к методу как средству достижения
цели, называемый инструментализмом:
Выводы, сделанные Дьюи из идей инструментализма и
диалектики
Не может быть «метода вообще» (методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания); существуют конкретные методы для достижения конкретных целей
Слайд 16
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
− Философское направление, стремящиеся освободить философское сознание от
натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания – рефлексии
сознания о своих актах и о данном в них содержании
Слайд 17
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
− Осуществляется с помощью метода «феноменологической редукции», в
результате чего
исключается из рассмотрения или «заключается в скобки» весь
окружающий мир;
все существующие взгляды;
научные теории;
и сам вопрос о существовании того, что является предметом исследования.
Т.о. мы как бы возвращаемся к самим вещам в виде сферы сознания, свободной от отношения и реальности, но сохраняющей все богатство своего содержания.
Слайд 18
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
Родоначальником является немецкий ученый
Эдмунд Гу́ссерль (Edmund Husserl (1859
- 1938)
Понимал феноменологию как новую, строго научную философию
о феноменах сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах, дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания.
Слайд 19
ГЕРМЕНЕВТИКА
Герменевтика (греч. букв. – разъясняю, истолковываю) – искусство
и теория истолковывания текстов.
Общефилософская направленность герменевтики была определена
в раннем немецком романтизме Ф.Шлегелем (1722-1829) и разработана Ф.Д.Э. Шлейермахером (1768-1834).
В философии ХХ в. Герменевтика – это учение о понимании и научном постижении культуры, и шире – человеческого духа.
Слайд 20
ГЕРМЕНЕВТИКА
Основные представители ХХ в.:
Ганс Георг Гадамер (1900-2002)
Эмилио
Бетти (1890-1968)
Поль Рикер (1913-2005)
Луиджи Парейсон (1918-1991)
Джанни Ваттимо (род.1936)
Слайд 21
ГАДАМЕР, ХАНС-ГЕОРГ (Gadamer, Hans-Georg) (1900–2002)
Герменевтическая теория Г.Гадамера (ученика
М.Хайдегера) определяет основную задачу философии как практику толкования и
осмысления «текста».
Г. Гадамер понимает герменевтику не просто как метод гуманитарных наук, но как учение о бытии, как онтологию.
Понимание – это не черта познания. Это характеристика существования человека, способ его бытия. Человек понимает бытие как предельную «смысловую возможность», т.е. понимает свое значение, роль и место в мире
Главная идея герменевтики: существовать значит быть понятым.
Слайд 22
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Начальный период становления русской философии ХI-XVII вв.
Особенность:
−
отсутствие самостоятельного статуса
− вплетенность в ткань религиозного мировоззрения
− единство
философии и культуры
− акцент на нравственной проблематике
− акцент на житейской мудрости
Слайд 23
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Владимир Мономах (1053-1125)
Трактат «Поучение» – набор правил
практической философии, этический кодекс поведения
Филофей (начало XVI в.)
Изложил в
послании царю Василию III свою теорию «Москва – третий Рим».
Нил Сорский, Вассиан Патрикеев
Выступали за реформу Церкви, были идеологами так называемого движения «нестяжателей»
Слайд 24
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Русская философия XVIII в.
Включает два основных этапа:
−
философию эпохи петровских реформ
(Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантимир)
−
материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.
М.В. Ломоносов (1711-1765) – теория «корпускулярной философии» (атомическая традиция)
А.Н. Радищев (1749-1802)
Слайд 25
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Русская философия XIX в.
И именно «из нашей
жизни», из господствующих
вопросов и интересов родной жизни,
рождается в те
годы русская философия.
Рождается из историософического изумления,
почти испуга, в болезненном процессе
национально-исторического
самонахождения и раздумья.
Г. Флоровский. «Пути русского богословия».
Слайд 26
П. Я. Чаадаев (1794-1856)
Аномалии русской истории
Философические письма
(1829-1830, опубл. 1836-1991)
Апология сумасшедшего (1837)
Основные сочинения
Слайд 27
Мы никогда не шли
вместе с другими народами,
мы не
принадлежим ни к одному
из известных семейств
человеческого рода,
ни к Западу,
ни к Востоку,
и не имеем традиций
ни того, ни другого.
Мы стоим как бы вне времени,
всемирное воспитание
человеческого рода
на нас не распространилось.
П. Я. Чаадаев
Философические
письма
Аномалии русской истории
Россия – исключение из общего правила
Слайд 28
Аномалии русской истории
Отсутствие исторических традиций
Мы живём
лишь в самом ограниченном
настоящем без прошедшего и без будущего,
среди
плоского застоя. <…> Наши
воспоминания не идут далее вчерашнего
дня; мы как бы чужие для себя самих.
Мы так удивительно шествуем во времени,
что, по мере движения вперёд, пережитое
пропадает для нас безвозвратно. <…>
У нас совсем нет внутреннего развития,
естественного прогресса; прежние идеи
выметаются новыми, потому что
последние не происходят из первых,
а появляются у нас неизвестно откуда.
П. Я. Чаадаев
Философические
письма
Слайд 29
Аномалии русской истории
Историческая неудача православия
В то время,
когда среди борьбы
между исполненным силы варварством
народов Севера и возвышенной
мыслью
религии воздвигалось
здание современной цивилизации,
что делали мы? По воле роковой судьбы
мы обратились за нравственным учением,
которое должно было нас воспитать,
к растленной Византии, к предмету
глубокого презрения этих народов. <…>
В Европе всё тогда было одушевлено
животворным началом единства. Всё там
из него происходило, всё к нему сходилось.
<…> Чуждые этому чудотворному началу,
мы стали жертвой завоевания.
П. Я. Чаадаев
Философические
письма
Слайд 30
Аномалии русской истории
Историческая неудача православия
Вы знаете, что
ни один философ древности
не пытался представить себе общества без
рабов,
да и не находил никаких возражений
против рабства. <…> Вы знаете также и то,
что, по признанию самых даже упорных
скептиков, уничтожением крепостничества
в Европе мы обязаны христианству. <…>
Почему же христианство не имело таких же
последствий у нас? Почему, наоборот,
русский народ попал в рабство лишь
после того, как стал христианским?
<…> Пусть православная церковь
объяснит это явление.
П. Я. Чаадаев
Философические
письма
Слайд 31
Аномалии русской истории
Миссия России – урок потомству?
Одним
словом, мы жили и сейчас
ещё живём для того, чтобы
преподать
какой-то великий урок
отдалённым потомкам,
которые поймут его;
пока, что бы там ни говорили,
мы составляем пробел
в интеллектуальном порядке.
П. Я. Чаадаев
Философические
письма
Слайд 32
Ранние славянофилы
И. В. Киреевский
(1806-1856)
А. С. Хомяков
(1804-1860)
К. С. Аксаков
(1817‑1860)
Ю.
Ф. Самарин
(1819‑1876)
Слайд 33
Философия культуры И. В. Киреевского
Различия западной и русской
культуры
Особенности генезиса
западной культуры
Особенности генезиса
русской культуры
Западная Европа –
наследница классической
(римской) античности.
Античная
культура проникала
на Русь уже преобразованная
христианством.
Обе формы западного
христианства: католицизм и
протестантизм – сложились в
отрыве от вселенской церкви.
Приняв христианство
от Греции, Русь постоянно
находилась в общении
со вселенской церковью.
Западноевропейская
государственность возникла
из внешнего завоевания.
Русская государственность
самобытна: завоеватели
оставались вне русского народа.
Слайд 34
Антропология И. В. Киреевского
Концепция целостной личности
Особенности психического
склада западного
человека
Для человека западной
культуры характерно
гипертрофированное развитие
только одной из
способностей
человеческого духа –
отвлечённого разума.
Такое понимание личности
предполагает разнородность
духовных сил, действующих
независимо одна от другой.
Особенного психического
склада русского человека
Человек русской культуры –
носитель
целостного сознания.
«Целостность» понимается
при этом как органическое
единство рассудочной и
эмоциональной сфер жизни.
Западный человек –
носитель духа отрицания
(эгоизма и индивидуализма).
Русский человек –
носитель общинного духа.
Слайд 35
Алексей Степанович Хомяков
(1804-1860)
Социально-историческая концепция носит провиденциалистский и мистический
характер
Основные положения:
− отрицательное влияние Запада и реформ Петра I
−
возрождение на Руси форм патриархальной жизни
− возврат к идеалам «Святой Руси», самобытности русской культуры
− утверждение православия как всемирного просвещения
− призыв к России стать впереди всемирного просвещения
Слайд 36
А. С. Хомяков
Доктрина соборности
Соборность –
«единство свободное и органическое, живое
начало которого
Есть Божественная благодать взаимной любви».
Принцип соборности – свободной общности
преодоление
Утверждение принципов свободы и любви в христианском единении (в русской православной церкви) личность обретает силу и значение
индивидуализма
коллективизма
Слайд 37
Западники
В. Г. Белинский (1811‑1848)
А. И. Герцен (1812‑1870)
Т. Н. Грановский
(1813-1855)
Н. В. Станкевич
(1813-1840)
М. А. Бакунин
(1814-1876)
К. Д. Кавелин
(1818-1885)
Слайд 38
Критика славянофильства
Необратимость истории
А. И. Герцен.
«Былое и думы».
История не
возвращается,
жизнь богата тканями,
ей никогда не бывают
нужны старые платья.
Все восстановления,
все
реставрации
были всегда маскарадами.
Слайд 39
Критика славянофильства
Реакционность славянофильского идеала
Нам, сверх того,
не к чему
возвращаться.
Государственная жизнь
допетровской России
была уродлива, бедна, дика –
а к ней-то
и хотели славяне
возвратиться, хотя они
и не признаются в этом…
А. И. Герцен.
«Былое и думы».
Слайд 40
Критика славянофильства
Вред национального обособления
Восприимчивый характер славян,
их женственность,
недостаток самодеятельности
и
большая способность
усвоения и пластицизма
делают их по преимуществу народом,
нуждающимся в
других народах,
они не вполне довлеют себе.
А. И. Герцен.
«Былое и думы».
Слайд 41
Разочарование в Западе
Западничество как утопия
Поживши год, другой в
Европе,
мы с удивлением видим, что
вообще западные люди
не соответствуют
нашему понятию
о них,
что они гораздо ниже его.
А. И. Герцен.
«Былое и думы».
Слайд 42
Крестьянский социализм
и историческая миссия России
… только два
интересных вопроса:
вопрос социальный и вопрос русский.
В сущности эти два
вопроса
составляют один и тот же.
Разумное и свободное развитие
русского народного быта
совпадает с стремлениями
западного социализма.
А. И. Герцен.
«Былое и думы».
Слайд 43
Н. Я. Данилевский
(1822‑1885)
Автор философско-исторической концепции «ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ»
ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:
Россия
и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского
мира к романо-германскому (1869)
Дарвинизм: Критическое исследование (1870-1885)
Слайд 44
Теория культурно-исторических типов
Степени развития и типы развития
В
основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории
на периоды: древность, средневековье, новое время.
Рубежи, отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения.
В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития: свои «древность», «средневековье» и «новое время».
Между последними больше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций.
Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатства её содержания.
Слайд 45
Теория культурно-исторических типов
Многообразие культур
Дабы поступательное движение
вообще не
прекратилось в жизни
всего человечества, необходимо,
чтобы, дойдя в одном направлении
до
известной степени совершенства,
началось оно с новой точки исхода и
шло по другому пути, т. е. надо чтобы
вступили на поприще деятельности
другие психические особенности,
другой склад ума, чувств и воли,
которыми обладают только народы
другого культурно-исторического типа.
Н. Я. Данилевский.
«Россия и Европа».
Слайд 46
Теория культурно-исторических типов
Десять культурно-исторических типов
Египетский
Китайский
Древнесемитский
Индийский
Иранский
Еврейский
Греческий
Римский
Аравийский
Романо-германский
Мексиканский
Перуанский
Славяно-русский
Слайд 47
Теория культурно-исторических типов
«Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации
Цивилизации не
бывают «лучше» или «хуже» – они просто разные.
Цивилизации различаются
преимущественным развитием какой-то одной стороны культуры:
еврейская цивилизация – преимущественно религиозная,
греческая – преимущественно эстетическая,
римская – преимущественно политико-правовая.
Европейцы расширили область культурного творчества, создав «двуосновную» цивилизацию – научно-промышленную.
Слайд 48
Теория культурно-исторических типов
«Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации
Европейская цивилизация
уже прошла период расцвета и находится на пути к
дряхлению. Ей на смену идёт славяно-русская цивилизация.
Инстинктивным пониманием того, что будущее за славянством, и объясняется иррациональная ненависть Запада к России.
Слайд 49
Ф.М.Достоевский
(1821-1881)
Философско-религиозное направление, опора на русскую национальную почву.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:
−
проблема человека, его судьбы и смысла жизни, внутренний мир
человека
− экзистенциальный подход
− нравственный выбор человека, борьба божественного и дьявольского начал
− высшая сущность человека – его свобода
− следование Богу, стремление к Богу в своих привычках и поступках, путь «богочеловека»
Слайд 50
Н.Г. Чернышевский (1828-1889)
Представитель революционно-демократической философии.
Представитель антропологического материализма.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
Считал,
то природа развивается от низшего к высшему, а человек
–биологическое существо и часть природы.
Теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей.
Идеализировал крестьянскую общину
Слайд 51
К.Э. Циолковский(1857-1935)
Один из первых теоретиков освоения человеком космического
пространства.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
− считал космос живым и разумным
− сторонник идеи
вечности, несотворимости материи.
− составная часть философии – «космическая этика»
Слайд 52
В. С. Соловьёв
(1853-1900)
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
− идея всеединства
− идея нравственности
- как главного аспекта жизни человека
− идея прогресса –
как всеобщей связи поколений
− идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель к которой должно стремиться человечество
− идея Бога как выражения добра
Слайд 53
Онтология всеединства
Понятие всеединства
Всеединство
есть категория онтологии, обозначающая
принцип внутренней формы
совершенного
единства множества,
согласно которому все элементы такого множества
тождественны между собой
и тождественны целому,
но в то же время
не сливаются в неразличимое и сплошное единство,
а образуют особый полифонический строй,
«трансрациональное единство
раздельности и взаимопроникнутости»,
как сформулировал С. Л. Франк.
С. С. Хоружий
Слайд 54
В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места
процессу, развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному
– всей исторической драме.
«Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий.
Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки:
мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине,
не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра,
не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте.
Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным.
Историософия
Богочеловеческий процесс
Слайд 55
Н.А. БЕРДЯЕВ (1874-1948)
Представитель экзистенциально-религиозной философии
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
− проблема человека
«познание смысла бытия через субъекта»
− примат свободы над бытием
−
свобода как проявление божественной любви
− идеи личности, творчества, духа, Бога.
Слайд 57
1. Позитивизм: О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Миль
2. Неопозитивизм: М. Шлик,
Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн
3. Постпозитивизм: , К.
Поппер, И. Лакатос, Т.Кун
4. Прагматизм: Ч. Пирс, Д.Дьюи, У. Джеймс
5. Феноменология: Э. Гуссерль
6. Герменевтика: Г. Гадамер
7. Начальный период становления русской философии ХI-XVII в.
8. Русская философия XVIII в.: М.Ломоносов, А.Радищев
9. Русская философия XIX в.: П. Чаадаев
Слайд 58
10. Славянофильство: И. Кириевский, А.Хомяков
11. Западники: В. Белинский,
А. Герцен
12. Н.Я. Данилевский и теория культурно-исторических типов
13. Н.
Чернышевский – представитель революционно-демократической философии
14. Русский космизм
15. Религиозная философия: В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский