Слайд 2
План
Периодизация средневековой философии
Основные мировоззренческие принципы
Основные проблемы средневековой философии
Проблема
соотношения веры и разума в средневековой философии.
Проблема универсалий в
средневековой философии.
Слайд 3
Средневековая философия
(III-IV – XIV-XV вв.)
Философия, определяющая себя по
отношению к данным религиозного (монотеистического) Откровения, или по крайней
мере, учитывающая эти данные.
Существует в трех формах:
Европейская христианская (в двух традициях: греческой византийской и латинской западной)
Арабо-мусульманская. Аль-Фараби (IX-X вв.), Ибн Сина (Авиценна, X-XI вв.), Аль-Газали (XI в.), Ибн Рушд (Аверроэс, XII в.),
Еврейская (иудейская). Филон Александрийский (Iв.), Саадия Гаон (X в.), Ибн Габироль (XII в.), Моисей Маймонид (XIII в.)
Слайд 4
1.Периодизация средневековой философии
Апологетика (I-III вв.)- защита христианского вероучения
от языческой философской критики.
Проблемы: 1)отношение к античной философии
и ее оценка (Филон Александрийский I в., Иустин Философ, Тертуллиан, II в.)
2)первые попытки создать систему христианской философии (Климент Александрийский, Ориген, III в.)
Слайд 5
Периодизация средневековой философии
2. Патристика (IV-VIII вв.) – философия
«отцов Церкви», наиболее авторитетных христианских наставников (в основном, епископов),
отличающихся личной святостью и ортодоксальностью в зглядов. Период совпадает с эпохой Вселенских Соборов, на которых определялись границы христианской истины (догматы), в противовес многочисленным ересям.
Слайд 6
Патристика
Греческие отцы: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст
(IV в.), Иоанн Дамаскин (VIII в., «Точное изложение православной
веры»). В Византии патристика – до XIV в. (Симеон Новый Богослов, Григорий Палама). Или даже «бесконечная патристика» (концепция «неопатристического синтеза» ХХ в.)
Латинские отцы: Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный (IV-нач. V вв.)
Слайд 7
Особенности греческой патристики
Опытный, а не рассудочный характер богословия
(«живое богословие»). Синтез догматики и аскетики.
Бог непознаваем в своей
сущности, но познаваем в своих энергиях. Познание Бога – приобщение к Его нетварным энергиям (благодати).
Цель жизни человека – обожение.
Слайд 8
Периодизация средневековой философии
3. Схоластика (IX-XIV вв.) – «школьная
философия». Философия, ориентированная на преподавание в средневековых школах и
университетах. Рационализация веры с опорой на формальную логику. Выделяют раннюю, высокую (XII-XIII вв.), и позднюю схоластику.
Основные представители: Петр Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот, Уильям Оккам.
Слайд 9
2. Основные мировоззренческие принципы средневековой мысли.
Теоцентризм (Бог –
единый творец и источник всего существующего; весь мировой универсум
– ничтожен по сравнению с Богом. Бог самобытен, вечен, всемогущ, всеблаг и т.д.)
Персонализм (Бог есть бытие личностное, а не безличная природа, не только чистая мысль, не только перводвигатель)
Креационизм (мир создан актом Божественной воли из «ничего»)
Ревеляционизм (Истина есть Сам Бог. Откровение Божие – главный источник истины)
Провиденциализм (Провидение Божие (Промысл Божий), забота Бога о творении)
Сотериологизм (цель жизни человека – спасение от греха и смерти, вечная жизнь с Богом)
Эсхатологизм (линейность истории, у истории есть начало и конец, есть цель земной истории – единение всего с Богом)
Слайд 10
Антропология. Новое понимание человека
Персонализм. Бог есть бытие личностное,
а не безличная природа. Отсюда человек, как образ и
подобие Бога – тоже личность. Обладает свободой, самосознанием, волей. Глубина личности человека (сердце) – проницаема только для Бога. Человек, как и Бог, непознаваем до конца.
Холизм. Личность – существо целостное, единое и единственное. Поэтому тело в человеке так же предназначено к вечной жизни, как и душа (учение о воскресении мертвых). Невозможно переселение душ.
Слайд 11
Этика. Новое понимание страстей. Греховные страсти:
Чревоугодие (обжорство);
Блуд (похоть);
Сребролюбие
(любовь к деньгам, жадность);
Гнев (ненависть);
Уныние (леность);
Печаль (неверие, отчаяние);
Тщеславие (стремление
прославиться среди людей, угодить людям, а не Богу);
Гордость (противопоставление себя – Богу).
Слайд 12
Новые этические принципы
Этика носит аскетический характер (аскетика –
борьба со страстями).
Над четырьмя этическими добродетелями (умеренность, мужество, справедливость,
мудрость) возвышаются три теологические (вера, надежда, любовь).
Бесстрастие – не апатия, а избавление от грехов и развитие в душе способности любить.
Смирение в этике. Все добродетели, и особенно любовь – дар Божий. Аскетика только создает условия для принятия этого дара.
Добродетель зависит не от устроения разума, а от устроения сердца (решение этических парадоксов Сократа).
Слайд 13
3. Основные проблемы средневековой философии
Проблема возможности познания Бога,
его сущности или действий в мире.
Проблема веры и знания.
Соотношение философии и теологии. (Поставлена первыми апологетами). Сегодня: согласование библейской картины мира и научных данных.
Проблема соотношения Церкви и государства (поставлена Августином, «О граде Божьем»).
Проблема универсалий (поставлена Северином Боэцием в эпоху зарождения схоластики).
Проблема доказательства бытия Бога (характерна, в основном, для схоластики).
Проблема теодицеи (Почему Бог допускает зло в мире?).
Проблема соотношения свободы человека и Божественного Провидения, свободы воли и благодати (поставлена в споре Августина с Пелагием)
Слайд 14
4.Проблема веры и разума. Филон Александрийский (I в.)
Слайд 15
Проблема веры и разума. Филон Александрийский (I в.)
Аллегорическое
толкование Библии. Образ служанки в отношении к философии. «Сказала
Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей, чтобы ты родил детей от нее» (Книга Бытия. 16:1–2). Философия – служанка богословия. Она есть подготовительный этап для восприятия Божественной Премудрости.
Библия и греческая философия не противоречат друг другу, потому что обе порождены Логосом: первая — божественным Логосом, открывшим себя пророкам; вторая — Логосом, отраженным в человеческом разуме и мире.
Слайд 16
Проблема веры и разума. Филон Александрийский (I в.)
1)
Логос есть энергия Божества или сумма Его энергий, не
имеющая по отношению к своему первоисточнику никакой особенности или самобытности.
2) Он есть связь мира, его внутренний закон и вместе как бы его душа, которая проницает все вещи, различает и разделяет их. Мир есть также образ Божий, видимый бог, или, точнее, видимый Логос.
3) Он есть посредник между Богом и миром, между нерожденным и сотворенным; он есть «орган творения и откровения», «первородный Сын Божий».
Слайд 17
Проблема веры и разума. Мч.Иустин Философ (ок. 100-165)
Слайд 18
Проблема веры и разума. Иустин Философ (II в.)
Преимущества
христианства перед философией:
1. философия - собственность только малочисленной элиты,
христианская же мудрость открыта всем
2. философия выражает свои положения в труднодоступной форме и сложным языком
3. философия разделена на многие школы, христианство – единая истина
4. христианская мудрость имеет превосходство авторитета, философия есть творение людей, а христианство - творение божественное.
5. Бóльшая по сравнению с философией древность.
Слайд 19
Проблема веры и разума. Иустин Философ (II в.)
Идея
универсального Логоса, действующего и в религии, и в истинной
философии. Философия – откровение для язычников.
«Ибо всякий из них говорил прекрасно потому именно, что познавал отчасти сродное с посеянным Словом Божьим. А те, которые противоречили сами себе в главнейших предметах, очевидно, не имели твердого ведения и неопровержимого познания. Итак, все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Апология II, 13).
«Во всем, что философы и поэты говорили о бессмертии души, о наказаниях по смерти, о созерцании небесном и о подобных предметах, пользовались они от пророков» (Апология I ,44).
Поэтому «те, которые жили согласно со Словом (Логосом), суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами — Сократ и Гераклит и им подобные» (Апология I, 46).
Слайд 20
Проблема веры и разума. Тертуллиан (160—220 гг.)
Слайд 21
Проблема веры и разума. Тертуллиан (160—220 гг.)
1)
Непримиримость между философией и христианством. «В любознательности нам нет
нужды после Иисуса Христа, и в поисках истины — после Евангелия».
2) «Верую, ибо абсурдно» (Credo quia absurdum est):
«Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно».
Слайд 22
Проблема веры и разума. Августин (354-430 гг.)
Слайд 23
Проблема веры и разума. Августин (354-430 гг.)
«Если Премудрость
есть Бог, через Которого все сотворено, как свидетельствуют о
том божественное Писание и истина, то истинный философ — это любитель Бога»
Платон выше всех античных философов и приблизился к положениям христианства.
Закон соотношения между верой и разумом: «Если не уверуете, то не поймете», «верую, чтобы понимать».
Истина (и философская, и богословская)– результат озарения, Божественного света, присутствия Бога в душе.
«Хочу познать только Бога и душу. – И больше ничего? – Решительно ничего!». Через познание души познается Бог, чрез Бога – все остальное.
Слайд 24
Проблема веры и разума в схоластике.
Петр Абеляр: «Понимаю,
чтобы верить».
Ибн Рушд (Аверроэс) и латинские аверроисты: теория двух
истин. Истины философии необходимы (логичны) для конечного разума. Истины Откровения исходят от бесконечного Бога. Поэтому они непостижимы для разума. Для философа истинно одно, для верующего – другое. Разум отождествляется с философией, а она – с учением Аристотеля. Для философа разум выше веры, ибо только истины разума можно доказать.
Слайд 25
Латинский аверроизм
Структура средневекового университета: 1-я ступень: факультет искусств.
«7 свободных искусств»: квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) +
тривиум (грамматика, риторика, диалектика=логика=философия). 2-я ступень: факультеты: медицинский, юридический, теологический. На теологическом: изучение Священного Писания, писаний отцов Церкви, и догматики.
К середине XIII в. факультет искусств Парижского университета стал по сути факультетом философии Аристотеля. Благодаря переводам сочинений Аристотеля и комментариев к ним арабских авторов. (Ибн Рушд – Аверроэс). Некоторые слушатели отказались переходить на факультет теологии, чтобы продолжить изучение философии. Потребность в новых светских знаниях.
Слайд 26
Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126–1198 гг.)
«Аристотель объяснил природу, а Аверроэс
объяснил Аристотеля».
Слайд 27
Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126–1198 гг.)
«Но возжелавшим познать Аллаха, благословенного
и всевышнего, и его творения посредством доказательства предпочтительнее или
даже необходимо узнать сначала, каких видов бывает доказательство, каковы условия его [обоснованности]».
Три вида умозаключений:
1) аподиктические, или собственно научные;
2) диалектические, т.е. более или менее вероятные,
3) риторические, дающие лишь видимость объяснения.
Слайд 28
Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126–1198 гг.)
В Коране два смысла: внешний
(буквальный) и внутренний (аллегорический).
Аллегорический смысл доступен лишь аподиктикам, а
риторикам и диалектикам — внешний смысл.
Об обычных людях:
«Что же касается тех, кто не принадлежит к числу ученых, то они обязаны понимать эти высказывания буквально, и аллегорическое толкование с их стороны было бы неверием, поскольку оно вело бы к неверию».
Слайд 29
Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126–1198 гг.)
Против аль-Газали:
Предположение о сотворенности мира
приводит к разного рода противоречиям, приводящим к неправильному пониманию
Бога.
1. Если предположить, что Бог творит мир, то, следовательно, у Бога чего-то не достает, что умаляет Его собственную природу.
2. Если Бог вечен, и воля Бога также вечна, то непонятно, откуда берется начало мира?
3. Если Бог неизменен, то откуда в мире изменения?
Следовательно, мир вечен, как и Бог.
Бог – перводвигатель и мыслит лишь Себя.
Слайд 30
Латинский аверроизм
Следуя Аристотелю буквально, аверроисты (Сигер Брабантский, Боэций
Дакийский) учили о превосходстве философии над теологией, о вечности
мира, о смертности индивидуальной души и бессмертии единого мирового разума, о том, что Бог не может мыслить индивидуальные вещи (отсутствует Промысл Божий).
Все эти положения противоречат вере, поэтому они были осуждены католической Церковью, а изучение Аристотеля на некоторое время – запрещено.
Слайд 31
Проблема веры и разума в схоластике. Фома Аквинский(1225-1274
гг.)
Главные труды: «Сумма истины католической веры против язычников»
«Сумма теологии».
Слайд 32
Проблема веры и разума в схоластике. Фома Аквинский(1225-1274
гг.)
Следуя Аристотелю, Фома полагает, что познание начинается с чувственного,
множественного и материального мира. Однако разум способен путем абстракции переходить от чувственного к умопостигаемому. Здесь разум самостоятелен. Он сам может постичь и идею творения, и единство Бога, и бессмертие души.
Однако этого недостаточно. В Откровении содержатся истины, требующие веры, Божественного света для их понимания (единство и и троичность Бога, Боговоплощение и т.д.)
Главный принцип: благодать дополняет природу. Поэтому они могут находиться в гармонии
Слайд 33
Проблема веры и разума в схоластике. Фома Аквинский(1225-1274
гг.)
Гармония веры и разума. Философия через изучение природы ведет
к познанию Бога как первопричины. Теология, наоборот, через изучение Откровения о Боге, приходит к исследованию творения. Философия – это часть теологии. Она помогает лучше понять те истины Откровения, которые доступны разуму.
Однако вера главенствует над разумом в отношении тех истин, которые не постигаемы естественным светом разума. Вера - это Божественный свет.
Слайд 34
Проблема веры и разума в схоластике. Фома Аквинский(1225-1274
гг.)
Таким образом, оставаясь приверженцем Аристотеля, Фома смог обосновать (против
аверроистов) положения о превосходстве теологии над философией (при сохранении прав философии), о непротиворечивости идеи творения мира, о бессмертии индивидуальной души, о воскресении мертвых и т.д.).
Благодаря синтезу философии Аристотеля и христианской теологии, осуществленному Фомой, философия Аристотеля смогла вернуться в средневековые университеты и способствовать дальнейшему прогрессу наук.
Слайд 35
5.Проблема универсалий в средневековой философии
Универсалии – общие понятия,
или роды и виды вещей.
Проблему сформулировал Порфирий в работе
«Введение к “Категориям” Аристотеля»: 1) Существуют ли роды и виды вещей самостоятельно или же только в мышлении? 2) Если они существуют самостоятельно, то телесны они или бестелесны? 3) Обладают ли они в последнем случае отдельным бытием или же существуют только в телесных вещах?
Северин Боэций (ок. 470 – ок. 525) написал комментарий к этой работе, где обратил внимание на эту античную проблему, то есть транслировал ее в средневековую схоластику. Здесь она обсуждалась в связи с проблемой единства Церкви и единства Божественной сущности при различии Трех Ипостасей.
Слайд 36
Проблема универсалий в средневековой философии
Реализм – universalia sunt
realia. Общее – это идеи, которые существуют до единичных
вещей и вне их (ante res). Крайний – Гильом из Шампо. Умеренный - Фома Аквинский (XIII в.)
Концептуализм или умеренный номинализм: универсалии в уме, как наши понятия о вещах, но опираются эти понятия на реальное сходство сущностей в вещах (in rebus). Петр Абеляр (XI в.).
Номинализм: общие понятия являются лишь звуками, именами вещей (post res). Крайний номинализм: Росцелин (X-XI вв.). Умеренный: Иоанн Дунс Скот (XIII в.- (XIV в.), Уильям Оккам (XIV в.)
Слайд 37
Фома Аквинский: умеренный реализм
Существуют три рода универсалий.
Во-первых,
универсалии существуют в самих вещах (in rebus), и они
составляют сущность этих вещей. Это есть непосредственная универсалия.
Во-вторых, универсалии существуют и в человеческом уме, который путем абстрагирования извлекает при помощи активного ума универсалии из конкретных вещей, так что универсалии существуют и после вещей (post res). Эти универсалии Фома называет «мысленные универсалии».
В-третьих, универсалии существуют и в Божественном уме, до вещей (ante res). Эти универсалии и есть идеи, или первоначальные формы, содержащиеся в Божественном уме,
Слайд 38
Распад схоластики. Уильям Оккам (ок. 1300–1350 гг.)
Слайд 39
Уильям Оккам (ок. 1300–1350 гг.)
Философия не может быть
«служанкой богословия», она не может с точностью доказать существования
Бога, потому что Бог есть актуальная бесконечность. Все доказательства лишь вероятностны. Бог требует только веры.
Богословие опирается лишь на Писание, а предмет философии не зависит от богословия.
Теория двух истин — истины философии и богословия отличаются друг от друга в силу различия и предметов познания (земной мир и вечная жизнь) и методов (вера и разум) познания.