Слайд 2
План
Проблема субъекта и объекта познания
Проблема методов познания
Проблема истины
и ее критериев
Слайд 3
ДЕФИНИЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ
Гносеология – раздел философии, в котором
изучаются природа знания и его возможности, отношение сознания к
реальности.
В гносеологии можно выделить три основные проблемы:
определение роли субъекта и объекта в познании,
формулировка методологии познания,
определение критерия истинности знания.
Слайд 4
СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (Античный подход)
Роль субъекта сводилась лишь к
созерцанию объектов и их объяснению. Концепция Платона («Теория воспоминания»)
является примером подобных отношений.
Слайд 7
ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ВОПРОСАМ ПОЗНАНИЯ
С точки зрения религиозной
средневековой философии процесс познания, как и все в мире
зависит от Божьего промысла. В самом ортодоксальном варианте человек должен ждать, когда на него снизойдет мистическое озарение и Бог даст ему истину.
Слайд 8
ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ (продолжение)
Второй подход к
проблеме отношений объекта и субъекта в познании сложился в
эпоху Нового времени. Объектом познания становился не столько объективный мир, сколько само сознание. Разум, законы его развития, логические категории сознания стали для философов Нового времени объектом исследования. Таким образом, объект и субъект познания совпадали. Природа оставалась все такой же непостижимой, несмотря на исследования в области физики, астрономии, механики. Очень часто законы логики, свойственные человеческому сознанию объявлялись философами законами Вселенной.
Слайд 9
ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ (продолжение)
Третий подход к
проблеме отношений субъекта и объекта возник в начале XIX
века и очень четко был сформулирован К.Марксом в его работе «Тезисы о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, задача теперь состоит в том, чтобы изменить его». Отношения между субъектом и объектом познания понимаются как взаимодействие.
Слайд 10
ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ
Методы познания – это способы воспроизведения
действительности в нашем сознании, т.е. система принципов и правил
практической и теоретической деятельности.
Слайд 11
ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ (продолжение)
В соответствии с масштабами применения
выделяют следующие уровни методов:
предельно общие методы, т.е.
те, что выходят за рамки науки (анализ, синтез, умозаключение, диалектика и др.);
общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, аксиоматические методы, моделирование и др.);
частнонаучные методы (физические, химические, биологические и т.д.).
Слайд 12
ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ (продолжение)
По функциональному назначению и способам
применения методы в философии подразделялись на эмпирический (опытный) метод
и рациональный (теоретический) метод. Идеал научности эмпирики усматривают в опытном естествознании – механике, физике, химии, т.е. там, где возможны наблюдение и эксперимент.
В рамках рационализма математическое знание считается прообразом и реальным основанием всей науки. Используются логические методы познания такие как: утверждение, гипотезы, теории, аксиомы и т.п.
Слайд 13
ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД
Индукция – вид рациональной интерпретации фактов, позволяющий
предвидеть или предсказывать явления природы и общественной жизни с
некоторой степенью правдоподобия.
Шаги индуктивного метода (Ф.Бэкон):
определение «частных аксиом» (сбор конкретных данных, обозначение и определение).
выведение «средних аксиом» на базе частных (описание и некоторое обобщение конкретных данных).
переход к «наиболее общим аксиомам». т.е. создание общих суждений, выводимых из опыта и обобщений.
Слайд 14
ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД
Дедукция – это процесс логического вывода, представляющий
собою переход от посылок к заключениям на основе правил
логики.
Шаги дедуктивного метода:
А) Истинным является все то, что самоочевидно;
Б) Каждую вещь надо делить на простые составляющие;
В) В познании мыслью следует идти от простого к сложному;
Г) Знание должно быть полным.
Слайд 15
ЦЕЛИ ИНДУКЦИИ И ДЕДУКЦИИ
Индуктивный метод в ходе познания
обращает внимание на внешнее знание (знание фактов, обобщений).
Дедуктивный метод
нацелен на умопостигаемые, внутренние процессы, составляющие суть предметов.
Слайд 16
АГНОСТИЦИЗМ
Агностицизм – философское учение, согласно которому не может
быть окончательно решен вопрос о достоверности полученного знания об
окружающем мире (Д.Юм, Дж.Беркли).
Причины агностицизма:
Разрыв опыта и теории.
Стремление отыскать абсолютную, никогда не меняющуюся истину. Невозможность отыскания таковой и приводит к разочарованию в знании и науке.
Слайд 17
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ
Классическое определение истины: «знание, соответствующее действительности» (Аристотель).
Марксистская
концепция истины: «истина есть соответствующее отражение объекта познающим субъектом,
воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания».
Слайд 18
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТИНЫ
Объективность. Объективная истина – это знание, содержание
которого не зависит от нашего к нему отношения;
Абсолютность.
Абсолютная истина - знание, полностью исчерпывающее представление о предмете и неопровержимое при дальнейшем развитии познания
Относительность. Относительная истина – это неполное знание об объекте.
Конкретность. Конкретность истины предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных его свойств, связей, тенденций его развития.
Слайд 19
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ:
Практика.
Предыдущее знание (например, аксиомы).
Самоочевидность знания
(Декарт).
Верификация. (Верификация – понятие, обозначающее процесс установления истинности
научных утверждений в результате их эмпирической проверки (Л.Витгенштейн)
Чаша познания
Слайд 20
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ (продолжение)
Конвенция - соглашение считать знание истинным
(Пуанкаре)
Прагматизм (полезность). Истинным называется то, что приносит пользу обществу.
Конвергентность. Стремление сблизить все методы познания с одним, ведущим к цели; сведение всех теоретических систем к одной системе, доказавшей свою пригодность (Макс Планк, Макс Хартман). Факт конвергенции представляет собою серьезную гарантию реальной истинности познания.