Слайд 2
Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
О Руси родной
умельцах
На весь мир молва идет
Слайд 3
Цель занятия
Введение личности ребёнка в духовную
и эстетическую культуру родного края;
Развитие у дошкольников
способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
Воспитание потребности расширять свои знания об истории родного края, своего народа;
Обеспечение самореализации ребенка в творчестве.
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета.
Воспитывать любовь к народному искусству России
Слайд 4
Содержание художественно – эстетической программы по изобразительному искусству
по изучению росписей, нацелено на формирование у дошкольников художественной
ценности как части духовной культуры, и приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Слайд 5
дымковскАЯ РОСПИСЬ
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета
дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек
росы
В ней что-то есть от радуги,
Гремящей как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
Слайд 6
История дымковской игрушки
Жили в одном селе люди. Когда
на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю,
в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Вот и назвали то село Дымково. И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписали красками. На праздник «свистунья» мастера слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, веселые, задорные, эти игрушки ведут нас в свой особый, сказочно – прекрасный мир.
Слайд 8
Точная история происхождения матрешки неизвестна. Самое распространённое
предположение — русский
мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует
предположение о том, что матрешка имеет японские корни.
Слайд 9
Матрёшки из
Сергиева Посада
Матрёшки
из Полховского
Майдана
Слайд 10
палех
На черном сверкающем лаке, как бы прорезая и
побеждая ночь, выступает красочный узор.
Слайд 11
Название промысла произошло от названия села палех в
Ивановской области. На черном фоне изображены узорные горки, деревья,
фигурки зверей. Персонажи, раскрашенные в яркие цвета малинового, желтого, голубого оттенков создают впечатление движения и роспись на предметах будто оживает.
Слайд 12
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
У красы точеной - сарафан парчовый.
По волнам
узоров яхонты горят.
Что за чародеи Хохлому одели
В этот
несказанный праздничный наряд?
Роспись хохломская словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудес чудесней наша Хохлома!
Слайд 13
В Нижегородской области, на реке Узола, есть старинные
русские деревни – Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Семино. Именно здесь
начинается история известной во всем мире хохломской росписи. Хохлома – это разнообразные композиции из травного узора, тонкие, вьющиеся красные и черные веточки, на которых расположены пышные, сочные листья-травинки и красные ягодки.
Слайд 14
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ
Подходите! Посмотрите!
Краем глаза вы взгляните!
На металле яркий
цвет,
Сочный праздничный букет!
«Эй, не зевай! Прямо перед носом –
Дивные подносы.
Красок разноцветье – О весне, о лете!»
Слайд 15
Более полутора веков назад в Подмосковье в деревне
Жостово, появилось еще одно направление народного промысла – жостовская
роспись. Мастера украшали железные лакированные подносы сюжетной и цветочной росписью. Основным мотивом жостовской росписи является букет из садовых и полевых цветов на черном лаковом фоне; кроме того, используются цветной и металлизированный фон, а также перламутр
Слайд 16
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
Игрушки разрисованы,
Они
из Филимоново.
Словно солнышко горят.
В руках приятно подержать.
Они, как солнце желтоваты,
Но, их шеи длинноваты.
Петушки, и, поросята.
Медвежата и козлята.
Мастерицы постарались.
За кисти, краски взялись.
Вот зелено-красные полоски,
Солнце, елки, и горошки.
В сказку мы с тобой попали,
Такое чудо, где видали?
Ярмарка, для вас ребята.
Слышен свист далековато.
Слайд 17
Родина промысла – деревня Филимоново в тульской области.
Все изделия – свистульки, и сделаны они из глины.
На белом или желтом фоне рисуют узоры из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток. Филимоновские игрушки очень разнообразны, но чаще изображают фигурки людей и животных с вытянутой длинной шеей.
Слайд 18
Гжельская роспись
Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая,
фарфор – атрибуты сказки!
Словно детская рука на кусочках глины
Рисовала в три
мазка синие картины.
Чашек круглые бока расписав в колечки,
В лепестки и облака – изразцы для печки,
Голубые кружева, кобальтовый иней,
Будто вьюга намела завитушки линий.
Налепила для игры синие фигурки,
Для забавы детворы, зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.
На Руси живёт века промысел старинный.
Поколенья мастеров бело-синей Гжели –
Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!
Слайд 19
Самый известный крупный народный художественный керамический промысел –
подмосковная гжель. Этот район из 30 сел и деревень
бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость – деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево Новохаритоново, Володино, Кузяево и др.,
где было много мастерских.
Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. С XVIIв. промысел был официально признай как производитель керамической продукции высокого качества.
Слайд 20
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Есть на Волге город древний,
По названью –
Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо
– птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Слайд 21
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел.
Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Яркая, лаконичная городецкая роспись(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой
Слайд 22
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ
Роспись волшебную эту
Будем как книгу читать,
В стройных
ее силуэтах
Матушку-Русь познавать.
Мезенской роспись зовется,
В каждом рисунке добро.
В сердце
твоем отзовется,
Нежною сказкой оно.
В строчках её можно встретить
Птиц и Коней мчащих вдаль.
Лебедя если приметить,
Будет большой урожай.
Росписью той украшают
Из бересты туеса.
Даром своим совершая
Счастья, любви чудеса.
Слайд 23
Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских
художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта,
которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье,
расположенное на берегу реки
Мезени, которое как центр
росписи по дереву впервые
упоминается в 1906.
Слайд 24
Роспись урало-сибирская,
Нашему сердцу мила.
Ведь землю родную, российскую
Собой украшает
она.
Устанет на трудной работе
Простой работящий народ.
А после, с огромной
охотой,
В свой дом поскорее идет.
Расписана ярко посуда,
Шкатулка, сундук и весло.
И даже сам дом, словно чудо,
Украсит любое село.
Цветочки, листочки, травинки,
И птицы красы неземной.
Яркие эти картинки
Подарят нам радость с тобой.
УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ
Слайд 25
Урало-сибирская роспись - это одна из разновидностей свободной
кистевой росписи масляными красками, распространенная на Урале и в
Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на кисть одновременно с белилами берётся цветная краска. В XVII веке двухцветный мазок в Сибирь и на Урал принесли поморы.