Слайд 2
Живопись – это поэзия которую видят, а музыка
– это живопись, которую слышат
Леонардо Да Винчи
Синестезия (одновременное
ощущение, совместное чувство) – явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств, возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.
Процесс "визуализации музыки" – слухозрительная синестезия, за которыми закрепился специальный термин "цветной слух«, лежит в основе "музыкальной графики".
Сочетание музыкальной и изобразительной деятельности - один из наиболее продуктивных методов с точки зрения формирования у детей полноценного, художественного восприятия.
Слайд 3
О, как прекрасно, что есть краски:
Синяя, Желтая,
Белая, Красная и Зеленая!
О, как прекрасно, что есть
звуки:
Сопрано, Бас, Рог, Гобой!
О, как прекрасно, что есть язык:
Слова, Стихи, Рифмы,
Нежность созвучия,
Марш и танцы синтаксиса!
Кто играл в их игры,
Кто ощутил вкус их волшебства,
Для того расцветает мир,
Ему улыбается и раскрывает ему
Свое сердце, свою сущность
Г. Гессе
(пер.Е.Мюнстер).
Слайд 4
Задачи
Познакомить детей с произведением классической музыки французского композитора
Шарля Камиля Сен-Санса «Карнавал Животных» - слушание музыки
развивать
у детей творческое слышание музыки
активизировать в процессе художественной деятельности эмоции, мышление, воображение
помочь ребенку выразить свои впечатления в ритмопластических импровизациях, образном слове, движении, РИСУНКЕ
Слайд 5
Карнавал животных
Шарль Камиль
Сен-Санс
«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом
в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии.
Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта
Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки.
Слайд 6
Музыка получила большую известность и часто исполняется в
концертах. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей
и сочетается с поэтическими или прозаическими текстами, написанными специально для исполнения.
Слайд 7
«Карнавал животных» состоит из четырнадцати музыкальных частей:
1. Вступление
и королевский марш льва
2. Куры и петухи
3. Антилопы (быстрые
животные)
4. Черепахи
5. Слон - Вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» и Скерцо из музыки Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь». Комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона.
Слайд 9
6. Кенгуру
7. Аквариум
8. Персонажи с длинными ушами
9. Кукушка
в глубине леса
10. Птичник
11. Пианисты
12. Ископаемые
13. Лебедь
14. Финал
Лебедь -
Виолончель и два фортепиано. Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё.
Слайд 10
Ну и мы потанцевали,
почти как Анна Павлова
Слайд 11
Флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано…
«Аквариум», рисует безмолвный
подводный мир. Плавно струятся переливающиеся пассажи двух фортепиано, звучащих
на левой педали; тихо повторяются отрывистые звуки стеклянной гармоники, флейты, струнных (без контрабаса)
Слайд 12
Аквариум может быть и таким – дети пытались
передать характер музыки,
а не только название сюжета
По моему получилось.
Слайд 13
Оригинальная авторская инструментовка такова:
Флейта (в финале также флейта-пикколо)
Кларнет
Стеклянная
гармоника (в наше время её партия исполняется обычно на
колокольчиках или челесте)
Ксилофон
Два фортепиано
Две скрипки
Альт
Виолончель
Контрабас
Слайд 14
слухозрительные соответствия:
мелодия - рисунок,
тембр - цвет,
регистр - светлота,
тональность - колорит
Слайд 15
Результат применения методики полихудожественного восприятия музыки
Дети с удовольствием
слушали классическую музыку
Я получила высокий уровень внимания и интереса
к музыке у детей
Развиваем художественное творчество и гибкость мышления
Методика позволяет ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, формируются основы музыкальной культуры