Слайд 2
ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ
политика гласности, отмена цензуры
печати;
исчезновение «железного занавеса»;
возвращение культурного наследия досоветской
России, доступ к творчеству диссидентов (что было под запретом в СССР )
Творческая свобода представителей культуры;
Широкое развитие технических средств;
Расширение представлений о мировой культуре;
В ходе «перестройки» произошла ломка стереотипов во всех направлениях культурной жизни.
Слайд 3
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Резко сократились размеры государственных
ассигнований на нужды культуры.
Законодательство РФ закрепило за культурой
2% средств федерального и около 6% местного бюджета.
Во всех сферах культуры утвердилось предпринимательство.
В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании». Окрепла альтернативная образовательная система.
Российская АН испытывала нехватку средств, были прерваны контакты с бывшими союзными академиями наук.
С начала 90-х годов стала претворяться в жизнь федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусства»
Слайд 4
АРХИТЕКТУРА 90-Х: СОХРАНЕНИЕ И РЕКОНСТРУКЦИЯ
В
соответствии с программой «Сохранение и развитие культуры и искусства»
проводилась работа по сохранению памятников прошлого в Новгороде, Великом Устюге и других городах. Были реставрированы Гостиный двор и Большой Кремлевский дворец в Москве.
В 1992 году решением ЮНЕСКО исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей отнесены к всемирному наследию.
Какие архитектурные памятники были реконструированы в вашем регионе?
Слайд 5
АРХИТЕКТУРА 90-Х
Началась реконструкция храмов и культовых построек
при участии частных и общественных средств.
Несмотря на сложную
финансовую ситуацию в девяностых, церкви стали восстанавливать одну за другой.
Так был реконструирован Никольский собор г. Наро-Фоминска. Восстанавливались храмы не только за счет помощи администрации, известны многие примеры реконструкции храмов своими силами, в основном в провинциальных городах.
Никольский собор г.Наро-Фоминск
Слайд 6
АРХИТЕКТУРА 90-Х:СТРОИТЕЛЬСТВО
Парк Победы (в Москве) — мемориальный комплекс
Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Был открыт
9 мая 1995 года к 50-летию великой Победы.
Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе в честь Победы в Великой Отечественной войне был заложен 9 мая 1994 г.
Мемориальная синагога на Поклонной горе — мемориал «Храм Памяти евреев — жертв Холокоста» на Поклонной горе в Москве. (1998 г)
Мемориальная мечеть на Поклонной горе — мемориальная мечеть, построенная в память воинов-мусульман, погибших в Великой Отечественной войне. (1997)
Слайд 7
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА 90-Х
Возводились монументы в
память о событиях в истории страны.
«Маска Скорби» — монумент высотой
в 15 метров, посвящённый памяти жертв сталинских репрессии, которые были заключены в исправительно-трудовых лагерях ГУЛАГа на Колыме.
Авторы: скульптор — Эрнст Неизвестный, архитектор — Камиль Казаев.
Центральная скульптура представляет собой стилизованное лицо человека, из левого глаза которого текут слёзы в виде маленьких масок. Правый глаз изображён в форме окна с решёткой. На обратной стороне видны плачущие женщины и мужчина на кресте. Внутри монумента находится копия типичной тюремной камеры сталинских времён.
Какие монументы 90-х годов есть в вашем регионе? Чему они посвящены? При каких обстоятельствах появились?
Слайд 8
УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ ОБ ЭТИХ ПАМЯТНИКАХ:
Памятник «В ознаменование
300-летия российского флота»
Памятник Александру Невскому
Памятник Георгию Константиновичу Жукову
Слайд 9
ЛИТЕРАТУРА 90-Х
Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране
в 90-е годы ХХ века появилось более 10 тыс.
частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг ( Фрейд, Зиммель, Бердяев, Пастернак, др.).
Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих аналитические работы.
Сегодня в современном литературном процессе рождены или реанимированы такие направления, как авангард и поставангард, модерн и постмодерн, сюрреализм, импрессионизм, неосентиментализм, метареализм, соцарт, концептуализм и т. д.
Назовите произведения 90-х, соответствующие названным направлениям.
Слайд 10
МУЗЫКА 90-Х
Произошло серьезное обновление репертуара крупнейших оперных и
балетных театров страны, осуществивших новые постановки музыкальной классики XX
в.
Расширился репертуар ведущих российских оркестров. Они познакомили слушателей с произведениями А. Шнитке, С. Губайдуллиной, В. Артемова, Э. Денисова и других композиторов.
Заметными явлениями культурной жизни были концерты классической музыки на больших открытых площадках (первый в России концерт такого рода состоялся на Красной площади Москвы в 1992 г.).
Большой театр г.Москва, 90-ые года
Слайд 11
МУЗЫКА 90-Х
В. Гергиев в 1999 г. организовал концерт
Оркестра Мира на Красной площади, занесенный в книгу рекордов
Гиннесса: около двухсот крупнейших музыкантов мира выступили с программой шедевров классической музыки.
Признание и известность получили оперные певцы Д. Хворостовский и О. Бородина, артисты балета А. Волочкова и Д. Вишнева, А. Лиепа и Н. Цискаридзе, др. .
Слайд 12
МОЛОДЕЖНАЯ МУЗЫКА 90-Х
90-е гг. отмечены формированием молодежной музыкальной
культуры. Первые музыкальные коммерческие радиостанции («Европа-Плюс», 1990; Радио «Максимум»,
1991) ликвидировали дефицит музыкальной информации. С 1995 г. проводятся музыкальные фестивали «Максидром». В 90-е гг. в стране произошел бум танцевальной музыки, а рейв-дискотеки собирали до десяти тысяч участников. В 1999 г. был поставлен мюзикл «Met.ro», ставший заметным событием в музыкальной жизни Москвы.
Москва 90-х гг. оказалась городом, открытым для молодых талантов со всей России. Некоторые популярные исполнители: Агата Кристи, Апрельский марш, Браво, Ва-банкъ, Моральный кодекс, Неприкасаемые, Ногу свело!, СерьГа, Странные игры, Чайф, Чиж & Co, Мумий Тролль.
Слайд 13
ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА 90-Х
90-е гг. стали переломными
для отечественной рок-музыки. Популярный в советское время социальный рок
(Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков и др.) уступил место песням, драматизм которых отражает чувства, переживания, настроения молодежи - любовь, одиночество, страх, мечты, надежды и разочарования. Лидером этого направления молодежной музыкальной культуры стала группа «Мумий Тролль» (И. Лагутенко). Особенно популярна в молодежной среде «девочка с гитарой» - Земфира.