Слайд 3
Слово «лирика» пришло к нам из греческого языка.
Слайд 5
ЛИРИКА – это один из родов литературы, в
основе которого лежит изображение духовной жизни человека, мира его
чувств и эмоций, мыслей и размышлений. Лирическое произведение подразумевает поэтическое повествование, в котором отображены размышления автора о различных природных явлениях и жизни в целом.
Слайд 7
Философия – это форма и познания мира, вырабатывающая
систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия,
о наиболее общих сущностных чертах отношения человека к природе, обществу и духовной жизни.
Слайд 10
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА – это стихотворения, в основу которых
легли раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих
ценностях.
Слайд 12
Стихотворения, как и всякая иная лирика, содержат в
себе требование соблюдения всех литературных правил по написанию стихов
(рифма, образность, олицетворение и т.д.) и присутствие скрытого смысла, помимо понятного основного.
Слайд 15
Скрытый смысл довольно часто раскрывается не сразу, а
после прочтения произведения несколько раз, иногда даже после произошедшего
позже реального события (стихотворение - пророчество).
Слайд 18
Скрытый смысл может присутствовать в стихах, написанных на
тему космоса, природы, религии или каких-то необъяснимых вещей (НЛО,
фантастические фильмы ...).
Слайд 20
В русской поэзии основоположник философской лирики –
Федор
Тютчев.
Слайд 22
Мир, природа, человек в стихах Фёдора Тютчева находятся
в постоянном столкновении противоборствующих сил, где человек обречен на
«безнадежный», «неравный» бой, на «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, с самим собой.
Слайд 25
Особое тяготение проявляет Фёдор Тютчев к изображению бурь
и гроз в природе и в человеческой душе.
Идейное
содержание философской лирики Тютчева значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной.
Слайд 27
Наименьшее место занимает здесь лирика сострадания, представленная, однако,
такими захватывающими произведениями, как «Слезы людские» и «Пошли, Господь,
свою отраду».
Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой...
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, —
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую порою ночной.
Слайд 29
Пределы, поставленные человеческому познанию, ограниченность знания «человеческого Я»,
слияния человека с жизнью природы, описания природы, нежное и
безотрадное признание ограниченности человеческой любви – таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева.
Слайд 31
Еще один мотив поэта – это мотив хаотической,
мистической первоосновы жизни.
Слайд 34
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята
снами;
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьет о берег
свой.
То глас ее; он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Ф. Тютчев
Слайд 36
Темы стихов современной философской лирики могут быть самыми
разными.
Слайд 38
Продолжение и разновидности философской лирики – это «гражданская
лирика» и «религиозная лирика», «мистика и эзотерика».
Слайд 39
Если философская лирика рассматривает вечные темы смысла жизни,
добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на
земле, то «гражданская» приближена к общественным проблемам – к истории и политике, она описывает (непременно поэтическим языком!) наши коллективные чаяния, любовь к родине, борьбу со злом в обществе.
Слайд 42
Тема «религиозной лирики» - это осмысление своей веры,
церковной жизни, взаимоотношений с Богом, религиозные добродетели и грехи,
покаяние.
«Мистика и эзотерика» – отражение в стихах особой философской картины мира, отличной от религиозной.
Слайд 44
Философские стихи должны идти или от первого
лица, или от лица лирического героя (Он, Она): лирика
предполагает доверительное, откровенное размышление, исходя из конкретного пережитого опыта: не «как бывает вообще» и не «как должно быть», и, уж тем более, не как «ОНИ» делают…
Слайд 46
ЛИРИКА – ЭТО МИР ОДНОЙ ЛИЧНОСТИ, реальной или
сотворенной фантазией автора, но
совершенно
конкретной,
излагающей
ПЕРЕЖИТЫЙ ОПЫТ.