Слайд 3
Природа в романе
И. С. Тургенева
«Отцы и
дети»
Слайд 5
Мне не нужно ни богатой природы,
ни великолепной композиции,
ни
эффектного освещения, никаких
чудес, дайте мне хоть лужу грязную,
да чтобы
в ней правда была, поэзия,
а поэзия во всем может быть -- это
дело художника.
Третьяков из письма
художнику А. Г. Горавскому
октябрь 1861 г
Слайд 8
С самого начала своего творчества,
с “Записок охотника”,
И. Тургенев
прославился как мастер пейзажа.
Слайд 11
Критика единодушно отмечала, что пейзаж у
И. Тургенева
всегда подробен и верен, он смотрит на природу не
просто взглядом наблюдателя, но знающего человека.
Слайд 14
В то же время пейзажи И. Тургенева
не просто натуралистически верны и подробны, но они также
всегда психологичны и несут определенную эмоциональную нагрузку.
Слайд 16
Природа в произведениях
И. Тургенева - нечто непоколебимое.
Она является
противовесом
глупых и странных
человеческих желаний и
амбиций.
Слайд 18
Иван Сергеевич Тургенев смог увидеть, как далеки законы
природы от
планов и задумок
человеческих.
С
какой легкостью
она способна разрушить их.
Слайд 21
Иногда И. Тургенев страшился законов природы, на которые
не может повлиять человек. Ему казалось, что эти законы
воплощены в некое безразличие природы по отношению к людям.
Слайд 23
Первый пейзаж в романе “Отцы и дети” —
во время поездки Аркадия, Базарова и Николая Петровича в
Марьино — несет на себе определенную социальную нагрузку.
Слайд 25
Он не только вводит читателя в суть дел
в имении Кирсановых.
«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды».
Слайд 28
Этот пейзаж также исторически конкретен: с помощью нескольких
фраз Тургенев смог изобразить все проблемы России в эпоху
перед отменой крепостного права в 1861 году.
“Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках... исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами”.
Слайд 31
Жизнь крестьянина сравнивается с “безотрадной, бесконечной” зимой.
Слайд 33
Тургеневский пейзаж не только социален, но и психологичен.
Очень часто внутренний мир героев воссоздается им не прямо,
а через обращение к природе, которую в данный момент воспринимает человек.
Слайд 36
Сам пейзаж способен определенным образом воздействовать на настроение
героя. Герой очень часто находится в состоянии гармонии с
природой, и состояние природы становится его настроением.
«Настал полдень. Солнце жгло из-за тонкой завесы сплошных беловатых облаков. Все молчало, одни петухи задорно перекликались на деревне, возбуждая в каждом, кто их слышал, странное ощущение дремоты и скуки; да где-то высоко в верхушке деревьев звенел плаксивым призывом немолчный писк молодого ястребка».
Слайд 38
Состояние природы позволяет И. Тургеневу воспроизвести тонкие, трудновоспроизводимые,
но в то же время наиболее интересные черты характера
героя.
Слайд 39
О внутреннем мире Аркадия можно сказать кратко, так
как настроение героя и основной эмоциональный тон уже заданы
и определены описанием майской природы.
Слайд 40
“ Так размышлял Аркадий... а пока он размышлял,
весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко
и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все — деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах. Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления... Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял”.
Слайд 42
Один из наиболее тонких приемов тургеневского психологизма —
изображение эмоционального состояния героев через аналогию с состоянием, “построением”
природы.
Слайд 44
У И. Тургенева часто именно пейзаж ставит последнюю
точку в повествовании, как бы подводит эмоциональный итог всей жизни героев.
Таков пейзаж в романе “Отцы и дети”.
«Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря».
Слайд 47
В “Отцах и детях” заключительный момент эпилога (XXVIII
главы) — описание природы сельского кладбища
— является
окончательным
доказательством
несостоятельности базаровской теории.
Слайд 48
«Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных
уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет
вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле ».
Слайд 51
С помощью природы автор выносит окончательный вердикт нигилизму:
все его принципы несостоятельны (не выдерживают проверки жизнью) и
будут погребены, как один из их носителей — Базаров, и лишь природа будет вечно напоминать о “великом спокойствии”, “о вечном примирении и о жизни бесконечной”.
Слайд 54
« Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось
в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на
нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»
Слайд 57
Природа в романе “Отцы и дети” играет не
только эстетическую, но и идейную роль.
Слайд 59
Для И. Тургенева природа была важной и безусловной
жизненной ценностью, поэтому способность воспринимать ее чутко, эстетически любоваться
ею и чувствовать себя частью природы характеризует обыкновенно лишь положительных героев.
Слайд 61
Через отношение персонажа к природе выражается авторская оценка
этого персонажа и его характера.
Слайд 64
Природа в романе “Отцы и дети” становится объектом
для полемики не столь явной, как полемика об аристократии
или русском мужике, но не менее значимой для характеристики героев романа.
Слайд 66
Евгений Базаров со свойственной ему категоричностью отвергает
эстетическое любование природой, как и все то, что он
называет “романтизмом”. Для него «природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник».
Слайд 68
Для Базарова характерно не эстетическое, а утилитарное восприятие
природы. В этом, по мнению И. Тургенева, сказывается ущербность
нигилизма вообще и характера Базарова в частности.
Слайд 69
Природа у И. Тургенева часто лечит душевные раны
героев, помогает им справляться с трудностями, тяжелым душевным состоянием.
Базарову же такого утешения и примирения через природу с жизнью не дано — природа как бы мстит ему за равнодушие. (Когда ему было плохо, “он отправлялся в лес и ходил по нему большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя...”)
Слайд 70
«Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли
барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях
и травах, блистала серебром на паутинках; влажная темная земля, казалось, еще хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков. Базаров дошел до рощи, присел в тени на опушку и только тогда открыл Петру, какой он ждал от него услуги».
Слайд 74
И . С. Тургенев показывает, что Базаров еще
не совсем “пропащий” человек, в его душе еще есть
место прекрасному.
Слайд 75
В разговоре с Аркадием на сеновале он вспоминает
осину из своего детства, в разговоре с отцом он
говорит: “Я, как подъезжал сюда, порадовался на твою березовую рощицу, славно вытянулась”. То, что Базаров заговаривает об этом, позволяет считать, что его душа не так черства, как он старается показать.
Слайд 76
Не один Базаров в романе проходит проверку природой.
Задушевное к ней отношение характерно, например, для Аркадия, что,
по мнению И. Тургенева, выгодно отличает его от Базарова и показывает, что суровость нигилизма для Аркадия была лишь подражательной маской, а, в сущности, он очень мягкий и душевно чуткий человек.
Слайд 78
В 25-й, 26-й главе рассказывается история любви и
женитьбы Аркадия. Вместе с Катей он сидит на скамейке
в саду, в тени высокого ясеня. Ясень выбран не случайно: «ясень по-русски очень хорошо назван: ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на воздухе, как он».
Слайд 81
История любви и женитьбы Аркадия - это история
ясная, спокойная. «Слабый ветер», «бледно-золотые пятна света»,
«ровная тень»
-
характерное
пейзажное
обрамление
несложной истории
доверчивого сближения молодых людей.
Слайд 84
Пейзаж подчеркивает прямую противоположность
Аркадия и Кати
Базарову,
его
суровой жизни, облику и судьбе.
Слайд 87
В отношении к природе сопоставляются братья Кирсановы.
Слайд 88
Поэтическая природа летнего вечера аккомпанирует размышлениям и чувствам
Николая Петровича.
Он чутко чувствует
и глубоко понимает природу.
Слайд 89
«Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу,
лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без
конца тянулась через неподвижные поля… Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно - голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко протянутою веткою. «Как хорошо, Боже мой!» — подумал Николай Петрович… »
Слайд 92
Он долго бродит по вечернему саду, всей душой
ощущая его очарование: “Он не в силах был расстаться
с темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этою грустью, с этою тревогой...”
Слайд 94
Для душевного состояния Павла Петровича природа предстает
уже иначе. Она не рождает для него никакого эмоционального
отзвука: “Павел Петрович дошел до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски - сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа”.
Слайд 97
В пейзаже - в заключительном аккорде книги –
И. Тургенев раскрывал жизнеутверждающую правду природы, ее неиссякаемую мощь,
ее неумирающую красоту.
Слайд 98
Весенний вечер
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные,
немые
Блестят, облитые росой;
Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветр в листах осины
Трепещет пойманным крылом.
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.
И. С. Тургенев
Слайд 99
По словам М. Горького, «изумительно просто и по
- осеннему прозрачно умел писать обо всем этом Тургенев».
Проза его звучит как музыка.
Слайд 100
В произведениях Тургенева пейзаж — это не только
прием, позволяющий создать определенное эмоциональное настроение, но и одна
из важнейших, бесспорных жизненных ценностей, отношением к которой проверяется человек.