Слайд 2
Толстой Алексей Константинович, писатель, поэт, драматург, родился в
5 сентября 1817.
С материнской
стороны происходил из рода Разумовских (прадед — последний малороссийский гетман Кирилл Разумовский; дед — министр народного просвещения при Александре I — А. К. Разумовский).
Отец — граф К. П. Толстой, с которым мать разошлась сразу же после рождения сына. Воспитывался под руководством матери и ее брата — писателя
А. Перовского ( А. Погорельский), поощрявшего ранние поэтические опыты Толстого.
Слайд 3
Восьми лет А.К.Толстой, с матерью и Перовским, переехал
в Петербург. При посредстве друга Перовского - Жуковского -
мальчик был представлен тоже восьмилетнему тогда наследнику престола, впоследствии императору Александру II, и был в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Отношения, таким образом завязавшиеся ещё в детстве, продолжались в течение всей жизни.
Слайд 4
В 1826 году А.К.Толстой с матерью и дядею писателем Антонием
Погорельским отправился в Германию. В памяти его особенно резко
запечатлелось посещение в Beймаре Гете и то, что он сидел у великого старика на коленях. Чрезвычайное впечатление произвела на него Италия, с ее произведениями искусства.
Слайд 5
Толстой получил блестящее домашнее образование.
В1834 г. он
был зачислен в архив Министерства иностранных дел. В его
обязанности входил разбор и описание древних документов.
Как "студент архива", он в 1836 году выдержал в Московском университете экзамен "по наукам, составлявшим курс бывшего словесного факультета был зачислен в Московский архив министерства иностранных дел.
Слайд 6
В 1837г. был прикомандирован к русской миссии
при германском сейме во Франкфурте-на-Майне.
В 1840г. возвратился в Россию
и был назначен во II отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, имел придворное звание камер –юнкера в канцелярии по законодательству.
В том же году умер его дядя Перовский, оставив ему все свое крупное состояние. Позднее А.К.Толстой дослужился до флигель – адъютанта. Он часто ездил заграницу, вел светскую жизнь.
Слайд 7
В конце 30-х — начале 40-х Толстой написал
на французском языке фантастические повести в стиле готического романа
и романтической прозы — «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет».
В1841г. под псевдонимом Краснорогский была напечатана повесть «Упырь» . В это же время Толстой начал работать над историческим романом «Князь Серебряный» (окончен в 1861), тогда же создал ряд баллад и лирических стихов; многие из них приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы», «Курган», «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др.).
Слайд 8
Зимой 1850-51 года Толстой влюбился в жену конногвардейского
полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева). Брак их был официально оформлен
только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой — мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.
Слайд 9
Истории их знакомства посвящено стихотворение "Средь шумного бала..."
Впервые они повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре.
Он сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра II. Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем, конногвардейцем Миллером, искала случая забыться, рассеяться. В светской толпе он сразу обратил на нее внимание.
Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Они говорили недолго: суета пестрого бала-маскарада разлучила их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолетных суждений.
Слайд 10
В 1854году русское образованное общество узнало новое имя
– Козьма Прутков. А.К. Толстой вместе с своими двоюродными
братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми придумали образ Козьмы Пруткова, от имени которого выступали с литературными пародиями и сатирами.
С 1854 стали появляться в “Современнике” лирические стихи Толстого и прутковские сатиры. Эти годы были самыми плодотворными в творчестве писателя.
Слайд 11
В 1855 году, во время Крымской войны, Алексей Константинович Толстой хотел
организовать особое добровольное ополчение, но это не удалось, и
он поступил в число охотников так называемого "стрелкового полка Императорской фамилии".
Участия в военных действиях ему не пришлось принять, но он едва не умер от жестокого тифа, унесшего около Одессы значительную часть полка.
Во время болезни ухаживала за ним жена полковника С. А. Миллер, на которой он позднее женился.
Слайд 12
Александр II в день своей коронации назначил его
флигель-адъютантом. Но службой Толстой тяготился, открыто выражал нежелание продолжать
заниматься нелюбимым делом: "Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре".
Слайд 13
Выйдя в 1861 в отставку, он жил в
деревне под Петербургом или в Черниговской губернии, изредка наезжая
в столицы..
В 1867г. вышел первый сборник его стихотворений.
В 60-е им написаны роман “Князь Серебряный”, драматическая трилогия: “Смерть Иоанна Грозного” (1866), “Царь Федор Иоаннович” (1868) и “Царь Борис” (1870), высшее его художественное достижение; ряд баллад и сатир.
Слайд 14
С средины 60-х гг. его некогда богатырское здоровье
- он разгибал подковы и свертывал пальцами винтообразно зубцы
вилок - пошатнулось. Жил он, поэтому, большею частью за границей, летом в разных курортах, зимою в Италии и Южной Франции, но подолгу живал также в своих русских имениях - Пустыньке (под Петербургом) и Красном Роге.
Слайд 15
Последним произведением А.К. Толстого стала драма из древненовгородской
истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании
трилогии, но завершить он ее не успел.
Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Красный Рог Черниговской губернии.
Слайд 16
Жанровое многообразие лирики А.К. Толстого
Главным в лирике Толстой
считал красоту и любовь, которые присутствуют в обыденной жизни.
Стихи пронизаны тоской по прекрасному, грустью по неповторимой ценности земного, реальной человеческой любви - "Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре..." (1858), "В стране лучей, незримой нашим взорам" (1856), "Средь шумного бала, случайно..." (1851) и другие.
Слайд 17
Историческая тема также волнует Толстого. В своих произведениях
много внимания он уделяет эпохе древних Киева и Новгорода
и эпохе Ивана Грозного. Это роман "Князь Серебряный", трагедия "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870).
Создавая свои идеалы, Толстой не заботится об исторической достоверности, прибегая к свободному домыслу, поэтому получались не столько картины истории, сколько красочные поэтические легенды. Одновременно с реально существовавшими лицами в былинах и балладах выступают герои преданий - Илья Муромец, Алеша Попович, Садко и другие.
Все персонажи созданы по одному принципу, границы между историей и фольклором намеренно стерты.
Слайд 18
Стиль А. К. Толстого отличается легкостью и ясностью,
пластичностью. Очень часто он использовал народный песенный ритм, сочетание
стиха и прозы. Благодаря мелодичности лирических стихов Толстого более половины их положено на музыку (романсы Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др.).