Русской культуре, который условно определяется временем от начала 90-х
г.г. XIXв. до 1917 г., называется Серебряным веком или духовным ренессансом. К концу столетия Золотой век русской классики был завершен. Динамика развития общества, вступающего в новый век, толкала творческих и мыслящих людей на интенсивные поиски во всех областях духовной жизни. При всем многообразии течений и группировок в искусстве Серебряного века можно условно выделить три основных направления: символизм, авангард и неоклассицизм.
Слайд 3
Символизм в литературе представлен широко и многогранно.
На рубеже веков раскрылось дарование таких выдающихся творцов как
В.С.Соловьев, К.Д.Бальмонт, Д.С.Мережковский, Вяч.Иванов, В.Я.Брюсов, А.Белый, А.А.Блок и др.
Слайд 4
К. Д. Бальмонт (1867 – 1942)
Полночной порою в
болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
О чем они шепчут?
О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают – и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник…
1895
Слайд 5
А. Белый (1880 – 1934)
Эй, помчались! Кони бойко
Бьют
копытом в звонкий лед;
Разукрашенная тройка
Закружит и унесет.
Солнце, над равниной
кроясь,
Зарумянится слегка.
В крупных искрах блещет пояс
Молодого ямщика.
Будет вечер: опояшет
Небо яркий багрянец.
Захохочет и запляшет
Твой валдайский бубенец.
Ляжет скатерть огневая
На холодные снега.
Загорится расписная
Золотистая дуга…
1904
Слайд 6
В. Брюсов (1873 –1924)
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно
лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В
звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне…
1895
Слайд 7
А.А.Блок (1880 – 1921)
В соседнем доме окна желты.
По
вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И
глухо заперты ворота,
А на стене – а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу все с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих повели.
1903
Слайд 8
Ключевым словом поэтического символизма было понятие «символ». Символисты
верили в духовную сущность мироздания, хотя и не исповедовали
традиционные христианские взгляды. В их поэзии отразился поиск вечно ускользающей мистической сущности жизни, проблемы соотношения божественного и человеческого, устремленность к тайнам бытия…
Слайд 9
В 1910 г. в русской поэзии появилось новое
течение – акмеизм (от греч. Akme – высшее выражение
чего-либо). Сторонники акмеизма провозгласили в качестве эстетического принципа точность в выражении мыслей, отказ от загадочной многозначности символизма. Акмеистов привлекали образы необычные, экзотические или вынесенные из далекого прошлого. Главным печатным органом нового течения стал журнал «Аполлон». В нем публиковались авторы, входящие в объединение « Цех поэтов». Среди них были: Н.С.Гумилев,
С.М.Городецкий,
А.А.Ахматова,
О.Э.Мандельштам.
Слайд 10
А. А. Ахматова (1889 – 1966)
Слава тебе, безысходная
боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж
мой, вернувшись спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел…
Слайд 11
Н. С. Гумилев (1886 – 1921)
Наплывала тень… Догорал
камин,
Руки на груди, он стоял один,
Неподвижный взор устремляя вдаль,
Горько
говоря про свою печаль:
« Я пробрался в глубь неизвестных стран,
Восемьдесят дней шел мой караван;
Цепи грозных гор, лес, а иногда
Странные в дали чьи-то города.
И не раз из них в тишине ночной
В лагерь долетал непонятный вой…
1911
Слайд 12
О. Э. Мандельштам
( 1891 – 1938)
Я ненавижу
свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред, -
Башни стрельчатой рост!
Кружевом
камень будь,
И паутиной стань:
Небо пустую грудь
Тонкой иглою рань…
1912
Слайд 13
Ярким течением Серебряного века был авангард ( нетрадиционные
направления). Представители авангарда полагали, что наступивший XX век требует
новых подходов к творчеству.
В литературе ( поэзии) авангардные установки наиболее ярко проявились в футуризме – новой форме стихосложения ( от лат. Futurum – будущее). К футуризму примкнули И.Северянин, А.Е.Крученых, В.Хлебников, В.Маяковский, Б.Пастернак.
Слайд 14
В.В.Маяковский
(!893 – 1930)
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши
краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На
чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
1913