Слайд 2
В состав слова «сочинение» входит корень "-чин-", имеющий
значение "порядок, иерархия".
Сочинение - это упорядочение мыслей, приведение
их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа.
В практику обучения сочинение вошло очень давно.
Сочинение в разных типах учебных заведений в 19-20 вв.
Слайд 3
Виды тем по литературе: проблемные, сопоставительные, обзорные, темы,
связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, анализ литературного произведения
(лирики, драмы, эпических произведений), анализ эпизода, сочинение по цитате, эссе, смешанные, свободные).
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ
1.В чем трагедия г-жи Простаковой, по мысли создателя комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина?
2.Как характеризует двух героев поведение во время дуэли и чем отличается их поведение? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
3.Почему роман «Капитанская дочка» называют духовно-нравственным завещанием А.С. Пушкина?
4.Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
5.В чем схожи и чем различаются Чацкий и Молчалин, герои комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»?
6.В каких произведениях русской литературы изображаются сцены дуэли и в чем их можно сопоставить с приведенной сценой?
7.С какой целью автор сопоставляет образы Печорина и Вулича в новелле «Фаталист»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
8.Как решается тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
9.Какова роль детали в произведениях Гоголя? Почему у писателя была своеобразная страсть к бытописанию?
10.Почему героев романа А.С. Пушкина Гринёва и Пугачёва можно назвать, пользуясь характеристикой Достоевского, «русскими мальчиками»?
11.В чем отличие идеалов от идолов?
12.Вечный спор добра и зла
Слайд 4
Разделим темы (по принятой типологии):
Сочинение-характеристика
Сочинение-проблемный вопрос
Сочинение-сопоставление
(возможно и
с элементами полемики)
Сочинение-эссе
очинение-сопоставление (возможно и с элементами полемики)
Слайд 5
Сочинение-проблемный вопрос
Революционер ли Базаров?
«Я себя убил
или старушонку?» (По роману
Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»)
«Смешон или страшен Молчалин?» ( )
Каков путь князя Игоря к покаянию? ( )
Почему Печорина трудно назвать фаталистом?
Какова роль образа Татьяны Лариной в романе
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
В чем вы видите влияние Маяковского на современную
поэзию?
Почему Акакия Башмачкина называют «маленьким
человеком»?
О чем пророчествовали русские писатели Х1Х века?
Слайд 6
Сочинение-сопоставление (возможно и с элементами полемики)
В чем вы
согласны или хотите поспорить с В.О. Ключевским в его
оценке преподобного Сергия Радонежского?( Статья В.О. Ключевского «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства»).
Преподобный Сергий в судьбе отца Павла Флоренского
Сочинение-сопоставление (возможно и с элементами полемики)
В чем вы согласны или хотите поспорить с В.О. Ключевским в его оценке преподобного Сергия Радонежского?( Статья В.О. Ключевского «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства»).
Преподобный Сергий в судьбе отца Павла Флоренского
народа и государства»).
Преподобный Сергий в судьбе отца Павла Флоренского
Сочинение-сопоставление (возможно и с элементами полемики)
Сочинение-сопоставление (возможно и с элементами полемики)
Сочинение-сопоставление (возможно и с элементами полемики)
Сочинение-сопоставление (возможно с элементами полемики)
Сочинение-сопоставление (возможно и с элементами полемики)
Сочинение-сопоставление (возможно и с элементами полемики)
ВССС С
С чем вы согласны или хотите поспорить с
В.Г. Белинским в его оценке образа
Татьяны Лариной? ( )
Чацкий и Молчалин – соперники или
антиподы? ( )
Чем похожи и отличаются Евгений
Базаров и Павел Кирсанов. ( )
Слайд 7
Восстановим в памяти, приведем в систему основные правила
работы с текстом при условии, что требуется создать собственный
текст, то есть произведем
процесс переопосредования художественного текста,
напишем сочинения сочинение малого большого объема (не менее 200 слов).
Слайд 8
Сочинение-рассуждение можно представить в виде формулы:
Рассуждение:
тезис
+ довод 1 + довод 2 …= вывод
Тезис –
это основная мысль, которую надо объяснить или доказать.
Доводы – это доказательства, аргументы.
Слайд 9
Тема – это круг событий и лиц, составляющих
основу текста; то, о чем говорится в тексте, то,
что в нем изображается. Через раскрытия темы выражается идея текста.
После первого прочтения (анализа) текста на черновике формулируются
а) тема ………б) проблема ………)
Слайд 10
Каждая тема развивается в ряде микротем. Микротемы –
это смысловые фрагменты текста. Каждая микротема по-новому раскрывает тему
и основную мысль текста. Микротемы могут развиваться подробно и сжато, могут занимать часть абзаца, весь абзац или несколько абзацев.
Во время второго чтения текста производится деление на микротемы, аналитическое рассмотрение микротем; после этого возможна корректировка уже записанных ранее темы и проблемы)
Слайд 11
Главная мысль (идея, тезис) раскрывает цель текста, его
смысл.
При выявлении главной мысли следует обратиться к трем сильным
позициям текста (заголовок, конец вступления, заключение) и попробовать найти предложение, выражающее основную мысль.
В тексте очень важно найти ключевые главы, слова. Они могут быть а) объективными, сжато передающими движение информации в тексте; б) субъективными, помогающими понять позицию автора, его отношение к проблеме, идею текста, его эмоциональный настрой.
Слайд 12
Полезно составить план, он отражает структурно-смысловую организацию текста.
Планы
могут быть трех видов: вопросный, тезисный, назывной.
Слайд 15
Работа над вступлением
Вступление должно быть небольшим, но интересным.
Люди чаще всего обращают внимание на то, что написано
в начале и в конце текста.
Типичные цели вступления:
дать общие сведения об обсуждаемой теме;
- ввести в тему текста;
назвать проблему, которой будет посвящен ваш
текст;
- обосновать актуальность проблемы;
- заинтересовать потенциального читателя;
- подготовить к восприятию текста;
- высказать свою точку зрения на проблему.
Слайд 16
Он нужен для того, чтобы привлечь внимание.
Логично,
если «магнитом» станет первое предложение.
Существуют разные приемы написания
«магнитов».
«Магнит»,
или
Зацепляющий крючок»
Слайд 18
Обычно после «магнита следует предложение (или два), которые
помогают перейти собственно к предмету осмысления. В нашем случае
это последнее предложение, выделенное в таблице курсивом.
Слайд 19
Работа над основной частью
В основной части сочинения нужно:
Сформулировать
и прокомментировать
проблему, заявленную в теме.
2. Сформулировать
позицию автора.
3. Сформулировать свою точку зрения и
аргументировать ее.
4. Аргументировать свой ответ, опираясь на
знания, жизненный и читательский опыт.
Аргументов в основной части может быть
2 или 3. После доводов-аргументов их надо
комментировать.
Слайд 20
Как обозначить и прокомментировать проблему?
Слово проблема (или вопрос)
должно обязательно прозвучать в тексте.
Слайд 21
Типы проблем:
Философские (о смысле жизни, свободе и ответственности,
добре и зле, отношении к Богу и человеку, человек
в отношении к истории и культуре, одиночества).
Социальные (политические) (о социальной справедливости и несправедливости, о правах человека, о смысле прогресса, о развитии науки и общества);
Нравственные (о душевной сфере жизни человека, о взаимоотношениях людей; о гуманизме и эгоизме, доброте и жестокости, чести и бесчестии; дружбе и предательстве; о конфликте поколений и т.д.) Надо помнить, что эти проблемы часто поднимаются до уровня философского осмысления.
Экологические (взаимодействие человека и окружающей среды; взаимосвязь человека и природы; экология культуры; экология языка).
Эстетические (восприятие человеком категории прекрасного; восприятие искусства; эстетический вкус; чтение, роль книги в жизни человека; проблемы, связанные с массовой культурой).
Слайд 22
Кроме того, проблемы могут формироваться как частные. Волнующие
конкретного человека или автора. Например, среди философских и нравственных
проблем возможно назвать проблемы: сущности человека, справедливости, свободы, взаимопонимания, идеала, безопасности, счастья, поисков себя, своего места в мире. А также другие проблемы: труда, здоровья, собственности, власти, добра, красоты, одиночества.
Проблема – это не просто частный случай, о котором сказано в тексте.
Проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова проблема с существительным в родительном падеже.
Слайд 23
ПРИМЕРЫ:
Одну из проблем житийной повести можно сформулировать так:
Какой
путь выбрать, следуя по жизненной дороге?
Проблема выбора жизненного пути.
Автора
житийной повести волнует проблема: «Каков наш национальный идеал? Он существует сегодня?»
Актуальная проблема традиционного идеала и его присутствия или неприсутствия в современной жизни.
Слайд 25
Обычно каждый довод выделяется в отдельный абзац.
«Из доводов
сильные и важные должно положить наперед; те, которые других
послабее, в середине, а самые сильные – в конце утверждения, ибо слушатель и читатель больше началу и концу внимают и больше оные помнят».
М. Ломоносов
Слайд 26
Слова, которые помогут охарактеризовать проблему:
общественно значимая, насущная,
актуальная, злободневная, вечная, метафизическая, важная, сложная, острая, нерешенная, профанная,
надуманная и т.д., потому что
(излагается причина)
Слайд 27
Самое сложное – комментарий
Здесь не пройдут ни пересказ,
ни сплошное цитирование. Надо охарактеризовать проблему.
Начиная комментировать проблему, можно
указать:
а) к какой категории она относится (см. выше)
б) насколько данная проблема актуальна
в) насколько традиционна и какие точки зрения
есть по этому поводу;
г) если нова, то почему она возникла;
д) комментировать, анализируя произведение.
Слайд 28
Типовые конструкции для рассуждения над проблемой текста:
Автор
размышляет над проблемой…
Автор затрагивает проблему…
В центре внимания автора находится
проблема…
В тексте (фамилия автора) поднимается проблема
Предложенный для анализа текст посвящен проблеме…
Текст (фамилия автора) заставил меня задуматься над сложной
проблемой…
(фамилия автора) предлагает читателям задуматься над проблемой…
Как (зачем, почему) именно эта проблема привлекла внимание автора.
И еще, проблема может заставить читателя: глубоко задуматься,
серьезно размышлять, обратить внимание (на что?), лучше понять какое-
то явление, событие и т.п.; серьезнее относиться к … (чему?0; по иному
посмотреть (на что?); переосмыслить свое отношение (к чему? кому? )
и др.
сам сюжет, композиция, система персонажей, поступки
героев, вся система повествования и описания (пейзажи,
портреты, характеристики), речь, средства речевой,
стилистической выразительности – все служит выявлению
проблемы в художественном тексте.
Слайд 29
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы
Слайд 30
Как сформулировать позицию автора
Если проблема текста – это
некоторый вопрос,
то позиция автора = это ответ на
вопрос,
поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы.
Проблема и позиция автора соотносятся как вопросно-ответное единство.
Позиция автора может быть выражена:
а) четко, прямо (в названии текста, в отдельных предложениях, в авторских отступлениях, в пафосе; описаниях);
б) не прямо, а через изобразительно-выразительные средства и приемы. Прием иронии, использовании сарказма; через особенности композиции; речь, поступки героев и др.
Слайд 31
В публицистическом тексте
чаще всего авторская позиция будет
обозначена прямо.
Лучше не цитировать целиком предложение, в котором
отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами.
Слайд 32
В художественном тексте позиция автора может быть не
заявлена прямо. Здесь нужно внимательно проанализировать изобразительно-выразительные средства, а
также обратить внимание на некоторые особенности текста.
Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция не обозначена прямо, можно использовать следующую формулу:
Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы , читатели, прекрасно понимаем, что …
Если писатели используют «маску», говорят от имени героя-рассказчика, заставляют говорить глупости, совершать неблаговидные поступки. Чаще всего в речи героев спрятаны «уши» сочинителя. Смотрим, каковы эти действия, каковы их последствия, какова речь рассказчика, пафос повествования, каков характер описания.
Комментарий в этом случае можно основывать на том, что представляет собой персонаж, от имени которого ведется повествование. Если герой поступает абсурдно, нелогично, безнравственно, то, возможно, автор и добивался того, чтобы мы это поняли.
Не надо ставить знак равенства между автором и персонажем-рассказчиком. И тем более – писателем!
Слайд 33
Отношение автора к героям, событиям может быть:
позитивным
негативным
ироничным
осуждающим
двояким
неоднозначным
скептическим
сочувствующим
уважительным
восторженным и др.
преклоняющимся перед величием подвига
и др.
понимающим значимость образа Сергия для России
Слайд 34
Как выразить свое мнение
Личностная позиция может быть выражена
с помощью оценочных слов и специальных речевых клише:
Выражение уверенности
или предположения: по моему убеждению; на мой взгляд; считаю, что…; автор убедительно доказывает, что…; очевидно, что…; безусловно, нет сомнений, что…;вероятно, вполне может быть, что… и т.п.
Выражение эмоциональной оценки: к своему удивлению, к сожалению; к счастью; радует то, что…; нельзя оставаться равнодушным; поражает то, что …интересно, что…; текст производит глубокое впечатление и т .п.
Выражение а) согласия или б) несогласия с мнением автора:
а) разделяю точку зрения автора; не могу не согласиться; автор предлагает интересное решение проблемы; правота автора неоспорима и др. б) к сожалению вынужден возразить, отметить, что…; не могу согласиться; сомнительно, что…; по-моему, автор упускает из виду, что…; на мой взгляд, проблема заключается в другом; эту проблему надо, по моему мнению, решать иначе;
Слайд 35
Работа над заключением
Заключение должно составлять примерно одну шестую
вашего текста.
Типичные цели заключения:
- суммировать, обобщить сказанное;
- подвести итоги
размышления, сделать вывод;
- дать оценку сказанному;
- дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении;
повысить убедительность текста, используя дополнительные сильные
аргументы;
- сделать прогноз каких-то событий или явлений;
- четко сформулировать мнение автора по данной проблеме;
вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь,
подчеркнуть ее актуальность…
Слайд 38
Внимание: важно!
Избегайте в сочинении штампов и расхожих фраз
типа: великолепный писатель, имеет громадное значение; выразил чаяния; проклятая
Николаевская Россия; в своем произведении; губительное светское общество; показал все недостатки, пороки и прочие общие слова
Слайд 39
Что такое эссе
Слово "эссе" пришло в русский
язык из французского и исторически восходит к латинскому слову
exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
Слайд 40
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и
свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному
поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина оно определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме".
"Большой энциклопедический словарь" дает такое определение эссе: "это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь".
"Краткая литературная энциклопедия" уточняет: "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".
Выписываем основные признаки: небольшой объем, свободная композиция, свободная форма, философское рассуждение, парадоксальность, ориентированность на разговорную речь, передача индивидуальных впечатлений и соображений.
Должна проступать личность пишущего!
Слайд 41
Некоторые признаки эссе:
наличие конкретной темы или вопроса
выражение индивидуальных
впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу
не
претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо
такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.
Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.).
Сегодня такой жанр предлагается в качестве задания достаточно часто.
Слайд 42
Структура и план эссе
Структура определяется предъявляемыми требованиями:
мысли автора
по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).
мысль
должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы (А).
Аргументы - это характеристики художественного произведения, факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др.
Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса. Один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление
тезис, аргументы
тезис, аргументы
тезис, аргументы
заключение.
Слайд 43
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
Вступление
и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении
она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора)
Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы
Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире
Стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
Слайд 44
По литературной форме предстают в виде:
рецензии,
лирической миниатюры,
заметки,
странички из дневника,
письма и др.
Различают также
следующие типы:
описательные,
повествовательные,
рефлексивные,
критические,
аналитические и др.
Слайд 45
ПРИЗНАКИ ЭССЕ
Небольшой объем
Конкретная тема и подчеркнуто субъективная
ее трактовка
Свободная композиция - важная особенность жанра. Оно
нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".
Непринужденность повествования
Склонность к парадоксам. Юмор.
Внутреннее смысловое единство
Ориентация на разговорную речь
Слайд 46
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ЭССЕ
Из формальных правил можно назвать только
одно - наличие заголовка.
Внутренняя структура может быть произвольной. Поскольку
это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.