Слайд 2
В природе существует много такого, что не может
быть ни достаточно глубоко понято,
ни достаточно убедительно доказано,
ни достаточно умело и надежно использовано
на практике без помощи вмешательства математики
Ф. Бэкон
Слайд 4
– отношение длины окружности к диаметру
π 3,1415929…
е
– основание натуральных логарифмов
e 2,7…
φ1,618…
φ – «Золотое сечение»
Слайд 5
«Золотое сечение – гармоническая пропорция»
Пропорция (от лат.
proportio) означает «соразмерность», «определенное соотношение частей между собой».
В
математике пропорцией называют равенство двух отношений:
a : b = c : d.
Слайд 6
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
ИЛИ ГАРМОНИЧЕСКАЯ ПРОПОРЦИЯ?
Слайд 7
Целое всегда состоит из частей, части разной величины
находятся в определенном отношении друг к другу
и к
целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе
Собор Святого Петра в Риме – замечательный образец идеальных архитектурных пропорций
Слайд 9
Леонардо из Пизы
или Фибоначчи
(ок. 1180 -
ок. 1240)
Слайд 11
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Слайд 13
Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе
из храма фараона Сети I в Абидосе и в
рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления
Слайд 14
В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции.
При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и
скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления.
Античный циркуль золотого сечения
Слайд 15
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Слайд 17
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Слайд 19
Золотое сечение в живописи
« Пусть
никто , не будучи математиком, не дерзнёт
читать мои труды» .
Леонардо да Винчи
Слайд 20
Переходя к примерам «золотого сечения» в живописи, нельзя
не остановить своего внимания на творчестве Леонардо да Винчи.
Его личность – одна из загадок истории. Сам Леонардо да Винчи говорил:
«Пусть никто, не будучи математиком, не дерзнет читать мои труды».
Он снискал славу непревзойденного художника, великого ученого, гения, предвосхитившего многие изобретения, которые не были осуществлены вплоть до XX в.
Слайд 21
Нет сомнений, что Леонардо да Винчи был великим
художником, это признавали уже его современники, но его личность
и деятельность останутся покрытыми тайной, так как он оставил потомкам не связное изложение своих идей, а лишь многочисленные рукописные наброски, заметки, в которых говорится «обо всем на свете».
Он писал справа налево неразборчивым почерком и левой рукой. Это самый известный из существующих образец зеркального письма.
Слайд 22
...И будет этот взгляд ...
К ней равнодушное
потомство привлекать,
Уча его
любить,
страдать,
прощать,
молчать
Я.Полонский
Слайд 23
Портрет Моны Лизы привлекает тем, что композиция рисунка
построена на «золотых треугольниках».
Слайд 24
Существовало мнение, что композиция имеет успех из-за построения
на «золотых прямоугольниках».
Слайд 26
Дом Пашкова - прекрасное творение В.Баженова
Здание сената в
Кремле М.Казакова
Пантеон
«Золотое сечение» можно обнаружить и в других
шедеврах архитектуры
Слайд 27
В этой росписи фрески мастер избегает всего
того, что могло бы затемнить основной ход изображенного им
действия, он добивается редкой убедительности композиционного решения. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя ее просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы еще более акцентировать его место в композиции. Наконец, в этих же целях он заставляет сходиться все перспективные
линии в точке,
непосредственно
расположенной
рядом с головой
Христа.
Слайд 28
На фреске «Тайная вечеря» четко просматривается деление картины
в пропорциях золотого сечения.
Слайд 29
Наличие золотых прямоугольников
Слайд 30
В композиции фрески «Тайная вечеря» можно обнаружить наличие
золотых треугольников.
Слайд 32
Ива́н Ива́нович Ши́шкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец,
рисовальщик и гравер-аквафортист. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной
мастерской (1894—1895) Академии Художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.
Отличительная черта творчества И.И. Шишкина
Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав.
Слайд 33
«Корабельная роща» Холст, масло. 165 x 252 см
Слайд 34
«Корабельная роща» – картина-завещание. Она написана в год
кончины художника. В полотне как бы обобщен весь опыт
долгой и непростой жизни мастера.
Золотой колоннадой вздымается к лазурному небу русский лес. Могучая, несокрушимая стена сосен-великанов, озаренных благодатным летним светилом. Блики солнца играют в теплых водах железистого ручья, берущего начало у мощных, несокрушимых корней бора. Светом жизни пронизан весь холст, он играет в прозрачном источнике, где видна каждая песчинка, сверкает на крылышках желтых бабочек, порхающих в потоках всепроникающего сияния. Озарены и словно вылеплены скульптором брошенные сколы дикого камня, лежащие здесь тысячи веков, сверкают песчаные отмели, зеленеют юные ели, словно прибежавшие на опушку, залитую жарким дыханием лета. Но особую жизнь картине дает игра света и тени, то волшебство бликов, которое заставляет нас буквально зримо ощущать, почти присутствовать в Елабуге и любоваться этим уже почти ставшим историей местом. Взор устремляется в даль леса, и мы смотрим в таинственную чащу, прорезанную дорожками света.
Шишкин – чародей.
Слайд 35
Золотое сечение в картине
И.И. Шишкина «Корабельная роща»
Слайд 36
Золотые треугольники
и композиция картины
Слайд 37
В заключение хотелось бы отметить, что золотое сечение
в природе, искусстве, архитектуре является непременным условием правильного и
красивого изображения предмета, впоследствии украшающего нашу жизнь.
Слайд 38
Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:
четыре
ладони равны стопе,
шесть ладоней составляют один локоть,
четыре локтя -
рост человека,
четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека,
наибольшая ширина плеч - восьмая часть роста,
расстояние от локтя до кончиков пальцев - 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки - 1/8,
длина всей руки - это 1/10 роста,
стопа - 1/7 часть роста.
Слайд 39
Длина четырёх пальцев равна длине ладони.
Расстояние от кончика
подбородка до носа и от корней волос до бровей
будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.
Слайд 41
Золотое сечение в скульптуре
Пропорции «
золотого сечения» создают впечатление гармонии красоты , поэтому скульпторы
использовали их в своих произведениях.
Великий древнегреческий скульптор Фидий часто использовал « золотое сечение» в своих произведениях. Самыми знаменитыми из них были статуя Зевса Олимпийского ( которая считалась одним из чудес света) и Афины Парфенос.
Знаменитая статуя Аполлона Бельведерского тоже состоит из частей делящихся по золотым отношениям.
Слайд 42
Золотое сечение в природе
«Золотое
сечение» встречается в растительном мире. Рассматривая расположение трёх подряд
идущих пар листьев на общем стебле растения, можно заметить, что между первой и третьей парой вторая находится в месте « золотого сечения».
На рисунке 1 ,повторяющем
изображение раковины, точка С
делит отрезок АВ приблизительно
в «золотом отношении».
Форму правильного пятиу-
гольника имеют морские
звёзды