Слайд 2
Цель: Изучение традиций хакасского орнамента.
Задачи: 1) Расширить представление
по теме «Центральная, осевая и Зеркальная симметрия».
2) Развитие мировоззрения.
3) Показать красоту и особенность орнамента хакасского народа.
4) Воспитывать уважение и интерес к прикладному творчеству хакасского народа, формировать национальное самосознание
Актуальность темы.
Древние хакасы не оставили прямых документов о геометрии как прикладной науки, многое находится на уровне догадок и гипотез, тем не менее знание истории Хакасии с точки зрения математической культуры можно использовать учителям для формирования и развития глубокого интереса к изучению геометрии.
Включение в школьную программу материала по этнокультуре предполагает обогащение и расширение знаний учащихся, оказывает положительное влияние на повышение мотивации к изучению геометрического материала.
Учащиеся обучаются масштабно мыслить, познают, что Вселенная целостная, и все в ней от малого до большого связано между собой – создается основа для нравственного отношения к миру.
Слайд 4
«Симметрия – это идея, с помощью которой
человек веками пытался объяснить
и создать порядок, красоту, совершенство».
Г. Вейль
Г. Вейль под симметрией понимал неизменность какого-либо объекта, при определенного рода преобразованиях: предмет является симметричным в том случае, когда его можно подвергнуть какой-нибудь операции. После которой он будет выглядеть так же, как и до преобразования.
Слайд 5
Существует два понятия симметрии в математике:
Отражение (зеркальное) относительно
плоскости и α в пространстве, (относительно прямой а на
плоскости), при котором каждая т. М переходит в т. Мˡ такую, что отрезок М Мˡ перпендикулярен плоскости α ( прямой) и делится ею пополам;
Свойство геометрической фигуры φ, характеризующее некоторую правильность формы φ неизменности ее при действии движений и отражений
Слайд 6
Орнамент – это узор,
состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных
предметов, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств. По мотивам используемыми в орнаменте, его делят на геометрические (точки, прямые, ломанные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии, штрихи («елочный узор»), зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, круги, спирали, кресты, круг в квадрате, вписанные в друг друга сетчатые узоры
«Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики». Г. Вейль.
Слайд 7
Г. Вейль в своей книге выделил 17 существенно
различных видов симметрии, которыми может обладать двумерный орнамент с
двойным бесконечным отношением. Образцы всех 17-ти групп симметрии обнаружены среди декоративных узоров древности, в особенности среди хакасских орнаментов.
Слайд 8
Геометрические мотивы,
в основном помещаются на бордюрах надплечья и воротника, нижней
кайме платья, подчеркивают красоту руки и спины. Они были обнаружены учеными на древних предметах из раскопок курганов на территории Хакасско-Минусинской котловины, относящихся к татарскому и таштыкскому периодам.
Слайд 9
простейший геометрический орнамент на деревянных изделиях хакасов...
Слайд 10
Растительный орнамент восходит
к «кыргызской древности», представлен чаще всего спиралевидными и волнообразными
побегами, завитками, цветочными мотивами (азыр, лотос, трилистник, пятилистник), листьями, лепестками, полупальметтами, роговидными узорами. Им украшаются надплечья, манжеты, тыльная сторона рукава, кисеты и др.
Слайд 11
Хакасские вышитые варежки «мелей»
Слайд 12
Вышивка для украшения нарядов девушек.
Слайд 14
Центральная Осевая
Перенос
симметрия
Основные элементы бордюров
Слайд 15
В мировоззрении хакасов существовало три параллельных мира: верхний,
нижний, средний. Верхний олицетворял хорошее, доброе, а нижний –
плохое, злое. Жизнь функционировала во всех мирах: в верхнем, например, жила богиня Умай, жена Тенгри, в нижнем – Узут, жена Ирлик-хана, в среднем – человек. Люди верили в добро и зло, свет и тьму, солнце и луну, любили и поклонялись верхнему миру, боялись и почитали нижний.
Слайд 16
В орнаменте хакасов доминирует центрально-симметричные фигуры – круг
и окружность – символы солнца, по его направлению здоровались
и разносили угощения, поэтому юрта круглая, а не с углами. В хакасском орнаменте использовались крест с двумя осями симметрии, (рис 6) означающий движение вперед, круг, обведенный пунктиром – знак владычества над пространством, знания о днях равноденствия (рис 7) и солярном знаке.
Слайд 17
Одна из составных частей орнамента – это цветок
(рис 8), который содержит симметрии: центральную, осевую и поворот
(определение: поворотом плоскости около данной точки называется такое движение при котором каждый луч, исходящий из этой точки, поворачивается на один и тот же угол в одном и том же направлении). Точка, являющаяся центром симметрии – это человек - суть всей Вселенной, центр мировоззрения, имеющий право на выбор своего жизненного пути, крест – движение его во времени и в пространстве во имя жизни на Земле.
Слайд 18
Элемент национального хакасского орнамента
Слайд 20
Хакасский национальный орнамент
Вывод
В современном хакасском орнаменте символический элемент играет второстепенную роль, однако изучение симметрии на примере хакасского орнамента способствовало формированию и развитию мировоззрения школьников, выяснивших, что космологическая символика древнего хакасского орнамента подчиняла симметричной схеме реальный мир, сводилась к противопоставлению двух начал.
Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство". Что мы наблюдаем в орнаментах хакасского народа.
Таким образом, описания отдельных хакасских орнаментальных мотивов и схемы их расположения на деталях жилища, предметах украшения и быта наглядно демонстрирует присутствие в них центральной, поворотной, переносной, осевой и зеркальной видов симметрии, которые являются причиной эстетической привлекательности орнамента, который даёт редкую для математики возможность приобщить детей к национальной культуре.