Слайд 2
Тибетская медицина — одна из древнейших медицинских наук.
Истоки этой науки известны на Тибете задолго до прихода
туда буддизма.
Слайд 3
Первый, дошедший до нас, медицинский трактат Бум-ши был
известен в 1138 году. Известный врач Юток-па младший отредактировал
этот трактат, привел его в соответствие со временем и теперь нам он известен как Чжуд-Ши, канон Тибетской медицины.
Согласно канонической буддийской версии текст Чжуд-Ши был проповедан Буддой Шакьямуни .
. И лишь через 200 лет известный мастер тэртон, открыватель учений Чанен Ванцюкпа обнаружил его, и еще через 100 лет этот текст попадает к врачу Юток-па младшему и он редактирует его до нынешнего вида.
Слайд 4
Важно само учение о врачевании. В последнее время
перед человеком встает слишком много вопросов, на которые у
современной науки нет ответов. Из 30000 известных ныне болезней, лечению поддаются менее половины. Более того, возникают все новые и новые, ранее неизвестные болезни.
Слайд 5
В тексте Чжуд-ши есть подробные описания того, какими
качествами необходимо обладать, чтобы изучать науку врачевания. И здесь,
прежде всего, имеет значение слово Лекарь - это тот, кто лечит болезни и приносит только пользу телу, как отец заботится о жизни.
Слайд 6
Самые первые сведения о Тибетской медицине дает врач
Саундерс, сопровождавший в 1783 году экспедицию английского посольства в
Тибет ко двору Темо-ламы. В его отчете имеется глава, включающая общие сведения по тибетской медицине. Сведения о Тибете вообще и о тибетской медицине, в частности, представлены в публикациях Шиагинвейта 1866 год, Чома Де Кереши 1835 год.
Позже появились работы Бадмаева 1898 год, Лауфера 1900 год и др. В хрониках Шиагинвейта изложены важнейшие политические события Тибетского государства с первого века до нашей эры по 1834 год. Последними в ХIХ веке посетили Лхасу путешественники Гюк и Габе.
Слайд 7
.
Китайская традиционная медицина представляет собой удивительно целостное и,
самое главное, до сих пор живое наследие прошлого. В
отличие от других традиционных медицин китайская имеет огромную специальную литературу и сохраняется до настоящего времени в виде живой традиции передачи знаний от учителя к ученику.
Слайд 8
Знания о строении человеческого тела начали накопляться в
Китае в глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие
тел умерших (около II в. до н. э.), который связан с утверждением конфуцианства в качестве официальной религии. Об, этом свидетельствуют сохранившиеся анатомические таблицы более позднего периода (VI—VII вв.).
Слайд 9
Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая
является представление о круговом движении крови, изложенное уже в
самом древнем медицинском трактате Китая — «Иэй цзин»: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца... Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно... а сердце хозяйничает над кровью». «Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам... Именно пульс обусловливает круговорот крови и «пневмы»... Посмотришь вперед, оглянешься назад — все идет от пульса. Пульс—это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа...»
Слайд 10
Древний метод пульсовой диагностики постоянно совершенствовался многими поколениями
китайских врачевателей и со временем превратился в стройное учение
о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древнем Китае. Наиболее полно оно изложено в труде известного китайского врача III в. н. э. Ван Шухэ — «Мо цзин» («Трактат о пульсе», 280 г.)
Слайд 11
Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия
(кит. чжэнь —иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю — прижигание).
Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, а введение игл у основания первого и второго пальцев с тыльной стороны кисти руки излечивает от бессонницы.
Слайд 12
В III в. н. з. врач Хуанфу Ми
(215—282) систематически обобщил достижения в области чжэнь-цзю за предшествующие
4—5 столетий и составил обширный компилятивный труд «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Классический канон по иглотерапии и прижиганию», 265 г.), который оставался главным источником знаний в этой области вплоть до XI столетия и был известен за пределами Китая, начиная с V в.
Слайд 13
Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели
тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали,
движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра , золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл я их деление на виды.
Слайд 14
Тем не менее все дошедшие до. нас труды
о лекарственных средствах были составлены не в древнем (рабовладельческом)
, а в феодальном Китае, т. е. в период средних веков — время бурного расцвета традиционной китайской культуры и медицины .
Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.
Слайд 15
Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа Го. (141—208),
который прославился как искусный диагностик знаток чжэнь-цзю терапии. Он
успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях.
Слайд 16
Традиционная китайская медицина долгое время развивалась изолированно от
других культур земного шара. Так, в Европу сведения о
ней проникли лишь в XIII в.
В современном мире традиционная китайская медицина играет все возрастающую роль. Научное изучение ее наследия имеет важное значение для развития современной научной медицины.