Слайд 2
За прошедшее десятилетие отмечен значительный рост популярности «нетрадиционной
медицины». Это объясняется целым рядом факторов, таких, как неудовлетворенность
методами и эффективностью ранее проводимого лечения, наличие информации о неблагоприятных побочных действиях фармацевтических препаратов, ограниченный доступ к врачам, рост цен на лекарства, низкий уровень образования, а также недобросовестная реклама.
Слайд 3
Недавний и часто цитируемый обзор альтернативной медицины показал,
что почти половина населения во многих промышленно развитых странах
и до 80% населения в развивающихся странах регулярно ис- пользует альтернативную терапию (Австралия – 48%, Франция – 49%, Канада – 70%) Кроме того, более 70% пациентов не сообщают об этом факте врачам
В США 42% жителей прибегают к «нетрадиционной медицине», среди них 12% используют травы и растительные продукты, широко определяемые как «пищевые добавки», стоимость которых составляет около 5 миллиардов долларов ежегодно.
Слайд 4
Клинические проявления повреждения почек, индуцируемые травяной медициной
Слайд 5
Аристолохиево-кислотная нефропатия
Первое сообщение о развитии интерстициального фиброза
почек и быстропрогрессирующей почечной недостаточности у 9 молодых женщин,
принимавших китайские травы с целью снижения веса, поступило в 1992 г. из Брюсселя. Спустя шесть лет продажа китайских средств для снижения веса в магазинах Бельгии закончилась самым драматическим образом более чем для 100 человек. Среди этих пациентов у 30% было выявлено умеренное нарушение функции почек и в 70% случаев потребовалось лечение программным гемодиализом или трансплантация почки. Впоследствии у 30 больных развилась уротелиальная карцинома верхних отделов мочевого тракта.
Слайд 6
Главный вывод данного исследования состоял в том, что
из всех анализируемых параметров единственным фактором риска развития терминальной
стадии нефропатии являлась кумулятивная доза препарата, составившая в среднем 192,2 ± 13,1 г трав, содержащих АК. В то же время авторы не исключили возможный потенцирующий эффект анорексиков, входящих в состав таблеток.
После окончания курса терапии кортикостероидами пациент с ФСГС с целью улучшения самочувствия в течение 10 дней принимал травы Aristolochia fangchi и Mu Tong, что привело к развитию ОПН. При повторной биопсии почек наряду с ФСГС был выявлен распространенный интерстициальный фиброз с элементами острого некроза канальцев.
Факторы риска аристолохиево-кислотной нефропатии
Слайд 7
При выявлении у пациента тубулоинтерстициального поражения почек необходимо
исключить возможность их токсического повреждения, обусловленного применением средств альтернативной
медицины. Известно три варианта проявлений аристолохиево-кислотной нефропатии: острый канальцевый некроз с ОПН (7%), синдром Фанкони (12%) и хроническая тубулоинтерстициальная нефропатия (81%).
Самое характерное проявление АКН – быстропрогрессирующая почечная недостаточность. На ранних стадиях болезни отмечается тяжелая степень анемии, нормогликемическая глюкозурия, умеренные стерильная лейкоцитурия и канальцевая низкомолекулярная протеинурия. Первоначально у половины пациентов сохраняется нормальное АД.
Клинические аспекты аристолохиево- кислотной нефропатии
Слайд 8
Острый канальцевый некроз, острая почечная недостаточность
В тропических
странах Африки и Азии традиционно используют пищевые добавки, содержащие
нефротоксичные растения [1, 26]. Одно из таких растений, используемое как в кулинарии, так и в народной медицине, djenkol bean, острый пахучий съедобный плод дерева Pithecellobium labatum. При экспериментальном исследовании применение в качестве добавки к корму у обезьян, крыс и мышей 70° спиртового экстракта этого растения вызывало развитие тяжелого канальцевого некроза и в меньшей степени – некроза клеток клубочков.
В Южной Африке при лечении большого числа различных заболеваний широко используется традиционное средство Impila из корней растения Callilepsis laureola, содержащее известный яд (atractyloside). При его применении возможно токсическое повреждение не только почек, но и печени. Почечное повреждение характеризуется острым некрозом проксимальных канальцев и петли Генле, ведущим к развитию почечной недостаточности
Слайд 9
Травы, влияющие на уровень электролитов
в сыворотке крови
Некоторые растительные препараты, используемые как слабительные (трава сенны (Sennae
alexandria), ревень (Rheum officinale), кора кустарника каскара саграда (Rhamnus purshiana)), могут также привести к дисбалансу электролитов, особенно к гипокалиемии [59].
С другой стороны, одуванчик (Taraxacum officinale), крапива (Urtica dioica), хвощ (Equisetum arvense) и люцерна (Medicago sativa) содержат значительные количества калия и могут вызвать гиперкалиемию, особенно у пациентов с нарушением функции почек. Особенно высоким содержанием калия отличается сок плода noni (Morinda citrifolia) – 56,3 мэкв/л
Слайд 10
Лекарственные растения с мочегонной активностью
Традиционно в качестве
мочегонных средств используются: ягоды можжевельника (Juniperus communis), петрушка (Petroselinum
crispum), одуванчик (Taraxacum officinale), корень спаржи (Asparagus officinalis), любисток (Levisticum officinale), золотой корень (Solidago virgaurea), медвежьи ушки (Arctostaphylos uva ursi), крапива (Urtica dioica) и люцерна (Medicago sativa).
Большинство из этих трав более точно можно называть акваретиками. Некоторые действуют как прямые раздражители тубулярных клеток, а другие могут изменить содержание электролитов в сыворотке с соответствующими сердечно-сосудистыми последствиями . Травы с различными степенями мочегонной активности требуют осторожности в применении даже у здоровых индивидуумов и должны вызывать особенное беспокойство при их использовании у больных с заболеваниями почек.
Слайд 11
Лекарственные растения, усиливающие риск развития нефролитиаза
Растения с
высоким содержанием щавелевой кислоты, такие, как ревень (Rheum officinale),
могут способствовать формированию почечных камней [30]. В течение нескольких десятилетий для профилактики и лечения инфекций мочевого тракта широко использовалась клюква (Vaccinium macrocarpon), родственная североамериканскому растению Vaccinium genus. Полагают, что бактериостатическое действие сока клюквы обусловлено экскрецией гиппуровой кислоты и подкислением мочи. Более того, считается, что сок клюквы в случае инфекции E. coli может вызвать потерю фимбрий и элонгацию бактериальной клетки. Однако представленные доказательства эффекта клюквы in vivo не ассоциированы с клинической эффективностью в различных исследованиях, о чем свидетельствует обзор Кокрейна. Кроме того, прием концентрата клюквы сопровождается увеличением экскреции оксалатов с мочой и, таким образом, может способствовать кальций-оксалатному нефролитиазу у пациентов с риском камнеобразования.
Слайд 12
Растительные продукты, содержащие тяжелые металлы, фармацевтические препараты или
гормоны
Аюрведической медициной, зародившейся в Индии больше чем 2000
лет назад и использующей травы, полезные ископаемые и металлы, пользуются приблизительно 80% людей из миллиардного населения Индии. В последние годы отмечается рост популярности древнеиндийской медицины и в западных странах. Однако во многих средствах аюрведической медицины, как и в китайских патентованных препаратах, якобы содержащих только естественные компоненты, были обнаружены токсические концентрации тяжелых металлов, вызывающих тубулоинтерстициальный нефрит [4, 11, 12, 15].
В литературе описан случай, когда у 34-летней домохозяйки, принимавшей микстуру из китайских трав для укрепления здоровья, развился синдром Фанкони и нефрогенный диабет. В моче этой пациентки был обнаружен кадмий в концентрации, превышающей нормальную в 50 раз.
Слайд 13
Взаимодействие трав с обычными лекарствами
Высокий риск осложнений
связан с применением растительных препаратов и биологически активных пищевых
добавок у пациентов с трансплантированной почкой. Так, применение зверобоя продырявленного (Hypericum perforatum) приводит к серьезным неблагоприятным эффектам – воздействие на ферменты печени через активацию системы CYP ускоряет метаболическую деградацию широкого спектра назначаемых лекарств, включая антиретровирусные агенты, дигоксин, варфарин, теофиллин, оральные контрацептивы, что может привести к клинически серьезным последствиям. Например, сообщалось о снижении бионакопления дигоксина на 25% у здоровых добровольцев и о снижении абсорбции индинавира на 50%. Самым используемым в Германии антидепрессантом является «сусло Св. Джона» (St. John’s), также полученное из растения Hypericum perforatum. Этот препарат с древних времен использовался для лечения депрессии и беспокойства, и в настоящее время он более популярен, чем селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС).
Слайд 14
Травяные изделия, содержащие растения Аristolochia и токсичные производные
аристолохиевой кислоты
Слайд 15
Понимание опасностей, связанных с использованием методов нетрадиционной медицины,
в последние годы увеличилось. Трагические исходы нефропатии, вызванной применением
трав и растительных продуктов и признанной только около 10 лет тому назад, способствовали проведению существенных исследований и прогрессу в области нефрологии и онкологии.
Можно сделать вывод о наличии достаточных доказательств того, что аристолохиевые кислоты являются мощными нефротоксичными и онкогенными веществами с коротким латентным периодом не только у животных, но и у людей. Изучение нефропатии, обусловленной аристолохиевой кислотой, обеспечило возможность понимания связи между фиброзирующей интерстициальной нефропатией и уротелиальной карциномой, позволило классифицировать интерстициальные нефриты на основе результатов гистологических исследований, в зависимости от типа применяемых ядовитых веществ и связанных с ними клинических особенностей.
Заключение
Слайд 16
Заключение
Учитывая социальную значимость проблемы, связанную со все
более распространенным использованием средств альтернативной медицины, необходимо строгое государственное
регулирование рынка растительных препаратов, а также контроль их безопасности. Не может быть двух видов медицины – обычной и альтернативной. Альтернативные способы лечения должны быть подвергнуты научному испытанию, не менее строгому, чем фармацевтические средства. Наступило время для научного медицинского сообщества заявить об опасности «нетрадиционной» медицины.