Слайд 2
Дислалия – нарушение
звукопроизношения, которое
обусловлено либо слабостью
нейродинамических процессов, либо
нарушением взаимодействия
речедвигательного и речеслухового
анализаторов,
либо нарушением
анатомического строения
периферического речевого аппарата
Слайд 3
ФОРМЫ ДИСЛАЛИИ
Механическая (органическая)
2. Функциональная
- акустико-фонематическая
- артикуляторно-фонематическая
- артикуляторно-фонетическая
Слайд 4
Механизм нарушения звукопроизношения при механической дислалии
Анатомические дефекты
артикуляционного
аппарата
дефекты звукопроизношения
фонетическое недоразвитие речи
Слайд 5
Коррекционная работа при механической дислалии
Подготовительный этап
/помощь специалистов-медиков,
развитие
моторики артикуляционного
аппарата, формирование правильных
артикуляционных укладов, развитие
кинестетических
ощущений/
2. Этап постановки /от артикуляционной
гимнастики, от опорных звуков,
механический, смешанный/
3. Этап автоматизации
Слайд 6
Механизм нарушения звукопроизношения при акустико-фонематической дислалии
Нейродинамические сдвиги
в центральном
отделе речеслухового анализатора
первично страдает фонематический слух
ребенок
не опознает тот или иной
акустический признак звука (фонематическое
недоразвитие речи)
замены или смешения звуков (фонетико-
фонематическое недоразвитие речи)
Слайд 7
Коррекционная работа при акустико-фонематической дислалии
Подготовительный этап:
- развитие фонематического
слуха и
навыка звукового анализа (на
сохранных
звуках и дефектных)
Б.М. Гриншпун: работу по дифференциации звуков необходимо проводить так, чтобы неправильное произношение не мешало ребенку, опора только на слуховое восприятие материала.
Слайд 8
2. При заменах звуков:
постановка заменяемого звука
- автоматизация этого
звука
уточнение артикуляционных и акустических характеристик звука-заменителя
- дифференциация звуков
Слайд 9
3. При смешениях звуков:
уточнение артикуляционных и акустических характеристик
одного звука
уточнение артикуляционных и акустических характеристик другого звука
- дифференциация
звуков
Слайд 10
Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонематической дислалии
Нейродинамические нарушения
в
речедвигательном анализаторе
арт.база не полностью
арт.база полностью
сформирована сформирована
замена на более простой неустойчивый звуковой
по артикуляции звук облик слова
(субститут) (смешение звуков)
фонетическое недоразвитие речи
Слайд 11
Коррекционная работа при артикуляторно-фонематической дислалии
Подготовительный этап:
- развитие артикуляционной
моторики
- развитие фонематического слуха
Слайд 12
2. При заменах звуков:
постановка заменяемого звука
- автоматизация этого
звука
уточнение артикуляционных и акустических характеристик звука-заменителя
- дифференциация звуков
Слайд 13
3. При смешениях звуков:
уточнение артикуляционных и акустических характеристик
одного звука
уточнение артикуляционных и акустических характеристик другого звука
- дифференциация
звуков
Слайд 14
Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонетической дислалии
слабость мышц
артикуляционного
аппарата
не сформированы правильные
артикуляционные уклады
звуки произносятся ненормированно
(искажения,
аллофоны)
фонетическое недоразвитие речи
Слайд 15
Коррекционная работа при артикуляторно-фонетической дислалии
Подготовительный этап:
формирование правильных артикуляционных
укладов
различение на слух правильного и дефектного произношения
отработка опорных звуков
2.
Этап постановки
3. Этап автоматизации
Слайд 16
Дизартрия – нарушение
произносительной стороны речи,
обусловленное недостаточной
иннервацией речевого аппарата
«Стертая» дизартрия – менее
выраженная симптоматика, связанная
с
«точечными» поражениями головного
мозга, проявляющиеся в основном в
специфических нарушениях
произношения отдельных групп звуков
Слайд 17
«Стертая» форма дизартрии
(Р.И. Мартынова, 1975)
Дизартрический компонент
(В.А.
Ястребова, 80-е)
Легкая степень дизартрии
(Г.В. Чиркина)
Слайд 18
Дизартрия
синдром артикуляционных расстройств
(
дистония )
синдром нарушения речевого дыхания
(не
могут осознанно управлять вдохом-выдохом)
синдром ритмико-мелодической недостаточности
(нет осознанного интонирования, управления силой, высотой голоса)
Слайд 19
Коррекция нарушений произносительной стороны речи при легкой степени
дизартрии
Ни один массаж не заменит артикуляционной
гимнастики.
Главное – научить
детей управлять своими
мышцами осознанно!
Могут применяться отдельные массажные
приемы для оживления кинестезий.
Слайд 20
Развитие моторики артикуляционного аппарата:
упражнения по общей программе
/тренируют силу,
выносливость артикуляционных мышц, координацию, переключение/
Мышцы шеи
Мышцы губ
Мышцы языка
Нижняя челюсть
Мягкое
небо
Слайд 21
«Любопытная Варвара»
«Улыбка», «Хоботок», «Трубочка», «Оскал»,«Заборчик», «Усы», Цепочка звуков
«Вкусное
варенье», «Часики»,«Качели»,
«Кошка лакает молоко»,Упражнения с ложкой, пуговицей на нитке
«Пила»
- «Молоток»
«Покашливание», «Позевывание», А-Э
Слайд 22
упражнения по специальной программе
(направлены на формирование
артикуляционных укладов)
На примере звука Р.
2. Развитие навыка правильного
дыхания:
«Поплевывание с губ», «Удлиннение выдоха с
губ», «Поплевывание с кончика языка»,
«Удлиннение выдоха с кончика языка»,
«Желобок», «Фокус»
Слайд 23
3. Постановка звуков:
от артикуляционной гимнастики
от опорных звуков
механический
смешанный
Порядок постановки
определяется
индивидуально, с учетом артикуляционной
сложности звуков и артикуляционных
возможностей ребенка
Слайд 24
Гласные звуки
А Э О И У Ы
Звуки рекомендуется
отрабатывать на
мягкой атаке.
Привлекать внимание детей к оральному
образу звука,
использовать различные
способы самоконтроля, муляжи, ручные
модели, пиктограммы.
Слайд 25
Схема артикуляционной близости согласных звуков
взрывные
щелевые
П Б Ф В
Т Д Р Х С З
К Г Щ Ш Ж Р
Ц=Т+С Ч=ТЬ+Щ Л А, Ы
Слайд 26
Отдельные приемы постановки звуков
С – боковой
Сь от «ть»
Ш
– от Т или «ступеньки»
Л – от гласного А
Р
– от «грибочка», серия движений
Слайд 27
При вызывании звука рекомендуется не
давать домашнее задание
на
проговаривание звука, не вводить в
речевой материал. Дать
мозгу
«усвоить информацию».
Слайд 28
4. Автоматизация звуков:
слог – слово – фраза
Главное –
не заучивание, а осознанное
использование звука, включение его в
коммуникацию (игры, учебная
деятельность, единый речевой режим).
Слайд 29
5. Формирование интонационной выразительности речи
1 этап. Формирование
представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи
2 этап. Формирование
интонационной выразительности в экспрессивной речи
1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи
Задачи:
показать, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций,
познакомить с различными видами интонаций, средствами их выражения, научить различать разнообразные интонационные структуры в чужой речи.
Подготовительные ритмические упражнения на восприятие и воспроизведение
ритмов /готовят к восприятию интонаций, создают предпосылки для усвоения
логического ударения, правильного членения фразы/.
Материал для упражнений – ритмические
структуры:
/// - изолированные удары,
/// // - серии простых ударов,
// UU //- акцентированные удары.
Слайд 30
1 направление. Формирование общих представлений об интонационной выразительности.
2
направление. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и
способами обозначения.
Средство выражения
Способ обозначения /. /
3 направление. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
Средство выражения
Способ обозначения /?/
4 направление. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
Средство выражения
Способ обозначения /!/
5 направление. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.
/уточнить средства выражения, способы обозначения; определять
интонацию предложений в текстах, стихотворениях/
Слайд 31
2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
Задачи:
сформировать
различные интонационные структуры в экспрессивной речи,
отдифференцировать интонации в экспрессивной
речи.
Подготовительные упражнения
/развитие элементов интонации: темпа и тембра голоса, силы и высоты
голоса, голосовых модуляций, логического ударения, физиологического,
фонационного и речевого дыхания и др./
Упражнения по развитию силы голоса
1. Усиление голоса /немая артикуляция, шепот,
тихо, громко/ О-О-О-О
2. Ослабление голоса /громко, тихо, шепот,
немая артикуляция/ У-У-У-У
3. Прямой счет с постепенным усилением
голоса: 1-2-3-4-5
4. Обратный счет с постепенным ослаблением
голоса: 5-4-3-2-1
Слайд 32
Казнить нельзя помиловать.
На утес
одинокий орел садится.
Поездку отложить нельзя выезжать.
Детей отправьте вечером встретим.
Слайд 33
Упражнения по развитию высоты голоса
1. Повышение и
понижение голоса при произнесении гласных звуков
У У
У У
2. «Вопрос-ответ»
Был сапожник? /высоко/
Был. /низко/ …
Правила работы с речевым материалом
на 2 этапе
1) речевой материал подбирается по принципу «от простого к сложному»,
2) весь речевой материал отрабатывается сопряженно с логопедом, отраженно, затем самостоятельно.
Слайд 34
1 направление. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения
1)
Упражнения по освоению ритмики слова
односложные слова и предложения с
ними/суп, стол, сын спит/
двусложные слова /лиса, мороз/
трехсложные и четырехсложные слова /молоко, балерина/.
2) Произнесение словосочетаний и
предложений с различными
комбинациями по месту ударения
с ударением на первом слоге /Утром холодно./
с ударением на одном из средних слогов /Машина поехала./
с ударением на конечном слоге /Самолет летит./
с различными комбинациями по месту ударения /Станция метро./
3) Отработка повествовательной интонации с выделением логически ударного слова
/Его зовут Саша
Его зовут Саша
Его зовут Саша/
Слайд 35
2 направление. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения
1)
Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного
слова, выделение вопросительной
интонацией слова в начале, в середине, в
конце предложения
/Нос? Это нос? Снежинки? Летят снежинки? Можно взять санки? Это твоя сумка? Ты идешь домой? /
2) Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом
в начале предложения /Куда ты идешь?/
в середине предложения /Ты когда пойдешь гулять?/
3) Закрепление вопросительной интонации на материале стихотворений
3 направление. Работа над интонационной выразительностью
восклицательного предложения
1) Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий
2) Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание
3) Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах