Слайд 2
Тема: Художественная культура эпохи Возрождения
Урок 7 Светский характер
Возрождения во Франции
МХК 11 класс
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ №1
г.Вилючинск
Слайд 3
Цель урока:
выяснить отличительные особенности французского Возрождения, вклад
школы Фонтенбло в развитие мировой художественной культуры
Слайд 4
План урока:
Общая характеристика французского Возрождения.
Замок Фонтенбло – жемчужина
архитектуры Франции.
2.1. из истории замка
2.2. декор Фонтенбло
3. Фонтан Нимф в Париже как образец скульптуры стиля Фонтенбло.
Слайд 5
1.Общая характеристика французского Возрождения.
Маньери́зм (итальянск. maniera,
манера) – западноевропей-ский литературно-художественный стиль XVI - первой трети
XVII века.
Характерная черта - утрата ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком.
Купание Дианы.
Худ. Франсуа Клуэ
Слайд 6
Ни щедрые дары из нежных рук
Прелестных женщин, гибких,
как тростинки,
Ни ласки, ни ночные поединки
Не стоят ни одной из сладких мук,
Тобою мне дарованных, мой друг.
Живу надеждой тоньше паутинки,
Иной я не ищу себе тропинки
И бережно лелею свой недуг.
Мучения мои благословенны.
Свое ярмо благословляю, пленный,
Самою жизнью за любовь плачу.
Благославляю молнийные вспышки
В твоих глазах, Амура-шалунишки
Огонь под стать холодному мечу.
Пьер Ронсар.
Слайд 7
Условия появления школы Фонтенбло:
итальянские войны 1494-1559 гг.,
познакомившие французов с итальянским Ренессансом
меценатская деятельность Франциска I
деятельность итальянских мастеров, приглашенных к французскому двору.
Войны между Францией, Испанией и Священной Римской империей (1494-1559) за установление контроля над Италией и первенство в Европе.
Франциск I.
Худ. Франсуа Клуэ
Слайд 8
автор названия «школа Фонтенбло» - историк-искусство-вед Адам
Бартш (XIX в)
позднее употребление названия по отношению
ко всему новому художественному направлению
две, разделенные периодом в 15 лет, эпохи:
первая школа Фонтенбло - выходцы из Италии
вторая школа Фонтенбло (до нач. XVIIв.) - в основном выходцы из Франции и Фландрии.
Обучение Ахилла.
Худ. Россо Фьорентино.
1530-е гг.
Фреска. Галерея Франциска I.
Замок Фонтенбло
Слайд 9
Характерные черты школы Фонтенбло:
отказ от религиозных мотивов,
предпочтение тем греческой и римской мифологии, эротических сюжетов
любовь
к орнаменту и гротеску
объединение живописи, скульптуры и лепнины в одну композицию
Слайд 10
нарушение пропорций в фигурах, их удлинение
эротические картины подчеркнуто рафинированны и одновременно чопорны; отсутствуют эмоции
и чувствен-ность
иконография полна загадок, зашифрованного смысла, нравоучительных намёков
преобладание фигур с ясными контурами, холодная и приглушенная цветовая гамма
Слайд 11
2. Замок Фонтенбло – жемчужина архитектуры Франции.
2.1. из
истории замка.
1137г. - Фонтенбло упоминается как принадлежащее
королю Людовику VI землевладение с охотничьим домиком. Вскоре в этом месте на берегу ручья было решено построить замок
Слайд 12
1528 – 1547гг - на месте старого
охотничьего замка возник дворцовый ансамбль Фонтенбло – любимая резиденция
Франциска I
стремление превзойти лучшие образцы архитектуры итальянского Ренессанса
средневековые сооружения Фонтенбло были снесены
строители - архитекторы француз Жиль Ле Бретон и итальянцы Виньола и Серлио.
Слайд 13
Галерея оленей.
Архитектор Филибер Делорм.
прекращение работ после смерти
Франциска I из-за религиозных войн
возобновиление - во времена
правления Генриха IV, пригласившего в Фонтенбло французских и фламандских мастеров
Слайд 14
Галерея Дианы (библиотека).
мастера, работавшие при Генрихе IV
- создатели второй школы Фонтен-бло, просуществовавшей до начала XVII
в.
её особенность - создание целого ряда эротических полотен, наполнен-ных аллегорическими смыслами, до конца не расшифрованными по сей день.
Слайд 15
2.2. декор Фонтенбло.
Вид сверху.
Вид со стороны парка.
Фонтенбло (дословно – «прекрасный фонтан») берет свое начало
от имени родника, расположенного неподалеку.
Слайд 16
Задание: заполнить таблицу.
Овальный двор и ворота Дофина
Вид со
стороны парка.
Слайд 17
3. Фонтан Нимф в Париже как образец скульптуры
стиля Фонтенбло.
Фонтан Нимф или фонтан Невинных - произведение Жана
Гужона и архитектора Пьера Леско - построен с 1547 до 1549 года.
Жан Гужон
Слайд 18
введен в эксплуатацию к торжественному въезду в
Париж короля Генриха II в 1549г.
возводились в
основном временные памятники по пути следования короля от Порт Сен-Дени до дворца на о-ве Сите, мимо ле Шатле и собора Парижской богома-тери
рядом с Шатле находи-лось кладбище Невинных, к стенке которого был ранее пристроен фонтан времен короля Филиппа II, он располагался на углу улиц и имел два разных фасада
Слайд 19
Пьер Леско
новый фонтан - трибуна для знати,
приветствовавшей короля
Пьер Леско (1510-1578) - главный архитектор Лувра
архитектура фонтана навеяна нимфеу-мами Древнего Рима - сооружениями рядом с источниками, обычно с фигурами нимф, тритонов, других божеств воды.
Слайд 20
Скульптор Августин Пажу.
конец 80-х гг. XVIIIв. фонтан
был перенесен на середину рынка, поднят на каменный постамент,
украшенный четырьмя львами
скульптор Августин Пажу создал четвертый фасад для фонтана, в том же стиле, что и три других
Слайд 21
В 1858г, во время Второй французской
империи Луи – Наполеона, фонтан был перенесен на свое
нынешнее место на более скромном постаменте в центре площади.
Слайд 22
Нимфы Гужона напоминают красавиц времен «бель эпох»,
изящных девушек с картин прерафаэлитов с вытянутыми пропорциями. Томность
и игривость их поз уже далека от римлянок древних рельефах.