Слайд 2
В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte
- "мертвая природа") принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных
в единую композиционную группу.
Слайд 3
Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и
быть составной частью композиции жанровой картины.
Слайд 4
БАРТОЛОМЕУС ВАН ДЕР ХЕЛСТ «Новый рынок в Амстердаме»
1666 г
Слайд 6
В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру.
Предметы, сделанные умелыми, трудолюбивыми, мудрыми руками, несут на себе
отпечаток мыслей, желаний, влечений человека. Они служат ему, радуют его, внушают законное чувство гордости. Недаром мы узнаем о давно исчезнувших с лица земли эпохах по тем черепкам посуды, домашней утвари и ритуальных предметов, которые становятся для археологов разрозненными страницами истории человечества.
Слайд 7
Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV–XVI
веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой
композиции.
Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа.
Слайд 8
. Также в XVI веке была распространена традиция
создания портретов с изображением черепа. Ранние натюрморты часто выполняли
утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Слайд 9
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи
в творчестве голландских и фламандских художников XVII в.
Предметы в
натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти, либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов – в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.
Слайд 10
ПИТЕР КЛАСС «Завтрак с ветчиной»
1647 г (Голландия)
Слайд 11
ПИТЕР КЛАС «Трубка и жаровня» 1636 г
Слайд 12
БАЛТАЗАР ВАН ДЕР АСТ
«Натюрморт с фруктами»
Слайд 13
БАЛТАЗАР ВАН ДЕР АСТ
«Тарелка с плодами и
раковинами» 1630г
Слайд 14
ВИЛЛЕМ КЛАС ХЕДА «Завтрак с крабом» 1648 г
Слайд 15
ИОХАННЕС ЛЕМАНС «Охотничий натюрморт»
Слайд 16
Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в
голландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр.
Причины
популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта голландского общества – традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения – а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.
Слайд 17
ЯН ВАН ХЕЙСУМ «Цветы» 1722 г
ЯН ДАВИДС ДЕ
ХЕМ «Цветы в вазе»
Слайд 18
Фламандский художник цветов и фруктов
Peter Faes
(Питер Фес)
Питер Фес
«Натюрморт с тюльпанами,
розами, пионами, нарциссами и другими цветами в вазе»
Слайд 19
Изображение живых, движущихся существ – насекомых, птиц, зверей,
даже людей – может иногда входить в натюрморт, но
лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта, уделяется повышенное внимание к структуре и деталям объектов, фактуре поверхности.
Слайд 21
АБРАХАМ ВАН БЕЙЕРЕН «Рыбы в корзине»
Слайд 22
ФЕРДИНАНД БОЛ «Битая дичь»
Кроме неодушевлённых предметов, в натюрморте
также изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных
связей и тем самым обращенные в вещь, – рыбу на столе, цветы в букете и т.п.
Слайд 24
История натюрморта в России
В XIX-XX веках русские художники
всерьёз увлеклись цветами. Натюрморт становился популярным жанром, но только
в нашей стране, так как период расцвета этого жанра уже закончился.
В Эрмитаже хранилось много работ голландцев, ученики Академии художеств приходили туда на занятия. Их задание заключалось в копировании картин известных мастеров. С 1830 года ученики стали издавать полотна с натюрмортами, выполненные в стиле старых мастеров.
Слайд 25
Иван Хруцкий был первым художником в России, который
отнёсся к жанру натюрморт всерьёз. Все остальные просто копировали
картины старых голландских мастеров в качестве учебной программы.
Слайд 26
Первым таким художником стал Иван Хруцкий. Он изображал
цветы и фрукты. Его натюрморты пользовались спросом и имели
большой успех. Часто Хруцкий делал копии со своих работ, иногда добавляя новые детали: догорающую свечу, тлеющую сигару, подсвечник. Он низко ценил свою работу, и вскоре перестал писать натюрморты, отдав предпочтение религиозной тематике.
«Цветы и плоды»,
1836 г.
Слайд 28
В конце XIX века началось новое понимание цветочного
натюрморта. В этом направлении работали такие мастера, как Левитан,
Грабарь, Коровин, Жуковский. В своих работах они объединяли жанр пейзажа и натюрморта. Они располагали цветы на столе в парке, на подоконнике, на террасе. Известные натюрморты Коровина: «Гвоздики и фиалки в белой вазе», «Букет бумажных роз», «Розы на фоне моря».
«Лесные фиалки и незабудки», «Одуванчики», «Белая сирень» — натюрморты Левитана.
Слайд 29
Исаак Ильич Левитан (1860 — 1900)
Лесные фиалки и
незабудки, 1889
Слайд 30
Исаак Ильич Левитан (1861—1900)
Слайд 31
Коровин Константин Алексеевич (1861-1939)
Наконец, натюрморт был оценён,
как самостоятельный жанр. Развитие его легко проследить по картинам
Коровина. Сначала художник писал яркие, красочные букеты на фоне Парижа или моря в Гурзуфе. Поздние его картины стали скромнее. Он сосредотачивался на самом букете цветов, а не на том, что букет окружало. Примером может служить «Натюрморт. Охотино» из антикварного салона «Александр-Арт».
Слайд 32
К.Коровин
Розы на фоне моря. 1930-е
Слайд 34
Игорь Эммануилович Грабарь
1871 - 1960
Слайд 35
И.Грабарь Красные яблоки на синей скатерти, 1920
Слайд 36
И.Грабарь
Неприбранный стол. 1907
Слайд 37
Станислав Юлианович Жуковский
Натюрморт с цветами
Слайд 38
Ст. Жуковский.
Пасхальный натюрморт. 1915
Слайд 39
Ф.П. Толстой, Букет цветов, бабочка и птичка.
1820.
Третьяковская галерея
Слайд 40
И.Е.Репин. Яблоки и листья. 1879, ГРМ
Слайд 41
Б.Кустодиев « Купчиха за чаем».1918
Слайд 42
П.Г.Богомолов. Натюрморт с книгами. 1737
Слайд 43
Г.Н. Теплов. “Натюрморт с попугаем”, 1737,
Слайд 44
Машков Илья Иванович
( 1881-1944).
Значительное место занимал натюрморт
в творчестве Кончаловского, Машкова, Лентулова, Фалька, Гончарова, Осмеркина
Слайд 45
Машков И.И.
Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. ГТГ