Слайд 2
Цели занятия.
Познакомится с русским народным костюмом, с творчеством
русского народа, его культурой и традициями.
Формировать представления о декоративно-прикладном
искусстве русского народа, духовной культуре.
Развивать эстетический и художественный вкус.
Прививать интерес к русскому народному творчеству.
Слайд 3
Одежда на Руси.
Одежда на Руси была
свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда
из красной ткани.
Слайд 4
Праздничная и будничная одежда.
Праздничная и будничная одежда имела
сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и
кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.
Слайд 5
Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых
женщин.
Слайд 6
Праздничная одежда, север России
Слайд 7
Женская праздничная одежда Рязанской и Воронежской губерний
Слайд 8
Женская праздничная одежда, Тамбовской и Курской губернии
Слайд 9
В народе русский костюм описывают так:
Заговор-заклятье.
Пойду ль я
во чисто поле –
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под
полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга.
Слайд 10
Украшения костюма
Украшения передавались из поколения
в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и
смысл:
Слава божеству! Праздник.
Просьба плодородия.
Благодарность богу за содеянное.
Слайд 11
Вышивка
Вышивка – один из распространенных
видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с
помощью иглы и нитей, известно с давних времен.
Слайд 12
Вышивка
Вышивка не только делала костюм красивее
и богаче, но и должна была приносить человеку счастье,
оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
Слайд 13
Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.
Слайд 14
Женский костюм
Основными частями женского народного костюма были
рубаха, передник или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан.
Слайд 15
Женский костюм
Рубахи и сарафаны украшались
вышивкой. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были
самой невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки, которые надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей.
Слайд 16
Рубаха
Рубаха – основа женского народного костюма, шилась
из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей
женщину от «сглаза». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица.
Слайд 17
Сарафан
Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной
полосой, тесьмой,
серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Слайд 18
Епанечка
Епанечка - короткая клешеная кофточка без рукавов,
шилась из парчовой ткани.
Душегрейка.
Она напоминала маленький
сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей.
Слайд 19
Понёва
Понева - древняя одежда. Юбка, состоящая из
трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии
плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.
Слайд 20
Передник
Самой декоративной, богато украшенной частью
женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую
фигуру спереди.
Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.
Слайд 21
Головной убор
Головной убор, в народных представлениях был связан
с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева,
птиц.
Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
Слайд 23
1. "Сорока" с рогатой "кичкой"-Тамбовская губ., 2 пол.19в.
2. "Сорока с мохрами"-Орловская губ., 2 пол.19в.
1.
2.
Слайд 24
1. Кокошник -Московская губ., 2 пол.18в.
2. "Сборник"-Вологодская губ., 2 пол.19в.
3.
"Повязка"-Нижегородская губ., нач.19в. 4. "Повязка"-центр России, 18в.
Слайд 25
Женские украшения
Девичьи накосники
Гайтан
Слайд 26
Свадебный костюм
Свадебный наряд шили задолго до торжества, так
как он требовал много времени и труда. Все элементы
костюма тщательно украшались, оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами,
утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство.
Слайд 28
Мужской костюм
Костюм крестьянина на Руси состоял из
портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили навыпуск
и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром.
Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки,
завязывались на талии шнурком – гашником.
Слайд 29
Праздничная мужская одежда, Пензенской и Вологодской губерний
Слайд 31
Верхняя мужская одежда.
Верхней одеждой служили зипун или
кафтан из домотканого сукна, зимой – овчинные нагольные шубы.
Кафтан,
надевали поверх зипуна. Для его отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетеные из шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.
Слайд 32
Пуговица
Самой дорогой и модной вещью в костюме была
пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с
куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.
Слайд 33
Русский народный костюм в произведениях известных художников
И.А. Аргунов.
Портрет неизвестной крестьянки в кокошнике.
И.А. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки
в кокошнике.
Слайд 34
Русский народный костюм в произведениях известных художников
В.Е. Маковский.
Крестьянка
А.Г.Венецианов. На пашне.