Слайд 2
Земля Египта всегда манила
путешественников своими ни с чем не сравнимыми памятниками искусства.
Еще в V в. До н.э. греческий историк Геродот (между 490/480 – около 425 гг. до н.э.) описал впечатления от увиденного там, а философ Платон (485/427 - 348/347 гг. до н.э.), высоко ценивший древнеегипетское искусство, ставил его в пример своим соотечественникам.
Искусство Египта начинает отсчет времени с IV тысячелетия до н.э. (додинастический период) и проходит следующие этапы развития: Древнее царство (XXXII-XXI вв. до н.э.), Среднее царство (XXI-XVI вв. до н.э.), Новое царство (XI в. – 332 г. до н.э.). За этот длительный период в Египте были созданы величественные пирамиды, охраняемые загадочными сфинксами, грандиозные комплексы, раскинувшиеся в долинах Нила и вырубленные в скалах, многочисленные обелиски, устремленные к небу. Здесь был изобретен папирус – первый материал для письма, заложены основы геометрии, впервые измерен объем полушария и найдена площадь круга, сутки разделены на 24 часа, установлена роль кровеносной системы в организме человека.
Египет прошел свой неповторимый самобытный путь, обусловленный религиозно-мифологическими представлениями, в частности верой в загробную жизнь и обожествлением власти фараона.
Особенности религии сформировали и совершенно уникальный стиль архитектуры. Египтяне считали, что земные жилища человека временны, а потому на них не стоит тратить прочных материалов. Зато храмы богов и гробницы фараонов возводились из камня и роскошно украшались, так как строились на века.
Слайд 3
Пирамиды –
«жилища вечности» фараонов
Древнее
царство называют самым великим периодом в истории египетской цивилизации.
Именно в это время утвердились первые гражданские и религиозные законы, родилась иероглифическая письменность; в Гизе началось строительство знаменитых пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина. В I веке до н.э., пирамиды были названы одним из семи чудес света. И сегодня они поражают своим величием. Поговорка «Все боится времени, но время боится пирамид» до сих пор не утратила своего значения.
Обходя пирамиду кругом, человек проделывает путь в один километр.
Пирамиды .XXVII в. до н.э. Гиза.
Слайд 5
Пирамида Хеопса. Зодчий Хемиун. XXVII в. до н.э.
Гиза.
До строительства в 1889 г. парижской
Эйфелевой башни самая большая из пирамид – Хеопса – была самым высоким сооружением на земле! Пирамида Хеопса 146 м. высоты. Грани пирамиды обращены к четырем сторонам света, вход в гробницу расположен на северной стороне, на высоте 16 метров над землей. Где-то посередине одной из сторон находился камень, сдвинув который можно было попасть в саркофаг – «жилище вечности» фараона.
Слайд 6
Назначение пирамид двойственно. С одной стороны,
они должны были принять и скрыть тело умершего царя,
избавить его от тлена. С другой – вечно славить могущество фараона и напоминать о его существовании всем грядущим народам. Всякий, кто приближался к этим рукотворным горам, испытывал чувство подавленности их мощью, осознавал собственную ничтожность.
Пирамида Хефрена. XXVII в. до н.э. Гиза.
Слайд 7
Пирамида Хефрена. XXVII в. до н.э. Гиза.
Слайд 8
Пирамида Хефрена. XXVII в. до н.э. Гиза.
В настоящее время пирамида Хефрена – единственная, сохранившая
полированную облицовку. Ее высота меньше пирамиды Хеопса, но так как стоит она на более высоком месте, ее вершина находится на том же уровне.
Слайд 9
Меньшая из них – пирамида Микерина
– едва достигает 66 м в высоту. Ее окружают
еще меньшие пирамиды-спутницы, служащие местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников.
Пирамида Микерина. XXVII в. до н.э. Гиза.
Слайд 10
Время сохранило для нас некоторые
имена строителей и архитекторов пирамид. ИМХОТЕП, (древнеегип. «Находящийся в
довольстве»), верховный сановник фараона Джосера (ок. 1-й половины 28 в. до н. э.), строитель первой пирамиды — ступенчатой гробницы Джосера в Саккара. Имя и звания Имхотепа сохранились на статуе Джосера в поминальном храме при пирамиде фараона. Автор первого в истории Египта литературного поучения — т. н. «Поучения Имхотепа» (не сохранилось). В египетской традиции пользовался славой величайшего из мудрецов и чародеев. Ему, смертному, оказывали почести наравне с божеством. Позднее обожествлен как покровитель врачевания, чтившийся в Мемфисе; в этом качестве отождествлен ок. сер. 1 тыс. до н. э. греками с богом Асклепием.
Пирамида Джосера. XXVIII в. до н.э. Саккара.
Слайд 11
Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царства
Всесторонне продумывалось и строительство заупокойных храмов
в честь богов. Храмы-святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта в период Среднего и Нового царств. Наиболее примечателен сложный архитектурный комплекс в Карнаке и Луксоре, который был возведен по обеим сторонам Нила недалеко от города Фивы – бывшей столицы Египетского государства. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий.
Слайд 12
Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке
(середина XVI в. до н.э.) является древний храм Амона-Ра,
хорошо сохранившийся до нашего времени. Храм и сегодня поражает своими размерами. Это самый просторный в мире храм с колоннами. (Исследователи считают,, что он мог бы вместить знаменитый парижский собор Нотр-Дам.)
Храм Амона в Карнаке. XVI в. до н.э. –
конец I тыс. до н.э.
Слайд 13
Он состоит из более чем
сотни обширных помещений, огромных дворов, колоссальных размеров статуй богов
и фараонов.
Храм Амона в Карнаке.
XVI в. до н.э. – конец I тыс. до н.э.
Слайд 14
Храм Амона в Карнаке. Гипостильный зал.
XVI в. до н.э. – конец I тыс.
до н.э.
Величественный гипостильный (греч. «поддерживаемый колоннами») зал имел длину 102 м и ширину 53 м. тридцать четыре колонны 23-метровой высоты гордо бросают вызов векам. Их верхняя часть (капители) имеет в окружности около 15 м – там свободно могли бы разместиться 50 человек.
Слайд 15
Храм Амона в Карнаке. Колоннада.
XVI в. до н.э. – конец I тыс.
до н.э.
Колонный зал храма Амона в Карнаке – величайший в мире. В полумраке, царившем между этими каменными гигантами, подданный фараона ощущал с особой силой величие и непостижимость того «божественного начала», во славу которого был воздвигнут Карнакский храм и чьим промыслом, в сознании египтянина, держалась египетская империя.
Слайд 16
Храм Амона в Карнаке.
XVI в. до н.э. – конец I тыс. до
н.э.
Слайд 17
. Храм Амона-Ра в Карнаке и
Луксоре. Аллея сфинксов. XV-XIII вв. до н.э.
Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью. В которой бог солнца Амона-Ра совершает свой вечный путь по небу.
Слайд 18
Храм Амона-Ра в Карнаке и
Луксоре. Аллея сфинксов.
XV-XIII вв. до н.э.
Слайд 19
Храм Амона-Ра в Луксоре. XV-XIII вв. до н.э.
На западной окраине Луксора (часть территории древних
Фив) находится грандиозный древний храмовый комплекс Ипет-ресит (древнеегипетское «Южный покой»), который обычно называют Луксорским. Длина сооружения от входа до самой северной стены — 260 м. Луксорский храм, как и комплекс в Карнаке, был посвящен божественной фиванской триаде — Амону-Ра, его жене Мут и их сыну Хонсу.
Слайд 20
Храм Амона-Ра в Луксоре. XV-XIII
вв. до н.э.
Стены и колонны храма
покрыты рельефами, посвященными богам и прославлению победоносных войн Рамсеса II. На стене храма записана и знаменитая поэма, воспевающая отвагу Рамсеса II в битве с хеттами при Кадеше. Тут же изображена и битва: фараон, мчащийся на колеснице, бегущие хетты, бесконечные вереницы воинов.
Слайд 21
Обелиск у входа в храм Амона-Ра в Луксоре.
XV-XIII вв. до н.э.
Перед фасадом
храма стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков ныне украшает площадь Согласия в Париже. Вход в Луксорский храм оформлен фундаментальным пилоном, украшенным барельефами с изображениями военных походов фараона и текстом поэмы, прославляющей его военные походы.
Слайд 22
Храм Амона-Ра в Луксоре. XV-XIII вв. до н.э.
Главным украшением храма была колоннада.
Она имеет 260 метров в длину. Здание храма, казалось, превращено в строгий строй гигантских папирусов.
Слайд 23
Храм Амона-Ра в Луксоре.
XV-XIII вв. до н.э.
Слайд 24
Храм царицы Хатшепсут. Начало XV
в. до н.э. Дейр эль-Бахри.
На левом
берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины. Самая знаменитая из которых – долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения углублены в толщу скалы на сотни метров. В начале XV в. до н.э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут.
Слайд 25
Храм царицы Хатшепсут. Начало XV в. до
н.э. Дейр эль-Бахри.
Для строительсва храма
царица, покровительствующая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить ее замысел. Храм состоял из трех террас, поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Четкие и строгие линии белой колоннады портиков храма до сих пор ярко выделяются на фоне желтых скал.
Слайд 26
Дорога восхождения к храму вела
с берега Нила через аллею сфинксов и обелисков. Здание
храма с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, производит впечатление величия и торжественности. Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м.
Заупокойный ансамбль Ментухотепа. XXI в. до н.э.
Слайд 27
Заупокойный храм Ментухотепа II (XI
династия; 21 в. до н. э.), совмещавший в своем
строении принципы мастабы, пирамиды и колоннады (практически не сохранился)
Слайд 28
Абу-Симбел – жемчужина египетского зодчества
Храмовый комплекс в Абу-Симбеле.
XIII-XII вв. до н.э.
Последнему великому фараону Египта Рамсесу II
(XIII в. до н.э.) принесло подлинную славу и бессмертие строительство храмового комплекса в Абу-Симбеле, в верхнем течении Нила.
Слайд 29
Два высеченных в скалах
храма, малый и большой, действительно необычны по своей архитектуре.
Большой храм посвящен богу Амону-Ра, богу Птаху – покровителю города Мемфиса и ремесел, богу Гору в виде сокола и самому Рамсесу. Вот почему его фасад украшают высеченные из скалы четыре двадцатиметровые статуи фараона, сидящего в церемониальных одеждах на троне в традиционной позе с лежащими на коленях руками. Между ступнями огромных статуй, превышающих высоту пятиэтажного дома, стоят небольшие, в человеческий рост скульптуры жены Рамсеса Нефертари. Над входом в храм в нише высечено изображение бога Гора в виде сокола.
Это торжественное сооружение выстроено на месте древнего пещерного святилища. Храм точно ориентирован с востока на запад, причем таким образом, что два раза в, в день равноденствия, лучи восходящего солнца проникают в глубину храма на 63 м и освещают стены святилища. Солнечные лучи поочередно освещают стены святилища. Солнечные лучи поочередно освещают все статуи, кроме бога Птаха, являющегося также богом загробного мира и тьмы. Перед фасадом храма находится просторный двор с молельней и жертвенным алтарем Солнцу.
Слайд 30
Храмовый комплекс в Абу-Симбеле. XIII-XII
вв. до н.э.
Колосс Рамсеса II.
Над входом
в храм в нише высечено изображение бога Гора в виде сокола.
Слайд 31
Храмовый комплекс в Абу-Симбеле. XIII-XII
вв. до н.э. Внутреннее убранство храма.
Войдя
в большой храм, мы попадаем в величественный зал, потолок которого поддерживают четыре пары мощных столбов. К ним прислонены десятиметровые стоящие статуи Рамсеса в виде бога производительных сил природы Осириса. Художники украсили стены зала рельефами с изображением сцен сражений и побед фараона. Все убранство храма подчинено идее власти, возвеличивания и прославления Рамсеса.
Слайд 32
Храмовый комплекс в Абу-Симбеле.
XIII-XII вв. до н.э. Малый храм.
Малый храм находится в сотне метров к северу от большого. Он посвящен жене Рамсеса Нефертари и богине неба Хатор, которая изображалась в виде женщины с головой коровы. Фасад малого храма формируют шесть десятиметровых статуй. Стоящих в нишах. По три статуи с каждой стороны входа. Это статуи фараона и его супруги. Скульптуры малого храма в два раза меньше изваяний большого.
царство в истории Древнего Египта – время тяжелых, длительных
войн и иноземных вторжений. Храмовые постройки этого периода представляют собой упрощенные варианты композиций известных сооружений Среднего и Нового царств. Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвященные культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды.
Архитектурные сооружения Позднего царства
Храм бога Гора в Эдефу. III-I вв. до н.э.
Лучше всего сохранившимся памятником архитектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу. По своим размерам он является вторым после Карнакского храма, который возводился в течение 180 лет.
Слайд 34
Вход в храм охраняют две величественные статуи бога
Гора из черного гранита. Позади статуй высится наружная стена
храма, украшенная огромными рельефными фигурами Гора и Хатор.
Статуя бога Гора. III-I вв. до н.э. Эдфу.