Слайд 2
Содержание
Введение
Зарождение фарфора
Китайский фарфор
Путь в Европу
Саксонский фарфор
Путь в Россию
Виноградовский
период
Екатерининский период
Павловский период
Заключение
Слайд 3
Введение
Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из
его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство
определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов сначала не было. Высокоразвитые культуры древности заявляли, однако, в этой сфере весьма определенные притязания, со временем все более усиливающиеся. Экспериментировали не только в технологическом плане, но сознательно обращали внимание на художественную ценность изделия. Совершенствовалось качество черепка, и одновременно росло стремление вырабатывать формы более разнообразные, а оформление наружной поверхности делать богаче. Так, в конце концов, керамика становится объектом художественного творчества, и начинается ее яркая история, неуклонно направленная все к более высоким целям.
Слайд 4
Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики.
Слайд 5
Зарождение фарфора
Исторический путь развития китайского керамического искусства насчитывает
несколько тысячелетий. Этот длительный творческий процесс подготовил изобретение настоящего
фарфора, появление которого опередило Европу на восемь столетий. По-видимому, в этом сыграли немалую роль попытки довести керамическую массу до уровня наиболее ценимых за твердость, звонкость и богатую расцветку материалов, как нефрит, а может быть, и других полудрагоценных камней, имевших издавна большое распространение в Китае.
Китайские источники относят изобретение фарфора к периоду Хань (206 г. до н. э. – 221 г. н. э.). Подлинным историческим свидетельством времени появлений настоящих фарфоровых изделий в европейском понимании этого слова, подразумевающем твердость спекшегося черепка при его абсолютной белизне и способности просвечивать, для нас являются фрагменты китайского фарфора, найденные при раскопках развалин города Самарры в Месопотамии, возникшего и разрушенного в IX в.
Слайд 6
Китайский фарфор
С языка фарси фарфор переводится, как «императорский».
Качество
изделий зависело от содержания в фарфоровой массе белой глины
– каолина. Добывался он не везде, а только в некоторых провинциях Китая. Именно этот компонент придавал готовым фарфоровым изделиям белизну. Также на качество влияла степень тонкости помола пудры «фарфорового камня» (горная порода из кварца и слюды), из которой замешивали массу. Добывали эту породу в провинции Цзянси.
Замешанную фарфоровую массу, прежде чем использовать, выдерживали около 10 лет. Считалось, что так она приобретала большую пластичность.
Около 1700 года в росписи преобладал зеленый цвет, поэтому изделия датированные этим временем относятся к так называемому «зеленому семейству». В более позднее время в росписи стал доминировать и розовый цвет. Так появился фарфор, относящийся к «розовому семейству».
Слайд 9
Путь в Европу
Обеспечение безопасности дорог на Запад содействовало
также расширению внешних рынков для китайских изделий и проникновению
влияния китайской культуры в страны, через которые проходил и которые соединял с Китаем Великий караванный путь.
С конца XVI в. расширяется морская торговля. Испанцы и португальцы, главные покупатели китайского фарфора, с начала XVII в. уступают свое монопольное положение голландской Ост-Индской компании, в течение всего XVII в. вывозящей в Европу огромные количества фарфора (в основном с росписью кобальтом).
Слайд 10
Саксонский фарфор
Название произошло от саксонского города Майсен в
Германии, где впервые в Европе стал производиться фарфор.
Слайд 11
Саксонский фарфор
Первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсен была
основана в 1710 году, вскоре после открытия секрета изготовления
твердого фарфора в Саксонии алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером в содружестве с ученым Эренфридом Вальтер фон Чирнхаузом.
Через два года совместной работы с Чирнгаузом, в 1709 г., им был открыт состав фарфора. Твёрдый фарфор сходен по своим характеристикам с китайским фарфором, его основные компоненты — это каолин (фарфоровая глина) и китайский камень (разновидность полевого шпата), в дальнейшем использовался полевой шпат.
Слайд 13
Путь в россию
Отдельные образцы китайского фарфора появились в
России, по-видимому, в то же время, что и в
европейских странах, в XIII-XIV веках. Об этом свидетельствуют черепки разбитых блюд и кувшинов, найденные в разное время в старых культурных слоях на территории Московского Кремля. С открытием Мейсенской мануфактуры в обиходе русской знати стал преобладать саксонский фарфор.
Слайд 14
Виноградовский период
Приставленный к Гунгеру берг-мейстер Дмитрий Виноградов, соученик
и товарищ Ломоносова, параллельно занимался собственными экспериментами, и после
долгих поисков ему удалось в 1746 году получить приемлемый по качеству фарфор на основе нескольких сортов гжельской белой глины, олонецкого кварца и алебастра. Если первый русский фарфор уступал европейскому, то после нескольких лет доработок удалось получить фарфор, по качеству не уступавший саксонскому, а по составу близкий к китайскому, хотя и производившийся исключительно из местного сырья.
Слайд 17
Екатерининский фарфор
К периоду раннего классицизма относят так называемый
Екатерининский фарфор и фарфор периода царствования Павла I, длившийся,
соответственно, с момента воцарения Екатерины II (1762 год) до смерти Павла I (1801). И Екатерина, и Павел проявляли большой интерес к развитию фарфорового производства в России. Екатерина инициировала реорганизацию Невской мануфактуры, которая с 1765 года получила название «Императорский фарфоровый завод», поставив задачу: «удовольствовать всю Россию фарфором».
Слайд 19
Павловский фарфор
Павел I, вступивший на престол в 1796
году, унаследовал интерес матери. Он сам был ценителем хорошего
фарфора, посещал завод и показывал его высоким гостям. Множество крупных заказов, сделанных по инициативе императора, позволили заводу и далее активно работать. В художественном отношении павловский фарфор отличается от екатерининского: павловские сервизы не столь роскошны, более скромны и утилитарны, рассчитаны на использование в узком кругу приближённых.
Слайд 21
Императорский фарфор
В целом екатерининский и павловский фарфор считается
вершиной деятельности Императорского фарфорового завода, на что повлияла как
взыскательность основных потребителей — царской фамилии, — так и экономические условия, когда заводу был гарантирован сбыт высокохудожественной, а значит очень дорогой, продукции.
Слайд 22
Заключение
Элементы европейского влияния сказываются и в выборе сюжетов,
как, например, неожиданное появление изображения европейских стенных часов среди
цветов и предметов, имеющих символическое значение. В большом количестве, главным образом для экспорта, изготовляются массивные вазы, используемые в качестве тары для чая, с росписью в гамме «розового семейства». Фон этих ваз состоит из сплошной сетки цветов и плодов, с почти обязательными многофигурными, главным образом театральными сюжетами в резервах.
Мало содержательная, чисто формальная переработка уже существовавших направлений в росписи фарфора, приводящая к ухудшенным воспроизведениям старых типов, даже в условиях сильного повышения технического уровня, говорит об отсутствии новых творческих сдвигов и о значительном художественном упадке фарфорового производства, имевшего в Китае длительный и блестящий путь развития.