Слайд 2
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи
15 апреля 1452, село
Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции—
2 мая 1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза,
Турень, Франция
Слайд 3
Биография
Его родителями были 25-летний
нотариус Пьеро и его
возлюбленная,
крестьянка Катерина.
Первые годы жизни Леонардо
провёл вместе
с матерью. Его
отец вскоре женился на богатой
и знатной девушке, но этот брак
оказался бездетным, и Пьеро
забрал своего трёхлетнего сына
на воспитание. Жил он у деда.
Слайд 4
Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла
при родах. Отец женился повторно — и снова вскоре остался
вдовцом. Он прожил 67 лет, был четырежды женат и имел 12 детей.
Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто "(родом) из городка Винчи». Полное его имя — Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
Слайд 5
Мастерская Верроккьо
Мастерская Верроккьо находилась городе Флоренции, что позволило
Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические
навыки.
Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской бывали такие известные мастера, как Гирландайо, Перуджино, Боттичелли и Лоренцо ди Креди. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо.
В 1473 году, в возрасте 20 лет, Леонардо Да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.
Слайд 7
Профессиональная деятельность, 1476—1513
В возрасте 24 года Леонардо и
ещё трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству
по ложному анонимному обвинению в содомии. Их оправдали. О его жизни после этого события известно очень мало, но, вероятно, у него была собственная мастерская во Флоренции в 1476—1481 годах.
В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари, очень талантливым музыкантом, создал серебряную лиру в форме конской головы. Лоренцо Медичи послал его в качестве миротворца к Лодовико Моро, а лиру отправил с ним как подарок.
Слайд 8
Личная жизнь
По некоторым версиям, у Леонардо была
связь
с Чечилией Галлерани, фавориткой
Лодовико Моро, с которой он написал
свою знаменитую картину «Дама с горностаем».
Ряд авторов, вслед за словами Вазари,
предполагают интимные отношения с
юношами, в том числе учениками (Салаи),
другие считают, что несмотря на
гомосексуальность живописца, отношения
с учениками не были интимными.
Слайд 9
Конец жизни
Во Франции Леонардо почти не рисовал. У
мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался
без посторонней помощи.
Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе.
Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».
Его основным наследником был Франческо Мельци: кроме денег, он получил картины, инструменты, библиотеку и др. Салаи и его слуге досталось по половине виноградников Леонардо.
Слайд 10
Кло-Люсе, место смерти Леонардо
Слайд 11
Искусство
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как
художник. Однако сам Да Винчи в разные периоды своей
жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён.
Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях.
Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.
Слайд 17
Дневники Леонардо
На сегодняшний день от дневников Леонардо уцелело
около 7000 страниц, находящихся в разных коллекциях. Сначала бесценные
заметки принадлежали любимому ученику мастера, Франческо Мельци, но когда тот умер, рукописи исчезли. Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении.