Слайд 2
Цель проекта: познакомить с деятельностью замечательного педагога,
мастера резьбы по дереву, виртуоза своего дела Чаплыгина Сергея
Афанасьевича, донести да сознания общественности, что в современном технологическом мире есть место и для народных промыслов, для их совершенствования и развития.
Основные задачи проекта:
рассмотреть особенности искусства резьбы по дереву как вида прикладного искусства;
познакомиться с работами народного умельца, показать их своеобразие и художественные особенности;
способствовать эстетическому воспитанию, прививать чувство прекрасного, уважительное отношение к людям творческим, талантливым.
Слайд 3
Чаплыгин Сергей Афанасьевич - учитель изобразительного искусства Муниципального
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением
отдельных предметов». Те кто знаком с этим человеком, знают, что не найти на свете такого прекрасного душевного человека и мастера на все руки. Помимо прекрасных рисунков наш взгляд радуют его деревянные скульптуры – неподражаемый образец русского деревянного зодчества.
Слайд 4
Резьба по дереву - это изображение, рисунок или
узор, выполненные на деревянных изделиях. Резьба по дереву является
одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений.
Резные работы по дереву - национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества - резьбу по дереву.
Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева.
Слайд 5
В России всегда по-особому относились к дереву: ему
поклонялись, его одушевляли. В древней языческой Руси существовали обряды,
связанные с рубкой дерева для строительства и самим строительством. Предметы русского деревянного зодчества всегда характеризует сочетание функциональной целесообразности и художественной одухотворённости.
Слайд 6
Почему именно дерево выбирает Сергей Афанасьевич для своих
работ? «Потому что дерево живое, оно умеет дышать, дарить
тепло, – отвечает на этот вопрос педагог. – Дерево – это вообще первый материал, который был использован в скульптуре. Он очень податливый и гибкий, из него можно творить настоящие произведения искусства».
Наша среднерусская полоса очень богата красавицами деревьями, они везде встречают нас, радуют глаз. Куда не кинь взгляд, везде обязательно наткнётесь на какое-нибудь деревцо или кустик. Русские художники, композиторы воспевали в своих произведениях величественный наш среднерусский пейзаж.
Слайд 7
Любимым материалом для работы у Сергея Чаплыгина –
липа – очень тёплое, эластичное дерево, её мягкая, мелкослойная
древесина хороша и легка в обработке, мало подвержена растрескиванию и короблению Кроме того, часто использует осину, ольху, рябину.
Слайд 8
В мастерской, где школьники под руководством талантливого учителя
осваивают столярное дело, постигают тайны зодчества, как в музее.
Здесь уже целое собрание скульптурок: под потолком расправили крылья финисты, на полках взгромоздились разные животные, возвышаются миниатюрные храмы, рядом иконы, панно, причем многие работы выполнены руками воспитанников Сергея Чаплыгина.
Слайд 9
В последнее время мастер деревянного зодчества занят разработкой
серии скульптур из цикла «Русь уходящая».
Слайд 10
Сильное воздействие на становление Сергея Афанасьевича как мастера
деревянных дел оказал его учитель – белорус, резчик по
дереву, народный мастер РСФСР Иван Антонович Головань. Он рассмотрел в нём тогда творческий потенциал, помог раскрыться, направлял в нужное русло энергию тогда ещё несмышлёного юнца. А любовь к этому ремеслу привил дед Иван Тимофеевич Чаплыгин. Он был отличным умельцем, делал деревянные игрушки, свистульки и приучал внука к делу уже с 6 лет.
Слайд 11
Продолжил обучение отец Афанасий Иванович. С ним
юный Сережа в селе Первое Чаплыгино Курской области, где
прошло его детство, делал механические деревянные игрушки, табуретки для дома, мебель, украшенную резьбой. Мама Екатерина Павловна учила ребенка рисовать, приобщала к изобразительному искусству, а потом развивать художественные способности Серёже помог учитель изобразительного искусства Пётр Яковлевич. Он же подготовил Сережу для поступления в пединститут.
Слайд 12
Главным и любимым делом в настоящий момент С.А.Чаплыгин
считает скульптурную резьбу. Скульптурная резьба — это кропотливая работа,
связанная с непрерывной сменой инструмента, его заточкой и правкой. Готовую скульптуру мастер выдерживает в сухом месте, при появлении трещин их заделывает. Просушенную скульптуру отделывает и наносит защитные покрытия.
Основными принципами построения объектов является сочетание функциональной целесообразности и художественной одухотворённости, симметрия в построении, соблюдение пропорций.
Слайд 13
В своих работах мастер использует различную технику резьбы:
геометрическая, рельефная, барельефная, объёмная. Каждая из них имеет собственные
особенности, но в своих работах С.А.Чаплыгин мастерски сочетает их.
Слайд 14
Геометрическая резьба - один из самых древних видов
резьбы по дереву, при которой изображаемые фигуры имеют геометрическую
форму в различных комбинациях. Выполняется такая резьба в виде прямолинейных и дугообразных элементов ножом-косяком и полукруглыми стамесками. Этот вид резьбы популярен из-за простоты выполнения, небольшого набора инструментов, используемых при работе. В то же время эта резьба не требует, как при рельефной резьбе, специальных знаний теории рисунка. Еще одним преимуществом геометрической резьбы является небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого изделия.
Геометрическая резьба состоит из различных комбинаций нескольких основных элементов, выполняемых ножом-косячком и полукруглыми стамесками.
Слайд 15
В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению к
фону и художественно обработано в пределах глубины фона. Рельефная
резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Изображение может быть углублено по отношению к фону. Такой рельеф называется вогнутым. Этот вид резьбы наиболее распространен.
Рельефная резьба имеет следующие подвиды:
барельефная резьба - резьба с низким рельефом; узор выступает над фоном незначительно, характер рельефа - силуэтный.
горельефная резьба - резьба с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени. Обычно узор выступает над уровнем фона на половину своей толщины, это создает многоплановые композиции, способствует лучшему выявлению формы изображения.
Рельефная резьба требует от исполнителя высокого мастерства. При ее выполнении используют все инструменты для резьбы по дереву и самые разнообразные приемы работы. Как правило, рельефную резьбу выполняют стоя. Заготовку закрепляют на верстаке неподвижно и поворачивают только в крайних случаях.
Слайд 16
Скульптурная (объемная) резьба - это художественно обработанная со
всех сторон объемная фигура, полностью или в основном отделенная
от фона. В отличие от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе, в объемной резьбе объект просматривается со всех сторон. Скульптурная резьба сложна по технике выполнения. От резчика требуется опыт, художественное чутье, набор различных инструментов. Приступать к скульптурной резьбе можно, только овладев другими видами резьбы.
Слайд 17
Результаты деятельности Сергея Чаплыгина успели оценить многие,
кто хоть раз побывал в нашей школе. Она заметно
отличается самобытностью оформления и теплотой, идущей от деревянных скульптур в интерьере. Необычны не только класс ИЗО, но и каждый коридор на этаже школы.
Слайд 18
Вход в форме железной арки с деревянными ажурными
вставками, сделанными руками школьников, похож на царские врата, которые
создают ощущение сказки, как и разнообразные деревянные литературные персонажи, притаившиеся среди пышных зеленых комнатных насаждений. На переменке ребята с удовольствием играют в забавных уголках.