Слайд 2
Кто- то из вас слышал раньше эту мелодию?
Кто
знает, как называется этот музыкальный фрагмент?
Слайд 3
1.В каком темпе прозвучал музыкальный фрагмент?
2.В каком регистре,
как вы думаете?
3.Подберите слова, которые характеризуют эту мелодию?
Слайд 4
Кто сочиняет музыку?
а) поэт
б) писатель
в) музыкант
г) композитор
Слайд 5
Кто сочинил музыку «Полёт шмеля», назовите композитора?
Слайд 6
Да - это Н.А.Римский-Корсаков и эта наша тема
музыкального часа.
Слайд 7
Тема: Жизненный и творческий путь Н.А. Римского
-Корсакова.
Слайд 9
Будьте внимательны, прослушав новую тему, вам по ней,
будут заданы вопросы.
Я сейчас раздам вам карточки, прочитайте
первый столбик. Напротив во втором столбике порядок перепутан. Для того, чтобы с этим заданием справиться, вы по ходу рассказа, стрелочками укажите какие бывают оперы?
«Сказание о невидимом
граде Китеже и деве
Февронии»
Опера-драма «Шехеразада»
Опера-сказка «Псковитянка»
Симфоническая сюита «Кощей Бессмертный» ,
«Золотой петушок.»
Героическая опера «Садко»
Слайд 11
Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакова
1844-1908 г.
Николай Андреевич Римский-Корсаков – одна из крупнейших фигур в русской культуре. Личность, поражающая многогранностью: это и вдохновенный творец, создавший самобытный музыкальный театр, и выдающийся педагог, создавший свою школу, и крупный дирижер, и автор серьезных трудов об оркестре («Основы оркестровки», по которым учатся и в наши дни) и гармонии («Практический учебник гармонии»), книг о себе, современниках. Его деятельность стала целой эпохой в истории отечественной музыки.
Слайд 13
Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в старинном
городе Тихвине Новгородской губернии. Казалось бы, вся природа этого
северного края, сама атмосфера города способствовали становлению этой редкостно цельной натуры. В Тихвине были живы старинные обряды. Особую роль в этом играл знаменитый Тихвинский монастырь с древними росписями, колокольным звоном, чудотворной иконой Тихвинской Богоматери, к которой народ стекался со всей России. Светлые детские впечатления от русской природы, преданий старины, народных песен позднее отразились в творчестве Римского-Корсакова
Слайд 14
Семья Римских-Корсаковых была музыкальной и у Ники, как
ласково называли его родители, музыкальные способности проявились очень рано.
С шести лет его начали учить музыке. Но когда мальчику исполнилось 12 лет, по семейной традиции (дядя и старший брат были моряками) его отдали в Петербургский Морской корпус.
Кадетский корпус резко изменил уклад его жизни. Все в нем было подчинено военным порядкам. Но юный кадет быстро освоился там, сдружился со старшеклассниками.
Слайд 16
Но музыкальное образование Римского-Корсакова оставляло желать лучшего. Поэтому
с 1859 года он берет уроки у пианиста и
педагога Ф.А. Канилле. Через него Римский-Корсаков знакомится с Балакиревым, а позднее сближается с Кюи, Мусоргским и Стасовым. Именно это определило дальнейший путь молодого музыканта. Он начинает работу над первым своим серьезным трудом Первой симфонией. Но параллельно в 1862 году он сдает экзамены в Морском корпусе, а потом как гардемарин на три года уходит в кругосветное плавание на военном учебном клипере «Алмаз».
Слайд 18
В 1871 году Римский-Корсаков становится профессором Петербургской консерватории.
Вскоре после этого его приглашают занять место инспектора духовых
оркестров Морского ведомства. В середине 70-х годов он также принял на себя обязанности директора бесплатной музыкальной школы, сменив на этой должности Балакирева.
Слайд 19
Особое место в творчестве Римского-Корсакова занимает опера-былина
«Садко» (1896). Главный герой ее новгородский гусляр Садко. Красочная
музыка бытовых сцен сменяется фантастическими музыкальными картинами, где действуют сказочные персонажи, морской царь и его дочь нежная Волхова. Музыкальные образы Римского-Корсакова отличаются необыкновенно яркой изобразительностью. Богатая творческая фантазия и композиторское мастерство позволили Римскому-Корсакову нарисовать в музыке и лунную ночь на Ильмень-озере, и бурный океан.
Слайд 20
В.М. Васнецов.
Садко в подводном
царстве.
Слайд 21
«Псковитянка» (1872) и «Царская невеста» (1898) - это
оперы-драмы, не только воссоздающие картины русской жизни XVI века,
но и глубоко раскрывающие характеры, правдиво рисующие душевные переживания героев царя Ивана Грозного и его дочери Ольги («Псковитянка»), опричника Грязного, кроткой Марфы и страстной Любаши («Царская невеста»).
Слайд 22
Но истинным шедевром его творчества является симфоническая сюита
«Шехеразада»(1888).
В этом произведении композитор воплотил свою любовь к восточной
фантастике, к образам сказок «Тысячи и одной ночи».
Слайд 23
Вы прослушали музыкальный фрагмент. Ответьте на вопрос
Что
такое динамика?
Что такое темп?
Назовите какие бывают регистры?
Слайд 24
4.В каком регистре начинался фрагмент?
5.В каком регистре звучала
основная тема?
6.Исправте ошибки в динамике
Слайд 25
Опера-сказка «Кощей Бессмертный» (1902) написана в период революционного
подъема в стране. Злой Кощей, люто ненавидящий все живое,
олицетворяет силы гнета, самодержавия. Но царство его оказывается непрочным, буря несет свободу. Здесь в новых смело найденных формах выразились передовые, свободолюбивые убеждения Римского-Корсакова.
«Золотой петушок» (1907, по сказке Пушкина) - острая сатира на царизм. Композитор язвительно высмеивает трусливого, тупого Дадона и его слуг. Так в одной из сцен оперы он, обрисовывая духовное убожество «могучего властителя» Дадона, обращается к мелодии «Чижика».
Слайд 26
Опера «Сказка о царе Салтане» была завершена 1899
году, когда в стране широко отмечалось 100-е со дня
рождения великого русского поэта А.С. Пушкина.
Слайд 28
Героическая опера «Сказание о невидимом граде Китеже и
деве Февронии» (1904) написана на сюжет народного предания о
татарском нашествии на Русь. В ней есть замечательная симфоническая картина «Сеча при Керженце», рисующая битву русских воинов с захватчиками.
Слайд 29
Опера «Снегурочка» написана Н.А. Римским-Корсаковым по сюжету одноименной
сказки великого русского драматурга А.Н. Островского.
Слайд 31
За год до смерти композитор в последний раз
выступал как дирижер в Русских симфонических концертах, организованных Дягилевым
в Париже. Весной 1908 года его начала беспокоить сердечная болезнь, но он продолжал работу над учебником «Основы оркестровки». Последние записи сделаны им 7 июня. А в ночь на 8 июня композитора не стало.
Слайд 32
Давайте вернемся к творческому заданию.
Проверим как вы внимательно
слушали!
Опера-былина
«Сказание о невидимом
граде Китеже и деве
Февронии»
Опера-драма «Шехеразада»
Опера-сказка «Псковитянка»
Симфоническая сюита «Кощей Бессмертный»,
«Золотой петушок.»
Героическая опера «Садко»
Слайд 33
1.Как называлась тема нашего урока?
2.Назовите музыкальные произведения которые
вы запомнили?
3.Какой музыкальный фрагмент, услышанный вами сегодня, понравился?