Слайд 2
Цель:
Изучить историю возникновения нот.
Изучить различные источники
информации, используя фонды городских и школьных библиотек, ресурсы Интернета,
медиаресурсы, личные собрания.
Проследить взаимосвязь времени и нотной записи.
Донести до учащихся полученную информацию.
Слайд 3
День за днем,
За годом год.
Водят ноты хоровод.
И давно
известно всем,
Их на свете ровно семь.
Слайд 4
Первые упоминания
о музыкальной культуре
датируются в XV веке до
н.э. государства Угарита. Глиняные таблички содержали
тексты гимнов и песнопений
Слайд 5
II век до н. э. в Двуречье.
появляются первые
музыкальные термины: лад, жанр, интервал, всего четырнадцать слов.
Слайд 6
Музыкальная запись
Междуречья состояла
из клинописи (клиновидные
черточки), каждый знак
обозначал
два звука –
интервал.
Слайд 7
Буквенная запись звуков
обозначала лишь
высоту звуков, но не
фиксировала
их длительность.
Слайд 8
Средневековое нотное письмо называли невмами ( от греч.
«дыхание») – условные знаки передавали общее назначение мелодии.
Слайд 9
Невмы записывались
вокруг или прямо на двух
линейках,
обычно разного цвета ( красного и зеленого), которые
были введены для удобства записи ориентировочно в VIII- X веке.
Слайд 10
В начале XI века Гвидо Аретинский ввел ещё
две линии для записи нот. Невмы стали располагаться на
четырех линиях и между ними, что гораздо точнее обозначало высоту звуков.
Слайд 11
Первые нотные записи
В XI столетии невмы имели квадратный
вид и записывались на четырех линейках.
Слайд 12
В XI веке музыкант и теоретик Гвидо Аретинский
использовал левую руку для указания требуемой высоты тона.
Слайд 14
В XI веке монах Гвидо Аретинский впервые обозначил
названия нот первыми слогами слов молитвы к Иоанну Крестителю:
UT
gueant laxis
REsonare fibris
Mira gestorum
FAmuli tuorum
SOLve pollutumi
LAbii reatum
Нота «СИ» считалась католической церковью не правильной и не признавалась до 17 века!
Слайд 15
Сольминизация: обозначение звуков слогами; такой способ применяли в
Египте, Древней Греции и Китае.
Слайд 16
В Древней Греции музыкальные записи высекали на каменных
колоннах и гробницах.
Слайд 17
Для записи музыкальной письменности в Древней Греции использовали
греческий и финикийский алфавит.
Слайд 18
650 лет до н. э.
древнегреческий поэт Архилох создает
первую музыкальную школу.
Слайд 19
Одним из первых музыкальных инструментов Древней Греции считается
– арфа.
Слайд 20
В 1584-м году китаец Чу Цай Ю из
династии Мин придумал двенадцатитоновую систему
Слайд 22
По сохранившимся китайским колоколам V в.до н. э.,
уже тогда китайцы знали и использовали (!) двенадцатитоновую систему,
состоявшую из 6-ти основных и 6-ти дополнительных тонов (наподобие черных клавиш у фортепиано).
Слайд 23
Древняя китайская запись музыкального письма.
Слайд 24
Древнерусские памятники невменного письма были «крюки»
или «знамена», которые датировались в конце XI-начале XII века.
Слайд 25
Музыка Древней Руси
В XII – XIII веках
существовали кондакарные песнопения, их система записи не поддавалась расшифровке.
Кондак
– разновидность хвалебной молитвы.
Слайд 26
В XIII веке в Западной Европе произошла мензурная
нотация-это система музыкальных звуков, которая фиксировала не только высоту,
но и длительность звуков. Добавляется 5-я линейка и ноты приобретают овальный вид.
Слайд 28
Во второй половине XVII века
итальянский теоретик Бонончини заменяет слог «ут» на слог «до».С
того самого времени мы имеем знакомые всем:
ДО
РЕ
МИ
ФА
СОЛЬ
ЛЯ
СИ
Слайд 29
Вывод
История возникновения музыкальной записи начинается с древних времен:
начиная с XV века до н.э. и заканчивая второй
половиной XVII века. Прежде чем обрести современный вид и название, нотам пришлось проделать не легкий путь: от изображения музыкальных звуков на глиняных табличках в древней античности , до современных изображений и названий, которые мы знаем сейчас. Радует то, что на протяжении всего своего существования, человечество всегда находило место великому искусству – музыке, которая несет с собой мир и благополучие.