Слайд 2
Основная информация.
Полное имя-Иоганн Хризостом Вольфганг Готлиб (по-гречески Теофил, по-латински Амадеус, в русской транскрипцииАмадей) Моцарт
Дата рождения- 27 января 1756
Место рождения-Зальцбург
Дата смерти-5 декабря 1791 (35 лет)
Место смерти-Вена
Профессии-композитoр, органист,скрипач, капельмейстер,педагог.
Слайд 3
Биография
Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге в 1756
году и начал играть на фортепиано уже в 3
года, а сочинять музыку - в 6 лет. Его отец Леопольд, придворный музыкант и композитор, быстро увидел талант мальчика и поэтому брал его с собой во все поездки, поражая окружающих мастерством игры сына.
К 8 годам Моцарт сочинил свою первую из 41 симфонии; к 17 годам он написал 5 опер, множество концертов, сонат и других произведений. Бесспорно, он был очень одаренным ребенком, но все его детство с ним обращались больше как с талантливым уродцем, а не как с человеком, что сильно повлияло на становление характера. Став взрослым человеком он с трудом сводил концы с концами. Несмотря на свою короткую жизнь, Моцарт сочинил более 600 произведений, многие из которых были очень популярны, однако последние годы жизни он провел в нищете, и умер великий композитор в безымянной могиле.
Моцарт продолжал ездить в туры до 1778 года, пока не получил два потрясения: умерла его мать, и он влюбился в молодую певицу Алозию Вебер. Он вернулся в Зальцбург, чтобы работать на архиепископа и написал несколько известных произведений: "Idomeneo" и "Coronation Mass". В 1781 году, переехав в Вену, он влюбился в сестру Алозии Констанцию. Их брак испортил отношения с отцом, однако в результате появилось незаконченное произведение "Mass in C minor".
Моцарт предпочитал не иметь постоянной работы, позволяя себе участвовать в любом проекте, привлекшем его внимание. Много произведений искусства появились именно благодаря такому образу жизни: "The Abduction from the Harem" и шесть квартетов, посвященных обожаемому Гайдну. Моцарт и его жена жили на доходы с концертов, преподавания, комиссионных за произведения. Однако его жена также плохо управлялась с финансами, поэтому их благосостояние варьировалось от роскоши до полной нищеты.
Несмотря на то, что работы и оперы Моцарта были очень хороши, он получил вдохновение от встречи с Лоренца да Понти, прекрасного либреттиста, создавшего текст "The Marriage of Figaro". Влияние да Понти позволило поставить оперу, которая стала одним из основных успехов Моцарта. Однако в Вене опера из-за технических неудач не появилась, Моцарт перенес ее в Прагу, где она наконец-то была поставлена и имела широкий успех. Вскоре Моцарту и да Понти заказали написать новую оперу "Don Giovanni".
В 1787 году умер отец Моцарта, что сильно повлияло на композитора, поскольку даже в 31 год он сильно зависел от отца. Именно это заставило Моцарта найти постоянную работу: он стал камерным композитором Императора.
Слайд 4
.
Третий плод сотрудничества с да Понти появился довольно
скоро: опера "Cosm fan tutte", основанная на скандале, произошедшем
в Вене. Эта работа была довольно жесткой и циничной по содержанию, но по праву считается одной из лучших в творчестве Моцарта тем более, что написана она была за 3 недели.
Последние годы жизни Моцарта были тяжелы и трагичны. Он подавал прошение на пост капельмейстера при новом императоре Леопольде II, однако получил лишь положение неоплачиваемого ассистента. Материальное положение в семье резко ухудшилось; Моцарт начал болеть, однако не переставал сочинять.
В 1791 году Моцарту заказал написать оперу Эмануэль Шиканедер на собственное либретто "The Magic Flute". Это была комичная, сказочная опера, которая немедленно стала очень популярной и считается самой значительной работой композитора в этой области.
В последний год жизни он написал множество произведений, среди которых был мистический Реквием, который по письмам самого композитора был для него самого. Так и случилось: он умер не закончив его оркестровку. Амадей Моцарт умер в возрасте 36 лет. Реквием впоследствии был закончен по просьбе Констанции учеником Моцарта Францом Сюссмайром.
Слайд 5
Последний год
Последними операми Моцарта стали «Così fan tutte» (1790 год), «Милосердие
Тита» (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на
то, что была написана за 18 дней, и наконец, «Волшебная флейта» (1791 год). Представленная в сентябре 1791 года в Праге, по случаю коронации Леопольда II чешским королём, опера «Милосердие Тита» была принята холодно; «Волшебная флейта», поставленная в том же месяце в Вене, в пригородном театре, напротив, имела такой успех, какого Моцарт в австрийской столице не знал уже много лет. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта эта опера-сказка занимает особое место.
В мае 1791 года Моцарт был зачислен на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана; эта должность предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, пережил Моцарта[4].
Моцарт, как и большинство его современников, немало внимания уделял и духовной музыке, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV 618, 1791 год), написанный в совершенно не характерном для Моцарта стиле, и величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни. Интересна история написания «Реквиема». В июле 1791 года Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в сером и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, музицирующего дилетанта, любившего исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения, покупая у композиторов авторство; реквиемом он хотел почтить память своей покойной жены[9]. Работу над незавершённым «Реквиемом», по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».
Слайд 6
Смерть Моцарта
Умер Моцарт 5 декабря 1791 года примерно через час после
полуночи (на тридцать шестом году жизни). Причина смерти Моцарта
до сих пор является предметом споров. Большинство исследователей считает, что Моцарт действительно умер, как это и было указано в медицинском заключении, от ревматической (просовидной) лихорадки, возможно, осложненной острой сердечной или почечной недостаточностью. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается несколькими музыковедами, но сколько-нибудь убедительные доказательства этой версии отсутствуют[10].[5]. В мае 1997 года суд, заседавший в миланском Дворце правосудия, рассмотрев дело Антонио Сальери по обвинению в убийстве Моцарта, вынес ему оправдательный приговор[11].
Дата погребения Моцарта вызывает разногласия (6 или 7 декабря). Около 3 часов пополудни тело Моцарта было привезено к Собору Святого Стефана. Здесь в маленькой часовне состоялась скромная религиозная церемония. Кто из друзей и близких присутствовал при этом, остаётся неизвестным. Катафалк отправился на кладбище после шести вечера, то есть уже в темноте. Провожавшие гроб не последовали за ним за городские ворота. Местом погребения Моцарта было Кладбище Святого Марка.
Похороны Моцарта проходили по третьему разряду. Погребенными в отдельной могиле с надгробием или памятником могли быть только очень богатые люди и представители знати. По третьему же разряду общие могилы были рассчитаны на 5-6 человек. В похоронах Моцарта не было ничего необычного для того времени. Это не были «похороны нищего». Впечатляющие (хотя и по второму разряду) похороны Бетховена в 1827 году проходили уже в другой эпохе и, кроме того, отражали резко возросший социальный статус музыкантов, за что всю жизнь боролся сам Моцарт.[5].
В последние годы Моцарт далеко ушел от вкусов современников[источник не указан 23 дня]. Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при огромном стечении народа в память о Моцарте 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио Розетти
Слайд 8
Творчество
Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих,
ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит
в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.
Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами[13].
Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы[13], но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал[13] совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».
Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта[13].
Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.
Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.
Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кёхелем («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Лейпциг, 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.