Карл Мария фон Вебер (1786-1826)Композитор, дирижер,блестящий пианист, общественный деятель, талантливый публицист, основоположник немецкой романтической оперы.
Композитор, дирижер, блестящий пианист, общественный деятель,
талантливый публицист, основоположник немецкой романтической оперы.
Слайд 3
В раннем возрасте увлекался живописью и музыкой. 1798 год
– Вебер становится учеником Михаэля Гайдна (младшего брата Йозефа
Гайдна) по теории и композиции. В 14 лет Вебер – автор нескольких сонат для фортепиано, вариаций, камерных сочинений, мессы и первой оперы «Сила любви и ненависти», значительного количества песен, кроме того был превосходным певцом.
Слайд 4
Ранние оперы Вебера – все написаны в форме
зингшпиля, заметно тяготение к фантастике. 1803 год – Вебер становится
учеником аббата Фоглера (ученика знаменитого падре Мартини из Болоньи). 1804 год – Вебер получает место капельмейстера в Бреславле. До 1810 года - служба в Штутгарте в качестве личного секретаря герцога Вюртембергского.
Слайд 5
Вебер организует вместе с учениками Фоглера организует
«Гармоническое общество». Задачи общества – взаимная поддержка, продвижение произведений
пропагандой и критикой в печати. Особенно высоко Вебер ценил музыку французских композиторов: Керубини, Мегюля и Гретри. 1813-1816 гг. Вебер – руководитель оперного театра в Праге.
Слайд 6
Дрезденский период – последнее десятилетие жизни Вебера –
вершина творчества композитора. Лучшие фортепианные и оперные произведения – сонаты,
«Приглашение к танцу», оперы: «Freischütz» («Вольный стрелок), «Эврианта», «Оберон».
Слайд 7
Опера «Вольный стрелок» Замысел «Вольного стрелка» возник в 1810
году, первая постановка состоялась 18 июня 1821 года в
Берлинском драматическом театре, под управлением автора. Успех оперы превзошел все ожидания, мелодии из «Вольного стрелка» стали напевать на улицах. Иоганн Фридрих Кинд – автор либретто оперы «Вольный стрелок».
Слайд 8
Либретто Сюжет оперы «Вольный стрелок» воспроизводит в основных чертах
и Фридрихом Лауном. В новелле Апеля широко использованы мотивы старинных немецких и чешских народных преданий о Черном охотнике. Главное отличие либретто от первоисточника: В конце повести Апеля невеста (Агата) убита, жених (Макс) сходит с ума. В опере все заканчивается благополучно, совершается чудо, сила добра побеждает.
Слайд 9
По словам Вебера в основе «Вольного стрелка» 2
главных элемента: жизнь охотников господство демонических сил, олицетворенных Самиелем. Их противопоставление дано
уже в увертюре. Главный принцип драматургии – принцип контраста. Контраст в чередовании: актов, картин, сцен, номеров, образов героев (Килиан -Каспар; Агата - Энхен).