Слайд 3
По бескрайнему, первозданному морю-океану плавала Утка – «Чож»,
носившая в себе яйца жизнезарождения. Она долго искала места,
чтобы высидеть птенцов, но так и не нашла. Четыре яйца, снесённых ею, поглотила пучина. Последние два утка высидела под крыльями.
Слайд 4
Из яиц появились два брата: Ен и Омоль.
Они
были два противоположных начала.
Ен – добро, правда, день.
Омоль –
зло, неправда, ночь.
Слайд 5
Мать Утка попросила сыновей достать оброненные в пучину
яйца и разбить на её теле. После этого взметнулась
она ввысь, с разбегу ударилась о воду и убилась.
Нырнул Ен в бездну морскую за яйцами. А Омоль заморозил поверхность океана, чтобы не было Ену выхода.
Ен ударил молнией и лёд растаял.
Слайд 6
Достал Ен из пучины два яйца.
Разбил первое яйцо о тело матери и взметнул ввысь.
И загорелось солнце, а тело матери Утки разрослось в длину и ширину и стала Земля.
Разбил второе – вышли из него помощники – ангелы.
Слайд 7
Достал Омоль из пучины два яйца.
Разбил первое
яйцо и загорелась вечно холодная луна, а по земле
потекли потоки воды, засверкали озёра, болота, реки.
Разбил второе – вышли из него помощники – демоны.
Слайд 8
Ступили Ен и Омоль на Земю
и стали править.
Ен создал горы, но они не знали
меры в своём росте и Ен проклял их. И стали горы неподвижны.
Создал Ен радугу – «ошкамошка» . Радуга стала пить воду. Вода, поднявшись ввысь превратилась в облака и пошёл дождь.
Слайд 9
Ен создал цветы, деревья, леса, создал
птиц полезных на земле, домашних животных и зверей лесных.
Слайд 10
Омоль создал птиц хищных и вредных,
хищных зверей, и гнус, и гадов всяких на земле.
Слайд 11
Ен и Омоль решили сделать человека.
Ен вылепил из
земли человека – мужчину, дунул ему в лицо и
стал первый человек - мужчина.
Омоль вылепил из земли человека – женщину, дунул ей в лицо, но оживить не смог.
Тогда Ен дунул на творение Омоля и стала женщина.
Слайд 12
Ен сделал первую скрипку – «сигодок», но она
не играла. Омоль заставил скрипку заиграть.
Ен решил научить людей
сваривать железо, но у него ничего не получилось. Тогда Омоль снова помог Ену.
И люди начали сваривать железо.
И стала жизнь.
Слайд 13
Сотворил Ен небо и отправился на него жить.
Омоль
над этим небом построил своё и поднялся на него
вместе со своими демонами.
Ен ещё выше построил третье небо и поднялся на него. Омоль – сделал четвёртое.
Так добрались они до седьмого неба.
Ену надоело соревноваться и он низверг Омоля и его демонов на землю.
И сам стал править на седьмом небе.
Слайд 14
Упал Омоль с бесами на землю.
Который бес
в воду сверзился – стал Васа (водяным).
Который в лес
упал – стал Ворса (лешим).
Сам Омоль угодил в отверстие в земле, в преисподнюю и стал там хозяином.
Ен пожалел Омоля и дал ему власть над душами мертвых.
И стал мир.
Слайд 16
«Живяще неверных человек, ни бога не знающих, ни
закона не ведающих, молящихся идолам, солнцу, воде, камению, древию,
кудесникам и волхвам,
Золотой бабе, и болвану Войпелю».
Никоновская
летопись.
16 в.
Слайд 17
Золотая баба или по коми - «Зарни Ань».
солнечное
божество, символ плодородия и благополучия, которому поклонялись предки коми.
Согласно
древней легенде
статуя или идол Зарни Ань в виде фигуры женщины, был отлит из чистого золота и украшен драгоценными камнями.
Слайд 18
По поверью люди из древнего рода владели тремя
золотыми и пятью железными идолами Зарни Ань.
Древние люди
прятали Зарни Ань от злых людей, перевозя идола от Вятки до Оки, по Печоре и Вычегде.
Они поселялись на берегах рек и просили помощи и защиты у Зарни Ань.
Слайд 19
До нас дошли несколько быличек о чудесных, заколдованых
или священных кладах:
«В ста километрах от Пыссы есть большой
холм в десять метров высотой. В центре растёт огромная сосна в три обхвата. А под холмом - десять сосен в два обхвата, сыновья большой сосны. Так вот, под этой большой сосной, в этом холме и зарыта Зарни Ань».
Слайд 20
Много позже, у коми народа Зарни Ань перевоплотилась
в
«дочь солнца» - «Шондi ныв».
В коми фолклоре у
дочери солнца есть и другое имя
«Зарань» - Заря.
Слайд 21
В коми народных сказках Зарань – девушка заря
– дочь бога Ена. Она живёт вместе с отцом
на небе.
И именно от Зарани пошёл народ коми-зыряне.
Слайд 23
Войпель – одно из главных божеств древних коми.
Войпель
– «Вой тöл»
буквально «северный ветер» - властелин северного ветра,
непогоды.
Другой перевод
«Вой пель» -
«ночное ухо» или всеслышащий.
В легендах Войпель называется могущественным божеством, покровителем чудского племени.
Слайд 24
Изображение Войпеля стояло на вершине холма в окружении
других богов, поменьше.
Со всех сторон идол был обложен
камешками и раковинами, принесёнными со всех рек и ручушек, где жили люди, поклонявшиеся Войпелю.
Слайд 25
В праздники Войпелю жертвовали скот, а перед дальней
дорогой стреляли из луков в священный столб, который стоял
рядом с идолом, чтобы узнать, удачным ли будет путешествие.
Слайд 27
Чудь – мифический древний народ – первопредки коми.
В
древние времена, когда до неба можно было достать рукой,
жил на свете народ «Чудь карликовая».
«Для Чуди трава, как лес».
Чудь живёт в идеальном мире. В нём нет смерти.
Дети чуди ходят и говорят от рождения.
Чудь не сеет хлеб, он сам растёт и колоситься по всему стеблю.
Слайд 28
Чудь карликовая сама разрушает свой идеальный мир.
Чудинка вытерла
блином зад своего новорожденного ребёнка и приклеила блин на
небо. Этим она оскверняет небо Ена, а также пищу, данную Еном.
Ен проклинает чудь и вместе с небом уходит вверх.
Дети перестают ходить и говорить от рождения.
Хлеб перестаёт сам расти и колоситься вширь.
Начинают расти высокие белые берёзы.
Слайд 29
Чудь карликовая не может приспособиться к новому миру
и гибнет, погребая себя в ямах.
Самоубийство чуди вызывает в
мир смерть.
Сами же чудины превращаются в существа из потустороннего мира «Чудов».
Чуды – злые духи, обитающие в тёмных местах, заброшенных домах.
Чуды невидимы, но могут являться в облике человека или животного.
Чуд – подвальный.
Слайд 32
На смену чуди карликовой приходит чудь богатырская.
Чудские богатыри,
легендарные герои, отличались воинственностью, высоким ростом и необыкновенной силой.
Чудь
богатырская воюет с нападающими врагами с демонами и потусторонними силами.
Слайд 33
Чудские богатыри часто обладают сверхъестественными силами и имеют
власть над своим народом.
В преданиях богатыри – основатели ряда
селений, чудских городищ (каров), располагавшихся на высоких берегах рек.
Известны названия некоторых городищ:
Курогкар, Ошмыс, Быльдогмыс, Карла.
Городища были связаны между собой подземными ходами, дорогами.
Слайд 35
С приходом православной веры единство чуди богатырской нарушается.
Чудины
принявшие православную веру отныне называют себя «коми».
Названия большинства
народов мира восходят к значению «люди», «человек», «мужчина». «Homo» -с латинского- человек, «хум» - с хантыйского- человек, «ком» - с мансийского- мужчина. Cамоназвание Коми восходит именно к этим словам.
Другие чудины не желая принимать новую веру погребают себя в собственных домах.
Слайд 36
Жили чудины в домах - землянках. Не
желая принимать новую веру, чудины целыми семьями заходят в
землянки и обрушивают на себя крыши, подрубив опорные столбы. Места самопогребений называют «чудскими» ямами.
Городища чуди находились на холмах, которые и сейчас называются «чудские». Найденные в таких местах крупные человеческие кости считают останками чудских богатырей.
Слайд 37
На месте древних городищ, на чудских могилах ещё
в начале 20 века совершались обряды поминовения Чуди: «важэсö
касьтылöм» - «поминки древних».
У коми до наших дней сохранилось понятие
«Важ йöз» - «древние люди», мифические первопредки, Чудь.
На авторитет «Важ йöз» и сейчас принято ссылаться в любой бытовой ситуации:
«Важ йöз тай шулöмаöсь» - «старые люди-то говорили».