Слайд 2
Строгий стиль»
–совпадает по времени с эпохой
Возрождения, т.е. XIV-XVIвв.
«Свободный стиль»
- конец XVII, первая половина
XVIII вв,-творчество И.С.Баха и Г.Ф. Генделя.
Полифония нового времени, XXв.
Слайд 3
Полифония – одно из важнейших выразительных средств музыки,
основанное на одновременном звучании нескольких самостоятельных голосов.
Греческое название
«poli»- много, «phone»- звук, т.е.многоголосие.
Слайд 4
Органум
–наиболее ранний вид многоголосия, а также одна
из простейших форм музыки. Происхождение термина «opganum» -орудие, инструмент)
даёт основание полагать, что в этой ранней многоголосной композиции подчеркивались именно инструментальные (органные) возможности одновременного звучания нескольких голосов, в противовес одноголосному типу изложения
Слайд 5
«Подвешенный органум»-
один голос исполнял мелодию григорианского хорала,
а другой повторял или долго выдерживал один звук.
Слайд 6
«Григорианский хорал»
-общее название культовых напевов, узаконенных папской властью
на рубеже VI-VIIвв, и составивших музыкальную основу католического богослужения.
Слайд 9
Если голоса двигались в противоположных направлениях, то такой
органум назывался «Блуждающим» и подвергался официальному запрету.
Слайд 10
Диафония –есть соответственно подходящее разногласие, выполняемое по меньшей
мере двумя певцами, так что один ведет основную мелодию,
а другой искусно бродит по другим звукам. Оба они иногда сходятся в унисоне или октаве. Этот способ пения обычно называют органум, оттого, что человеческий голос , умело расходясь, звучит похоже на инструмент, называемый органом. Слово «диафония» означает двойной голос или расходящийся с основным.
Коттоний.
Слайд 11
Дискант
–(познелат. Discantum-пение
врозь, расчленённое пение)- одна
из наиболее совершенных форм раннего многоголосия. Дискант представлял собой
более свободную композицию. Основной напев передавался нижнему голосу, а верхний искусно расцвечивался различными вокальными украшениями, был ритмически богаче и гораздо подвижнее основного напева.
Слайд 13
Кондукт-
одна из форм раннего многоголосия,
которым обычно сопровождались уличные
шествия.Возникший первоначально как элемент интермедии, кондукт впоследствии
приобрёл качество светского
жанра и получил широкое распространение в городской музыкальной жизни. Был первоначально одноголосным, а затем стал многоголосным.
Слайд 19
Мотет
– жанр вокальной многоголосной музыки,
первоначально зародившийся во Франции. Истоки его восходят к ранним
формам церковной полифонии. В Мотете своеобразно преломились черты органума, кондукта и дисканта.
Слайд 21
Полифонию принято разделить на 3 вида:
-Подголосочная;
-Имитационная;
-Разнотемная или контрастная.
Слайд 22
Подголосочная полифония -
это такой вид полифонии, при котором
все голоса играют на инструментах одну и туже мелодию,
но в более или менее различных вариантах одновременно.
Слайд 26
Имитационная полифония:
Имитация (лат. Imitation - подражание)-приём музыкального изложения,
когда тема или небольшой мелодический оборот, прозвучавший в одном
из голосов, повторяется другим голосом, как бы подражая первому, «имитируя» его.
Слайд 28
Инвенция –
(лат. Inventio – выдумка, изобретение),
небольшая инструментальная
пьеса полифонического склада, главным образом двухголосная.
Слайд 30
Прелюдия-
(лат.praeludo- вступление)-инструментальная пьеса свободной формы, распространённая с
XVв., и служившая вступлением к следующей за ней пьесе.
Слайд 32
Канон-
(греч. Kanon-правило, образец)-приём полифонического письма, основанный на
имитации, а также один из самых рапространенных жанров вокального
многоголосия эпохи Средневековья.
вида канонов:
Бесконечный
- где конец мелодии непосредственно переходил в
начало.
Обращённый
-с зеркальным строением темы.
Загадочный
- где исполнителям предлагалось распознать момент вступления имитирующих голосов.
Слайд 36
Фуга –
(лат. Fuga-бег, бегство)-многоголосное полифоническое произведение, основанное
на очередном изложении и развитии темы в разных голосах.
Форма фуги- имитационно – полифоническая. Большинство фуг имеет трехчастное строение.
Слайд 38
Фугетта –
небольшая, несложная фуга. По -итальянски, буквально fugetta—маленькая
фуга. Фугеттами обычно называют произведения, написанные в форме фуг,
но небольшие по размеру и не заключающие в себе значительного развития.
Слайд 40
Разнотемная полифония-
развивается особенно в крупных формах, таких
как опера, симфония, концерт, увертюра, оратория и т.д.