Слайд 2
Макси́м Го́рький, также известный как Алексе́й Макси́мович Го́рький
(при рождении Алексе́й Макси́мович Пешко́в; 16 (28Макси́м Го́рький, также
известный как Алексе́й Макси́мович Го́рький (при рождении Алексе́й Макси́мович Пешко́в; 16 (28) марта 1868Макси́м Го́рький, также известный как Алексе́й Макси́мович Го́рький (при рождении Алексе́й Макси́мович Пешко́в; 16 (28) марта 1868, Нижний НовгородМакси́м Го́рький, также известный как Алексе́й Макси́мович Го́рький (при рождении Алексе́й Макси́мович Пешко́в; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империяМакси́м Го́рький, также известный как Алексе́й Макси́мович Го́рький (при рождении Алексе́й Макси́мович Пешко́в; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя — 18 июняМакси́м Го́рький, также известный как Алексе́й Макси́мович Го́рький (при рождении Алексе́й Макси́мович Пешко́в; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя — 18 июня 1936Макси́м Го́рький, также известный как Алексе́й Макси́мович Го́рький (при рождении Алексе́й Макси́мович Пешко́в; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя — 18 июня 1936, ГоркиМакси́м Го́рький, также известный как Алексе́й Макси́мович Го́рький (при рождении Алексе́й Макси́мович Пешко́в; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя — 18 июня 1936, Горки[1]Макси́м Го́рький, также известный как Алексе́й Макси́мович Го́рький (при рождении Алексе́й Макси́мович Пешко́в; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя — 18 июня 1936, Горки[1], Московская областьМакси́м Го́рький, также известный как Алексе́й Макси́мович Го́рький (при рождении Алексе́й Макси́мович Пешко́в; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя — 18 июня 1936, Горки[1], Московская область, СССРМакси́м Го́рький, также известный как Алексе́й Макси́мович Го́рький (при рождении Алексе́й Макси́мович Пешко́в; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя — 18 июня 1936, Горки[1], Московская область, СССР) — русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократамМакси́м Го́рький, также известный как Алексе́й Макси́мович Го́рький (при рождении Алексе́й Макси́мович Пешко́в; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя — 18 июня 1936, Горки[1], Московская область, СССР) — русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, находившийся в оппозиции царскому режиму, Горький быстро получил мировую известность.
Слайд 3
Как это ни удивительно, до сих пор никто
не имеет о многом в жизни Горького точного представления.
Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил:
«Не писать же мне в литературе — Пешков…»
Подробнее о его биографии можно узнать в его автобиографических повестях «Детство», «В людях», «Мои университеты».
Чехов и Максим Горький
Слайд 4
Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) — сын солдата,
разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим
пароходной конторой, умер от холеры.
Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки
Слайд 5
Детство писателя прошло в доме деда Василия
Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал
владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).
Слайд 6
В 1884 году попытался поступить в Казанский университет. Познакомился
с марксистской литературой и пропагандистской работой.
В 1888 году — арестован за
связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находился под постоянным надзором полиции.
В октябре 1888 года поступил сторожем на станцию
ДобринкаДобринка Грязе-Царицынской железной дороги.
Впечатления от пребывания в Добринке послужат основой для автобиографического рассказа «Сторож»
и рассказа «Скуки ради».
В январе 1889 года, по личному прошению (жалобе в стихах), переведён на станцию Борисоглебск,
затем весовщиком на станцию Крутая
Весной 1891 года отправился странствовать по стране и дошёл до Кавказа.
Слайд 7
Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное
училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая
работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».
Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюго, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра.
В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги
Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.
Слайд 8
Горький начинал как провинциальный газетчик. Псевдоним М. Горький
появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был
напечатан первый рассказ «Макар Чудра».
Слайд 9
Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны
в «Волжском вестнике», «Самарской газете», «Нижегородском листке» и др.
В 1895,
благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»).
1896 — Горький пишет отклик на первый кинематографический сеанс в Нижнем Новгороде
В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех.
В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. ЧеховаА. П. Чехова и Л. Н. Толстого.
Слайд 10
В 1901 году M. Горький обратился к драматургии. Создаёт пьесы
«Мещане» (1901), «На дне» (1902).
19041904—1905 годы — пишет пьесы «Дачники»,
«Дети солнца», «Ва́рвары».
1906 год1906 год — M. Горький едет за границу, создает сатирические памфлеты о «буржуазной» культуре Франции1906 год — M. Горький едет за границу, создает сатирические памфлеты о «буржуазной» культуре Франции и США («Мои интервью», «В Америке»). Пишет пьесу «Враги», создаёт роман «Мать». Из-за туберкулёза создаёт роман «Мать». Из-за туберкулёза Горький поселяется в Италии создаёт роман «Мать». Из-за туберкулёза Горький поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет (с 1906 по 1913).
На Капри Горький пишет «Исповедь» (1908), где чётко обозначились его философские расхождения с Лениным и сближение с Луначарским и Богдановым.
Слайд 11
Вершина раннего творчества, пьеса «На
дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К.
С. Станиславского в Московском художественном театре (1902)
Другие пьесы Горького — «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) — не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.
Слайд 12
Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз
подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его
избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии).
В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И.Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание»,
где печатались
И. А.Бунин, Л.Н.Андреев,
А.И.Куприн, В.В.Вересаев,
Е.Н.Чириков, Н.Д.Телешов,
А.С.Серафимович и др.
Слайд 13
После поражения революции 1905-07 Горький
эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил
пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907).
Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По Руси» (1912-17).
Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».
Слайд 14
Первая мировая война тяжело отразилась на
душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его
идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом.
Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий.
Слайд 16
Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В «Несвоевременных мыслях»
(цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918
вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране.
Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).
Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.)
Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
Слайд 17
С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции,
куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в
Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой.
Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36).
Слайд 18
В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский
Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его
60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством.
Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет.
Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства — фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина.
Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.