Слайд 2
Граф А.Р., ГАПОУ ИО АТОПТ, г. Ангарск
Хочу, чтобы
вы, дорогие читатели,
Недаром за чтением время потратили. Б. Заходер
Школа
– вне идеологии… Национальная идея? Как учить любви к Родине, к нашим святыням? Откуда берутся «казанские» и др. стрелки?
М. Гелприн «Свеча горела»
Слайд 3
Снижение интереса к чтению – проблема.
Сложно привлечь студентов
к чтению русской классики – проблема.
Классика интересна только старшему
поколению – проблема…
Что делать?
Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых.
Фазиль Искандер
Слайд 4
Книга — великая вещь, пока человек умеет ею
пользоваться.
А.Блок
Искать выход! Критическое мышление - важный инструмент универсальной
технологии.
М. Гелприн «Свеча горела»
Слайд 5
Книга — великая вещь, пока человек умеет ею
пользоваться.
А. Блок
Ученики или не читают вовсе, или читают
такие книги. Так пишут некоторые студенты при выполнении задания – рассказать, чем им запомнилась прочитанная книга. Это еще не самое характерное (то есть трупы, оборотни и др.).
Слайд 6
В книгах живут думы прошедших времен.
Томас Карлейль
Слайд 7
Кто много читает и много ходит, тот
много видит и много знает.
Мигель де Сервантес Сааведра
Фантастический
рассказ «Гигиена»: связь с современной жизнью. Эпидемия инфекционной болезни поразила город (коронавирус сегодня?). Молодой человек, переболевший этой заразой и выживший, ходит по домам и подсказывает, как вести себя в случае болезни (положительный герой; положительного и вообще образа часто нет в современной литературе). Общая беда не только сплачивает семью, но и вызывает ненависть друг к другу, стремление думать о себе в первую очередь, а не о других.
Слайд 8
Чтение — пассивное творчество.
В. Токарева
«Однако кошка все
мяукала, как в том знаменитом рассказе, где муж убил
жену и заложил ее кирпичной стеной, а следствие пришло и по мяуканью в стене разобралось, в чем дело, поскольку вместе с трупом в стене был замурован любимый кот хозяйки и жил там, питаясь ее мясом…» - такие моменты наиболее интересны некоторым студентам.
Слайд 9
Человек с хорошей книгой в руках никогда не
может быть одиноким.
Карло Гольдони
Пристрастие к темным сторонам человеческого
бытия, отказ от чтения старой доброй классики многими нашими студентами.
Слайд 10
Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию
грамоты.
Д.И. Писарев
Рассказ «Чудесный доктор» А. Куприна. Отчаявшемуся Мерцалову, не
знающему, как помочь попавшей в беду семье, встречается старый доктор. Он без раздумий помогает Мерцаловым, выписывает бесплатный рецепт, оставляет на столе деньги. Это профессор Пирогов — Мерцаловы находят на пузырьке с лекарством его имя.
«Точно благодетельный ангел снизошёл» в семью Мерцаловых.
Слайд 11
Чтение – вот лучшее учение!
А. С. Пушкин
Чем добрая
русская классика отличается от современной литературы (на примере рассказов
Л. Петрушевской и др.)?
Слайд 12
Читать и не понимать – то же, что
совсем не читать.
Я. Коменский
Классика учит добру, духовности, справедливости, вере
в человека («Война и мир»: жизнь прекрасна; Пьер Безухов способен бескорыстно поделиться богатством…)
Слайд 13
Книга- это друг, советчик. Это источник многих добрых
мыслей, чувств, знаний.
Ю.А. Гагарин
«Преступление и наказание»: никто не имеет права распоряжаться чужой жизнью, нельзя «убивать в себе Бога…»
Слайд 14
Книги делают человека лучше, а это одно из
основных условий и даже основная, чуть ли не единственная
цель искусства.
И. Гончаров
«Демон» М. Лермонтова: смертный грех гордыни.
Гордыня – это одиночество, отверженность, трагедия и т.д.
Слайд 15
Книги делают человека лучше, а это одно из
основных условий и даже основ
ная, чуть ли не единственная
цель искусства.
И. Гончаров
Поэзия С. Есенина: если бы все мы так же любили свою страну!..
Слайд 16
Книги делают человека лучше, а это одно из
основных условий и даже основная, чуть ли не единственная
цель искусства.
И. Гончаров
Русская классика – феномен, наше общее достояние.
Мы многое потеряли, но русская литература – это еще есть у нас, важно обращаться к ее богатым возможностям.
Слайд 17
Учитесь и читайте! Читайте книги серьезные. Жизнь
сделает остальное.
Ф.М. Достоевский
Е. Евтушенко в Оклахоме: признание американских
студентов; феномен русской литературы
Слайд 18
Учитесь и читайте! Читайте книги серьезные. Жизнь
сделает остальное.
Ф.М. Достоевский
В России всегда была цензура, русский
писатель был «больше, чем поэт» - философом, борцом, защитником народа.
Слайд 19
Чтение – это соучастие в творчестве.
М.
Цветаева
Найти в биографии писателя интересное.
М. Салтыков-Щедрин курил, не
отличался хорошим поведением. Писал крамольные книги, будучи вице-губернатором.
«Русский Робеспьер» - кличка неподкупного вице-губернатора.
Слайд 20
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Русская классика очень интернациональна. Прадед А. Пушкина – знаменитый
арап Петра Великого. Мать В. Жуковского – турчанка, А. Фета – немка.
Шотландец Томас Рифмач – предок М. Лермонтова, татарский князья в роду И.Тургенева, А. Ахматовой. Польско-литовские корни у М. Цветаевой, бурятские – у А. Вампилова…
Слайд 21
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Важно: в России проживает более 100 народов, у нас
нет национального вопроса.
Палестина и Израиль - ?
Слайд 22
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Произведения написаны в разное время, разными авторами, это важно
учитывать при их изучении. До 1917 года писатели жили в христианской стране.
Слайд 23
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Словеснику важно учитывать эпоху и личность автора, жившего в
другое время, помнить о христианской трактовке некоторых программных произведений.
Слайд 24
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Многие произведения изучались через идеологическую призму, некоторые книги не
были известны широкому читателю. Старшее поколение не знало литературы Русского зарубежья.
Слайд 25
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Не вся «возвращенная» литература - благо. Роман «Мастер и
Маргарита» М. Булгакова запрещен Русской Православной Церковью. Вдумчивый подход к изучению таких книг – условие успешной работы преподавателя.
Слайд 26
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Русский человек постоянно подвергался испытанию веры. Литература отразила это
в противоборстве духовных стремлений, запечатлела в слове и образе опыт веры и безверия.
Слайд 27
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - это и
фантастическая сказка о любви; и мистика. Православный человек - и сатана… Сказочное путешествие Маргариты, но: «для участия в шабаше надо отречься от Бога, попрать Крест…ведьме натереться мазью из печени некрещеных младенцев…».
10 актеров ушли из жизни. А. Галибин.
Слайд 28
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Слово, обладая огромной силой, может «распахнуть» душу человека. Читать
такие книги нужно очень осторожно: слово «черт» в романе упоминается 60 (!) раз. Все замыкается на дьяволе (оборотничество, ведьмы, трупы, жестокие сцены и др.).
Слайд 29
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Молодежь с интересом смотрит жестокие сцены в фильме по
роману (отрывание головы конферансье и др.). Роман - гностическая форма трансформации христианства. Осторожно!
Слайд 30
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Праведничество – странно, несовременно. Зачем думать о ком-то, умирать
за кого-то?
Но «Очарованный странник», жаждущий этого? А русские миротворцы? Солдаты, спасатели?
Русскому человеку нужна высокая идея, цель, ради которой он может все преодолеть!
Слайд 31
Творчество А. Солженицына – борьба добра со злом,
а не критика коммунизма. Модель мира – соединение трех
миров, подобное устройству русской души.
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Слайд 32
Чтение – это соучастие в творчестве.
М.
Цветаева
Антимир – это поселок Торфопродукт на болоте,
где добывают торф из чрева земли – обиталища духов. Поселок Высокое Поле – противопоставление Торфопродукту. У людей всегда есть свобода выбора миров.
Слайд 33
Чтение – это соучастие в творчестве.
М.
Цветаева
«Матренин двор»: двор Матрены выдерживает натиск рационально-технической
человеческой «цивилизации».
Матрена «распахивает» душу навстречу вселенской гармонии. Русские всегда стремились к «горнему».
Русь в образе Матрены находит силы выстоять, сберечь духовность, уходящую из нашей жизни.
Слайд 34
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Труд преподавателя всегда творческий: ситуации разные. Технология творческого развития
способствует непрерывному развитию и саморазвитию студентов. Урок – диалог обучающегося и обучающего, совместное творчество.
Слайд 35
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Какие формы и методы использую для привлечения интереса
к дисциплине?
Слайд 36
Чтение – это соучастие в творчестве.
М.
Цветаева
Принципы сотворчества:
а) поисково-творческий метод – на первом
месте;
б) диалоги сотворческого общения;
в) принятие любых мнений;
г) поддержка открытий учеников, их творческого мышления;
д) признание творческого потенциала личности.
Слайд 37
Чтение – это соучастие в творчестве.
М.
Цветаева
Центр обучения – сюжетообразующий микротекст.
Кульминация может не
вместиться в границы пройденного, стать продолжением уроков, закончиться проблемой, ответом или новым поиском, сходным по логике. Совместное творчество не противоречит жизненным установкам студентов и их внутренним резервам.
Слайд 38
Чтение – это соучастие в творчестве.
М.
Цветаева
Обучающийся без принуждения учится мыслить самостоятельно. Учитель
и ученик сообща делают открытия, а это всегда важно в педагогике.
Слайд 39
Чтение – это соучастие в творчестве.
М.
Цветаева
Методика сотворческого урока требует новой подготовки. Нетрадиционное домашнее
задание по русскому языку по теме «Средства выразительности в тексте» предполагает обращение к текстам по литературе, построено с учетом межпредметной связи.
Слайд 40
Чтение – это соучастие в творчестве.
М.
Цветаева
Прочитайте гл. 3 рассказа М. Горького «Челкаш».
Выпишите средства художественной выразительности, распределяя их по группам. Например:
1)Метафоры: рука змеей обвилась, летел птицей, ….
2) Эпитеты: мутный взгляд, пепельный туман... .
3) Фразеологизмы: ..., ... .
4) Олицетворения: море глухо роптало, … .
5) Сравнения: вздрогнув, как струна, ...
6) …, …
Слайд 41
Чтение – это соучастие в творчестве.
М.
Цветаева
Разноуровневые задания (по выбору):
I – подобрать
средства художественной выразительности к рисунку Казанцевой В.
II - выписать средства художественной выразительности из 3 ч. рассказа; написать сочинение-мини «Кто из героев вызывает уважение?»
III - подобрать из романа «Война и мир» средства художественной выразительности к рисунку Деминой В.
Слайд 42
Чтение – это соучастие в творчестве. М.
Цветаева
Слайд 43
Значимость альтернативного урока – в возможности учиться вместе
со своими учениками. Такой урок напоминает о данной человеку
способности к творчеству, о нравственном выборе. Возможно, студенты сделают свой выбор с нашей помощью.
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Слайд 44
Другие способы привлечения внимания: рисунки по представлению, кроссворды,
вопросы и др. Лучшие работы как способ мотивации отправляю
на педсайты, где учителя России могут обратиться к работам наших студентов.
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Слайд 45
Чтение – это соучастие в творчестве. М.
Цветаева
Слайд 46
Чтение – это соучастие в творчестве. М.
Цветаева
Слайд 47
Чтение – это соучастие в творчестве. М.
Цветаева
Слайд 48
Чтение – это соучастие в творчестве. М.
Цветаева
Слайд 50
Чтение – это соучастие в творчестве. М.
Цветаева
Слайд 51
Чтение – это соучастие в творчестве. М.
Цветаева
Слайд 52
Чтение – это соучастие в творчестве. М.
Цветаева
Слайд 53
Чтение – это соучастие в творчестве. М.
Цветаева
Слайд 54
Чтение – это соучастие в творчестве. М.
Цветаева
Слайд 55
Чтение — пассивное творчество.
В. Токарева
Слайд 56
Перестать читать книги — значит перестать мыслить. Ф.
Достоевский
.
Слова умеют говорить.
Кричать от счастья или плакать.
Глазами можно ободрить.
С
ума свести, заставить плакать.
Словами можно обмануть –
Глазами это невозможно.
Во взгляде можно утонуть,
Если смотреть неосторожно.
Стихотворение Нефедьевой Д.
(отклик на «Молчание» Ф. Тютчева)
Слайд 57
Сочинение-рассуждение
«Кому на Руси жить хорошо«
Алексеенко Алина
Думая над вопросом, кому же на Руси-матушке жить хорошо,
я просмотрела очень много информации, в том числе и стихов. И, хотя мы уже двадцать лет живем в новом веке, я сама родилась в начале двадцать первого века, мне пришлось по душе именно это стихотворение не очень известной для меня Ираиды Мордовиной. Оно написано уже давно, автор говорит о вступлении в новый век, но, к сожалению, еще существуют в нашей стране названные Мордовиной проблемы. Например, действительно, часто «без денег нас не лечит врач», я видела летом по дороге на Байкал незасеянные поля, полузаброшенные деревни. Почему же мы так живем? И когда, наконец, мы будем «весело, вольготно жить на Руси»?
Очень непростой вопрос, много умных, достойных людей пытались и пытаются ответить на него. Я думаю, надо обратиться к поэме Николая Алексеевича Некрасова, где автор с болью размышляет о родине, народе, о его горькой доле, ….
План сочинения
1.Вступление
Когда мы будем «весело, вольготно жить на Руси»?
2.Основная часть
1)Николай Некрасов – народный поэт России
2)Стал народ жить лучше?
3)«Ты и убогая, ты и обильная, матушка-Русь»
3.Заключение
Как стать счастливым?
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Слайд 58
г. Ангарск, ГАПОУ ИО АТОПТ
Савчук Татьяна
Преподаватель Граф Анна
Родионовна
Уважаемый Лев Николаевич!
В первых строках своего письма
я хочу выразить свое восхищение Вами и вашими книгами, которые не утратили своей ценности и в наше время.
Среди Ваших книг, конечно же, главное место занимает «Война и мир». Таких книг не было и не будет в мировой литературе. Каждый читатель найдёт в ней что-то интересное, ценное для себя. Вот и я пришла к мысли, что, несмотря на все ужасы войны, пороки и недостатки людей, Вы прославляете нашу жизнь в её природном течении и её естественных проявлениях, показывая это через поведение человека. Нам говорили на уроке литературы, что смысл жизни человека – в счастье жить на земле, в стремлении выполнять своё высокое назначение, а именно следовать добру и правде.
С этим нельзя поспорить, каждый нормальный человек это понимает. Но в наше время, в двадцать первом веке, следовать добру и правде становится труднее. Часто добрых людей принимают за чудаков, несовременных людей, а проявление доброты стало считаться слабостью, недостатком. Даже если кто-то и видит несправедливость по отношению к кому-то, он не поспешит на помощь. Так он поступает не со зла, а боится выглядеть слабым.
Как же тогда быть? Если следовать добру и правде трудно, можно самому пострадать, помогая кому-то. Но если все будут так думать, это тоже неправильно. Какой совет Вы, Лев Николаевич, дали бы нам? К вам за советом шли в своё время разные люди. Вот и я хотела бы его получить…
Савчук Татьяна
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Слайд 59
Чтение – это соучастие в творчестве. М.
Цветаева
Слайд 60
Русский писатель, который «…в России не только поэт»,
ведет нас по трудному, но верному пути. Читатель свободен
в выборе истинного и бездарного, высокодуховного и низкопробного. Главное, чтобы наши ученики умели это видеть и отличать, делать правильный выбор.
Чтение – это соучастие в творчестве.
М. Цветаева