Слайд 2
Пояснительная записка.
Кроссворд по музыке предназначен для учащихся 7
классов, изучающих предмет по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной. Задания
составлены по темам III четверти: «Музыкальная драматургия - развитие музыки», «Симфоническая музыка», В.А.Моцарт «Симфония № 40», Л.В.Бетховен «Симфония №5», Ф.Шуберт «Симфония № 8» («Неоконченная»), Д.Шостакович «Симфония № 7» («Ленинградская»).
Кроссворд позволит проверить полученные на уроке знания. Особенности драматургии симфонической музыки. Основные принципы развития музыки; способы музыкальной разработки драматическо-симфонического жанра. Приёмы развитие: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Понятие симфония. Особенности строения симфонии: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве Й. Гайдна, В.А.Моцарта, Л.В.Бетховена, Ф.Шуберта, Д.Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Сюжетные линии всех частей симфонии.
Слайд 3
Цель
Продолжить рассмотрение темы года обучения на уроках
музыки в 7 – м классе по программе «Музыка.
7 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина «Музыкальная драматургия сценической, камерной и симфонической музыки» на примере знакомства с симфониями Й. Гайдна, В.А.Моцарта, Л.В.Бетховена, Ф.Шуберта, Д.Шостаковича. Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки. Ввести учащихся в эмоционально-образный строй западноевропейской и советской музыки на основе знакомства с жанром симфонии.
Задачи
Расширить знания о понятии симфония, как жанре инструментальной музыки; музыкальной драматургии симфонии; воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.
Слайд 4
Ключевое слово
(по горизонтали).
1 . Программное название седьмой
симфонии Дмитрия Шостаковича. Это великое произведение, отражает не только
волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории.
Слайд 6
2. С тремоло каких ударных инструментов открывается 103
симфония Йозефа Гайдна. Симфония 103 «С тремоло литавр» помогает
нам понять мироощущение автора. Музыка открывает для слушателя другой мир, в котором царит гармония и простота жизни. Свет и радость, оптимистичный финал – все это так характерно для творчества Йозефа Гайдна. Впервые эта симфония прозвучала со сцены Королевского Лондонского театра «Covent Garden».
Слайд 8
3. На протяжении своей жизни этот величайший симфонист,
гениальный мастер сонатного письма создал девять симфоний. Каждая из
них обобщала целый этап творческих исканий, каждая раскрывала свой неповторимый круг образов и идей. В Девятой симфонии композитор возвращается к теме трагической борьбы и оптимистического жизнеутверждения. В финал которой вводит торжественных хор на стихи И.Гёте «Ода к радости».
Слайд 10
4. Какое название было дано 8 симфонии Ф.Шуберта.
В ней композитор поднимает вечные вопросы о судьбе человека.
В двухчастном цикле, словно отчаянно задается вопрос: «В чем разница между вымыслом и фантазией, где найти границы реальности?»
Благодаря композитору, появился новый лирико-драматический тип симфонии в инструментальной музыке.
Слайд 12
5.Назовите приём музыкального развития, который состоит из темы и её
изменённых повторений (А А1 А2 А3 и т.д.). Это
музыкальный приём, в котором происходят изменения темы, но такие, при которых «лицо» этой темы всё время узнаётся.
Слайд 14
6. «Вершина» в музыке — момент наивысшего напряжения
в музыкальном произведении или какой-либо относительно завершённой его части.
Слайд 16
7. Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников
таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Его называли «отцом симфонии».
Автор 104 симфоний. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Слайд 18
8. Австрийский композитор, один из основоположников романтизма в
музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций («Серенады», баллады «Лесной
царь», «Ave Maria»), девяти симфоний, в том числе «Неоконченной», а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.
Слайд 20
9. Австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Автор 41 симфонии, в
том числе программной «Юпитер». По свидетельству современников, обладал феноменальным
музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Самый молодой член Болонской филармонической академии (с 1770 года) за всю её историю, а также самый молодой кавалер ордена Золотой шпоры (1770).
Слайд 22
10. Как называется ведущая тема или лейтмотив всей
5 симфонии Л.Бетховена. Это легко узнаваемый элемент первой части
симфонии, двойной мотив из четырёх тактов.
Слайд 24
11.Как называется ведущая тема первой части «Ленинградской» симфонии
Дмитрия Шостаковича. Эта тема отражает мир войны, гнева и
смерти. Примитивная мелодия в сопровождении ударных инструментов проводится 11 раз.
Слайд 26
12. В его судьбе было все – международное
признание и отечественные ордена, голод и травля властей. Его
творческое наследие беспрецедентно по жанровому охвату: 15 симфоний («1905 год», «1917 год») и оперы («Леди Макбет Мценского уезда»), струнные квартеты и концерты, балеты («Золотой век», «Болт») и музыка к фильмам («Молодая гвардия», «Овод»). Новатор и классик, творчески эмоциональный и человечески скромный.
Слайд 28
13. Назовите приём музыкального развития в котором, после
изложения темы в одном голосе, она повторяется в других
голосах.
Слайд 30
14. Большое музыкальное
произведение для оркестра, обычно состоящее из 4
частей, из которых первая и часто последняя
написаны в сонатной форме «Allegro», 2 часть «Аndante», 3
часть «Менуэт».