Слайд 2
Результатом итогового сочинения может быть зачёт или
незачёт. Указанный результат итогового сочинения заносится в аттестат вместе
с названием темы итогового сочинения.
Учащимся, которые получат неудовлетворительную оценку, дадут возможность переписать сочинение.
Если в декабре ученик получит "незачёт", то написать заново сочинение можно будет в первую среду февраля и мая.
Слайд 3
Инструкция для выпускников
Выберите только ОДНУ из предложенных
ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту
тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Слайд 4
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые
сочинения, соответствующие установленным требованиям:
Требование № 1. «Объем итогового
сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Слайд 5
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое
сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения)
из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Слайд 6
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет»
за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу
в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
Слайд 7
Инструкция для выпускников
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание
на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
Сочинение пишите чётко
и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
Время написания составит 3 часа 55 минут.
Слайд 8
Как будет оцениваться сочинение?
Сочинение оценивается по пяти
критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачета»
за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
Слайд 9
Как будет оцениваться сочинение?
При выставлении оценки учитывается
объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в
сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Слайд 10
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку
содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её
раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.
Слайд 11
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает
на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения
на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала.
Слайд 12
от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет,
характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в
единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
Слайд 13
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения
логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные
мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Слайд 14
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку
речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную
лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
Слайд 15
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет»
ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные
ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Слайд 16
Вуз вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения,
в том числе на основе предложенных.
Сочинение оценивается по десяти
критериям и с учетом его объема.
Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
Слайд 17
Особенности сочинения
1. Должна быть опора на литературные
произведения.
За основу сочинения берётся исключительно литературный материал. Нельзя сдавать
работу, где вся её структура строится только на личных взглядах и рассуждениях.
2. Школьники должны будут показать в сочинениях не только знание художественного текста, но и высказывать свои собственные мысли.
Слайд 18
Схема сочинения
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Размышления об отражении проблемы в литературе,
анализ литературных произведений в соответствии
с проблемой
Возможны краткие
собственные комментарии по
проблеме, ее отражении в литературе
ВЫВОД
Собственные размышления по проблеме
ВСТУПЛЕНИЕ
Собственные размышления
по проблеме
Слайд 19
Тематические направления
«Верность и измена»
«Равнодушие и отзывчивость»
«Цели и средства»
«Смелость
и трусость»
«Человек и общество»
Слайд 20
Тематические направления
Каждое тематическое направление включает два понятия, по
преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных
тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
Слайд 21
Все названные темы находили свое отражение уже в
мифах Древней Греции, в Библии, Коране, в произведениях В.Шекспира.
В русской литературе все они освещены еще в «Слове о полку Игореве».
А.Грибоедов, А.Пушкин, М.Лермонтов, Л.Толстой, Ф.Достоевский, М.Булгаков и др. размышляли над названными проблемами, так как человек всегда пытался найти ответы на общечеловеческие нравственные вопросы, решить проблему нравственного выбора.
Однако каждый автор по-своему показывал и сам выбор, и духовные переживания героев.
Слайд 22
Отношения человека и общества показаны и у А.Грибоедова
в его произведении «Горе от ума», и у А.Пушкина
в «Евгении Онегине», и в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание», но раскрываются они в разных аспектах.
Чацкий презирает фамусовское общество, открыто отстаивает свои убеждения и за это гоним теми, кого обличает.
Онегин разочарован в идеалах высшего общества, но подчиняется его законам.
Татьяна ничего не отрицает и никого не презирает, а просто живет по высшим законам христианской морали. Раскольников противопоставляет себя обществу, он создает теорию, следуя которой, по его мнению, можно изменить жестокий мир, но в основе теории законы этого же мира, основанные на бесчеловечной морали.
Слайд 23
Выводы
Сформулированные направления – это еще не темы сочинения.
К сочинению необходимо готовиться, ориентируясь на эти направления, но
при этом необходимо учитывать, что конкретные темы могут быть очень разнообразны.
Именно поэтому не следует по одному направлению использовать при подготовке только одно произведение, необходимо учитывать все возможные аспекты раскрытия предложенного направления.
Слайд 24
Выводы
Одна и та же вечная проблема может звучать
во многих произведениях, но раскрывается она по-разному, каждый автор
видит свои аспекты ее освещения. То есть при написании сочинения по конкретно сформулированной теме сочинения можно использовать различные произведения и выбор этих произведений богат, но необходимо учитывать, как сформулирована тема сочинения и в каком произведении концепция автора соответствует этой формулировке.
Не рекомендуем готовиться только по одному направлению или с опорой на одно произведение.
Слайд 25
Выводы
В одном произведении могут быть раскрыты все или
почти все вечные темы/проблемы, прозвучавшие в формулировках направлений, то
есть одно произведение может стать источником примеров по всем направлениям. Однако, как уже отмечалось выше, мы не рекомендуем вести подготовку к написанию итогового сочинения, используя только одно произведение, так как формулировка конкретной темы сочинения может оказать неожиданной и не соответствовать выбранному для подготовки единственному произведению.
Слайд 26
Выводы
Умение увидеть общее и различное в раскрытии сквозных
мотивов/тем/проблем становится определяющим при написании итогового сочинения.
Умение точно
понимать конкретную формулировку предлагаемой конкретной темы сочинения определяет успешность написания сочинения.
Недопустимо искажать концепцию автора анализируемого произведения.
Слайд 27
1. Верность и измена
В рамках направления можно рассуждать
о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности,
рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
Слайд 28
Смыслы, вкладываемые в слова «верность» и «измена»
Верность –
это морально-этическое понятие. Это стойкость и неизменность в чувствах,
отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Нарушение верности – измена.
Исходя из определения, мы можем говорить о верности/измене слову, долгу, любви, семье, близким, друзьям, себе, своим убеждениям, Родине, народу, присяге, призванию. Можно говорить о верности животных человеку.
Слайд 29
Верность и измена
Верность/измена могут пониматься на нескольких уровнях:
в отношениях человека с государством,
в отношениях человека с
обществом,
в отношениях человека с человеком,
в отношениях человека с самим собой.
Проблема столкновения верности и измены – это вечная проблема нравственного выбора человека.
Слайд 30
Особенности написания сочинения по направлению «верность и измена»
Выбор
между верностью и изменой – это сознательный нравственный выбор
человека. Верность требует силы характера, способности идти на жертвы, даже самопожертвования.
При подготовке к написанию сочинения можно проанализировать истоки верности и причины предательства, измены. Следует поговорить и о последствиях предательства, о важности верности и доверия.
Слайд 31
Верность/измена (как раскрывается тема в литературе)
Выбор между верностью
и предательством как сложная борьба, составляющая внутренний конфликт личности
Губительность
совершения предательства
Необходимость верности в жизни человека
Отступление от понятий чести, компромиссы с совестью.
Предательство своих идеалов.
Предательство Родины.
Моральное падение.
Слайд 32
Возможные темы по направлению «верность/измена» Родине, народу, присяге
Что
означает верность?
К чему приводит измена?
Нет выше идеи,
как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество. (Ф.М. Достоевский)
Верность Отечеству – основа личности.
Слайд 33
Возможные темы по направлению верность/измена слову, долгу, любви,
семье, близким, друзьям, себе, своим убеждениям, призванию, верности животных
человеку
Как, по-вашему, связаны понятия верность и любовь?
Как, по-вашему, связаны верность и дружба?
Может ли другом называться тот, кто изменил?
Можно ли простить предательство?
Слово, данное человеком.
Как Вы понимаете высказывание Плутарха: «Предатели предают прежде всего себя самих»?
Нужно ли быть верным самому себе?
Слайд 34
Возможные темы по направлению верность/измена слову, долгу, любви,
семье, близким, друзьям, себе, своим убеждениям, призванию, верности животных
человеку
Измена – вещь более позорная, чем убийство.
Как Вы понимаете высказывание Марии фон Эбнер-Эшенбах: «Хранить верность – это достоинство, познать верность – это честь».
Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество. (Ф.М. Достоевский)
Будь верен сам себе, и тогда последует за этим верность другим людям.
Актуальность проблемы верности и измены в современном мире.
Слайд 35
Возможные темы по направлению верность/измена слову, долгу, любви,
семье, близким, друзьям, себе, своим убеждениям, призванию, верности животных
человеку
«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». (А. де Сент-Экзюпери)
Как Вы понимаете слова героя произведения Д.Фонвизина: «Мне кажется, храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях»?
Мужество испытывается не только в минуту смертельной опасности, оно испытывается постоянно.
Почему так важно сохранять верность своему призванию?
Слайд 36
Возможные темы по направлению верность/измена слову, долгу, любви,
семье, близким, друзьям, себе, своим убеждениям, призванию, верности животных
человеку
Как Вы понимаете слова Рылеева: «Мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости»?
Почему так опасны компромиссы с совестью?
Как Вы понимаете слова Н.Гоголя: «Забирайте же с собою в путь, выходя из юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымите потом»?
Сложность нравственного выбора.
Слайд 37
Верность и измена (литературные произведения)
В.Шекспир «Ромео и Джульетта»
Н.М.Карамзин
«Бедная Лиза»
А.Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений
Онегин»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
М. Ю. Лермонотов «Песня про царя Ивана Васильевича…»
Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир»
И. Бунин «Тёмные аллеи»
А. П. Чехов «Ионыч»
Слайд 38
Верность и измена (литературные произведения)
М. Булгаков «Мастер и
Маргарита»
М. Шолохов «Судьба человека»
В. Каверин «Два капитана»
В. Быков
«Сотников»
Г.Н. Троепольский «Белый Бим черное ухо»
Г.Владимов «Генерал и его армия»
В.Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни»
Слайд 39
2. Равнодушие и отзывчивость
Темы данного направления нацеливают учащихся
на осмысление разных типов отношения человека к людям и
к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
Слайд 40
Смыслы, вкладываемые в слова «равнодушие» и «отзывчивость»
Равнодушие –
состояние человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему.
Равнодушие – это утрата способности кого-либо или что-либо любить.
Тема равнодушия может осмысляться в двух аспектах: равнодушие как состояние и равнодушие как отношение к миру, к людям.
Отзывчивость – положительное духовное, нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, как бескорыстие, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость.
Слайд 41
Особенности написания сочинения по направлению «равнодушие и отзывчивость»
Исходя
из определения, мы можем говорить о равнодушии/отзывчивости по отношению
друзьям, любимым, близким и малознакомым людям, к животным, природе, искусству, своим обязанностям, призванию, своей судьбе, своему делу, к безнравственным поступкам людей, к судьбе Родины.
Слайд 42
Равнодушие и отзывчивость
Равнодушие/отзывчивость могут пониматься на нескольких уровнях:
в отношениях человека с государством,
в отношениях человека с
обществом,
в отношениях человека с человеком,
В отношениях человека и мира, окружающего его (природа, животные)
в отношениях человека с самим собой.
Проблема равнодушия/отзывчивости – это вечная проблема нравственного выбора человека
Слайд 43
Особенности написания сочинения по направлению «равнодушие и отзывчивость»
Можно
проанализировать истоки отзывчивости и причины равнодушия, следует поговорить и
о последствиях равнодушия, о том, как равнодушие, проявляющееся в мелочах, может перерасти в нечто большее, обсудить вопрос актуальности проблемы равнодушия для нашего времени.
Необходимо говорить о важности отзывчивости как для других людей, так и для того, кто это качество проявляет.
Слайд 44
Особенности написания сочинения по направлению «равнодушие и отзывчивость»
Исходя
из определения, мы можем говорить о равнодушии/отзывчивости по отношению
друзьям, любимым, близким и малознакомым людям, к животным, природе, искусству, своим обязанностям, призванию, своей судьбе, своему делу, к безнравственным поступкам людей, к судьбе Родины.
Слайд 45
Почему нам необходима человеческая отзывчивость, милосердие
Милосердие необходимо тому,
кому нужна помощь, но оно значимо и для того,
кто эту помощь оказывает.
Для человека, которому помогли, доброе отношение других важно, так как решаются его проблемы. Но, самое главное, милосердное к нему отношение позволяет этому человеку по-новому посмотреть на окружающих людей. Он понимает, что он не один, что в мире много добрых людей.
Для человека, который оказывает помощь, милосердие тоже очень значимо. Он понимает, что кому-то нужен, что он поступил хорошо. Доброе дело позволяет проявить свои лучшие качества, потому что способность сопереживать, сочувствовать – это то, что принято называть человечностью.
Сознание, что ты отказал другому в помощи, может долго мучить человека. Совесть не позволяет нам быть равнодушными к чужой беде.
Слайд 46
Темы, раскрывающие проблему равнодушия и отзывчивости
Что такое равнодушие?
Трудно
ли быть отзывчивым?
Согласны ли вы с тем, что равнодушие
– это наивысшая жестокость?
Как Вы понимаете слова героя Ф.М.Достоевского: «Ведь надо же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели»?
Мы отвечаем за все, что делается вокруг нас.
Актуальность проблемы равнодушия и отзывчивости в современном мире.
Согласны ли Вы с тем, что равнодушный человек не способен любить?
Слайд 47
Темы, раскрывающие проблему равнодушия и отзывчивости
Как Вы понимаете
слова А. де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого
главного глазами не увидишь»?
Согласны ли Вы с высказыванием Д.Фонвизина: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»?
Почему равнодушие – неотъемлемая черта любой эпохи?
Может ли отзывчивость победить равнодушие?
Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?
Слайд 48
Темы, раскрывающие проблему равнодушия и отзывчивости
Отзывчивость истинная и
ложная.
Всегда ли нужно быть отзывчивым?
Может ли отзывчивость принести разочарование?
Нужно
ли бороться с несправедливостью?
Подтвердите или опровергните высказывание: «Равнодушие к искусству — явление всеобщее и непреходящее.»
Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, является высшим проявлением человечности?
«Не позволяй душе лениться» (Н.Заболоцкий)
Как Вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?
Чем опасно равнодушие?
Слайд 49
Равнодушие и отзывчивость (литературные произведения)
Д. Фонвизин «Недоросль»
А. Пушкин
«Капитанская дочка»
М. Лермонотов «Герой нашего времени»
Л. Толстой «Война
и мир»
Ф.Достоевский «Преступление и наказание»
В.Г.Короленко «Дети подземелья»
А.И.Куприн «Изумруд»
А.П.Чехов «Тоска», «Ионыч», «Палата № 6»
А.П.Платонов «Юшка»
М.Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Каверин «Два капитана»
Слайд 50
Равнодушие и отзывчивость (литературные произведения)
М.Шолохов «Судьба человека»
Д.Лихачёв
«Письма о добром и прекрасном»
Г.Паустовский «Телеграмма»
Б.Васильев «Не
стреляйте в белых лебедей»
В.Закруткин «Матерь человеческая»
В.К. Железников «Чучело»
Е.Габова «Не пускайте рыжую на озеро».
Т.Кенэлли «Список Шиндлера».
С.Коллинз «Голодные игры»
Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
Слайд 51
3.«Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют
задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении
правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
Слайд 52
Смыслы, вкладываемые в слова «цели» и «средства»
Цель — это
воображаемая вершина, индивидуальная для каждого человека, к которой он
стремится, и пытается выполнить для этого все необходимые, зависящие от него условия, требования, обязанности. Цель – необходимое условие жизни.
Средство - прием, способ действий для достижения цели.
Слайд 53
Особенности написания сочинения по направлению «цели и средства»
Цель
может быть высокой, нравственной или эгоистичной, меркантильной. Цель может
быть ошибочной, ложной и только может казаться высокой. Цели могут быть ориентированы на людей, человечество и могут быть личностными. Средства тоже могут быть допустимыми, соответствующими нравственным нормам, и недопустимыми, нарушающими эти нормы.
Слайд 54
Особенности написания сочинения по направлению «цели и средства»
Мы
можем говорить о больших и малых целях, о целях
людей и государства.
При подготовке к написанию сочинения следует обсудить важность цели в жизни человека, отметить, что человек сам решает, какую цель он выбирает, сам определяет средства ее достижения. Это его нравственный выбор. Необходимо поговорить и о трудностях достижения высоких целей, о необходимости определенных качеств характера, от которых зависит способность человека достичь поставленной цели, о последствиях выбора цели и средств ее достижения. Можно сопоставить цель и мечту.
Слайд 55
Особенности написания сочинения по направлению «цели и средства»
Цель
Высокая (нравственная) – низкая (безнравственная)
Большая - малая
Цели могут быть
ориентированы на людей, человечество и могут быть личностными
Цель и мечта
Важность цели в жизни человека
Человек сам решает, какую цель он выбирает, это его нравственный выбор
Трудности достижения высоких целей
Необходимость определенных качеств характера, от которых зависит способность человека достичь поставленной цели,
Последствия выбора цели и средств ее достижения.
Слайд 56
Особенности написания сочинения по направлению «цели и средства»
Средства
Допустимые
(нравственные) – недопустимые (безнравственные)
Нравственный выбор человека в определении средств
Трудности
в выборе средств
Необходимость определенных качеств характера человека в выборе средств
Последствия выбора средств достижения цели
Слайд 57
Цель и средства
Цель/средства могут пониматься на нескольких уровнях:
в отношениях человека с государством,
в отношениях человека с
обществом,
в отношениях человека с человеком,
В отношениях человека и мира, окружающего его (природа, животные)
в отношениях человека с самим собой.
Проблема цели/средства – это вечная проблема нравственного выбора человека
Слайд 58
Темы, раскрывающие направление «цель и средства»
Для чего человек
живет?
Правда ли, что цель всегда оправдывает средства?
Жизнь человека, у
которого нет цели, бессмысленна.
Какой бы важной ни была цель, ее нужно достигать достойно.
Почему на пути к мечте не все средства хороши?
Цель истинная и ложная.
Сложность выбора цели, достойной человека.
Актуальность проблемы выбора цели.
Какие ценностные ориентиры являются главными в жизни людей?
Слайд 59
Темы, раскрывающие направление «цель и средства»
Согласны ли Вы
с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу
сдаться»?
Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых.
Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам.
Справедливо ли высказывания Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий».
Согласны ли Вы с утверждением А. Энштейна: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения»?
Слайд 60
Темы, раскрывающие направление «цель и средства»
Справедливо ли высказывание
Ф.М.Достоевского «Жизнь задыхается без цели»?
Можно ли утверждать, что на
войне все средства хороши?
Можно ли судить о человеке по его цели?
Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?
Как общество влияет на формирование целей?
Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?
Какова цель существования человека?
Нужно ли ставить перед собой «недостижимые» цели?
Как Вы понимаете словосочетание «идти по головам»?
Чем отличается «сиюминутное желание» от «цели»?
Слайд 61
Цель и средства (литературные произведения)
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего
времени»
Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души»
Ф.М. Достоевский «Преступление
и наказание»
Н Толстой «Война и Мир»
И. Гончаров «Обломов»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
А. П. Чехов «Крыжовник», «Ионыч», «Человек в футляре»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
Слайд 62
Цель и средства (литературные произведения)
И. Ильф, Е. Петров
«Двенадцать стульев»
В.А. Каверин «Два капитана»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Е.И. Замятин «Мы»
В.П. Астафьев «Царь рыба»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие»
Дж. Толкиен «Властелин колец»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Джек Лондон «Мартин Иден»
Слайд 63
4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит
сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам
и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Слайд 64
Смыслы, вкладываемые в слова «смелость» и «трусость»
Смелость –
положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие,
храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели.
Слайд 65
Смыслы, вкладываемые в слова «смелость» и «трусость»
Трусость – одно
из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека,
который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Трусость может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение.
Слайд 66
Смелость и трусость
Смелость/трусость могут пониматься на нескольких уровнях:
в отношениях человека с государством,
в отношениях человека с
обществом,
в отношениях человека с человеком,
в отношениях человека и мира, окружающего его (природа, животные)
в отношениях человека с самим собой.
Проблема смелость/трусость – это вечная проблема нравственного выбора человека
Слайд 67
Смелость и трусость (как раскрывается тема в литературе)
Смелость
может проявляться в экстремальных условиях, например, на войне или
в ситуациях мирного времени, связанных с риском для жизни.
Смелость в самых обычных будничных ситуациях.
Смелость в умении смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности.
Смелость в умении отстаивать свои взгляды, принимать решения.
Смелость принимать что-то новое.
Смелость признавать правду и свои ошибки.
Смелость в творчестве, в науке.
Трусость в любви.
Страх и трусость. Победа над страхом.
Слайд 68
Смелость и трусость (как раскрывается тема в литературе)
Сопоставление
смелости и мужества
Сопоставление смелости с безрассудством, с рискованностью, излишней
самоуверенностью, наглостью и грубостью.
Способность и неспособность человека на смелый поступок
Нравственный выбор человека
Причины, влияющие на формирование такой черты характера, как трусость.
Связь трусости и эгоизма.
Последствия трусости.
Влияние трусости на формирование личности
Слайд 69
Смелость и трусость (возможные темы)
Что значит быть храбрым?
Война
обнажает самое главное в человеке.
Согласны ли Вы с высказыванием
М.Сервантеса: «Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости»?
Как Вы понимаете слова Конфуция: «Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого»?
Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие»?
Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего.
Слайд 70
Смелость и трусость (возможные темы)
Чем отличается истинная смелость
от ложной?
Что значит быть смелым в повседневной жизни?
Какая
разница между смелостью и рискованностью?
Бояться любви — значит, бояться жизни.
Почему творчество требует смелости?
Смелость - двигатель прогресса человеческого разума.
Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»?
Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»?
Победа над страхом придаёт нам силы.
Истинная смелость скромна.
Актуальность проблемы смелости и трусости в современном мире.
Требуется ли смелость в признании своих ошибок?
Слайд 71
Смелость и трусость (литературные произведения)
«Слово о полку Игореве»
А.Грибоедов
«Горе от ума»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Полтавский бой», «Евгений
Онегин»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы». «Война и мир»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
А.П.Чехов «Человек в футляре», «О любви», «Дама с собачкой»
В.Г. Короленко «Слепой музыкант», «Дети подземелья»
Слайд 72
Смелость и трусость (литературные произведения)
М.А. Булгаков «Мастер и
Маргарита», «Белая гвардия»
В. Набоков «Приглашение на казнь»
М.
Горький «Старуха Изергиль»
М.А. Шолохов «Судьба человека», «Нахаленок»
А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
В.Каверин «Два капитана»
Д.Гранин «Иду на грозу»
Б.Васильев «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился», «Завтра была война»
Ю.Бондарев «Горячий снег», «Батальоны просят огня»
В.В. Быков «Сотников»
Е. Ильина «Четвертая высота»
В.К. Железников «Чучело»
Слайд 73
Смелость и трусость (литературные произведения)
А. Дюма «Граф Монте-Кристо»,
«Три мушкетера»
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»
Э. Ремарк «Три
товарища», «На Западном фронте без перемен»
Дж. Лондон «Белый Клык», «Мартин Иден»
Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
Дж. Толкин «Властелин колец»
С. Коллинз «Голодный игры»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Гальего «Белое на черном»
Дж. Оруэлл «1984»
Слайд 74
5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален
взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом
формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум.
Проблема личности и общества рассматривается с разных сторон:
личность и общество (гармоничное единство или сложное противостояние);
законы жизни общества, моральные нормы (гармоничное единство или сложное противостояние);
человек и общество в историческом, государственном плане (связь, развитие, влияние);
человек и общество в непримиримом конфликте (человек в тоталитарном государстве).
Слайд 75
Личность и общество в их взаимодействии (в согласии
или противостоянии)
Невозможность существования человека вне социума.
Влияние социума на
становление личности, на жизненную позицию человека, на его решения, взгляды, вкусы.
Место человека в обществе.
Отношение человека к обществу.
Стремление посвятить свою жизнь интересам общества; желание человека стать особенным.
Противостояние общества и человека.
Влияние личности на общество.
Созидательные или разрушительные последствия взаимодействия человека и общества для личности и для человеческой цивилизации.
Слайд 76
Законы жизни общества, моральные нормы (гармоничное единство или
сложное противостояние)
Ответственность человека перед обществом и общества перед человеком
за все происходящее и будущее.
Решение человека принять или отвергнуть законы общества, в котором он живет, следовать нормам или нарушать законы.
Созидательные или разрушительные последствия взаимодействия человека и общества для личности и для человеческой цивилизации.
Слайд 77
Человек и общество в историческом, государственном плане
(связь,
развитие, влияние)
Роль личности в истории.
Связь между временем и
обществом.
Эволюция общества.
Созидательные или разрушительные последствия взаимодействия человека и общества для личности и для человеческой цивилизации.
Слайд 78
Человек и общество в непримиримом конфликте (человек в
тоталитарном государстве)
Стремление общества стремится к стиранию индивидуальности, равнодушие общества
к отдельной личности.
Борьба яркой личности с обществом.
Противостояние «толпы» и «личности».
Болезни общества, отсутствие толерантности, жестокость, преступления, необходимость противостояния этому.
Созидательные или разрушительные последствия взаимодействия человека и общества для личности и для человеческой цивилизации.
Слайд 79
Основные проблемы
Влияние общества и человека друг на друга.
Особенности
конфликта между человеком и обществом.
Взаимозависимость человека и общества.
Индивидуальность человека
и интересы общества
Ответственность человека перед обществом.
Слайд 80
Человек и общество (возможные темы)
Самая прекрасная жизнь –
это жизнь, прожитая для других людей.
Что, по вашем мнению,
значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?
Человек становится человеком только среди людей.
В каждом человеке есть что-то от всех людей.
Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?
Как Вы понимаете высказывание Ш. Монтескье: «Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними»?
Слайд 81
Человек и общество (возможные темы)
Работать для народа –
вот самая неотложная задача.
Каждый человек несет ответственность перед всеми
людьми за всех людей и за все.
Может ли личность менять историю?
Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?
Как Вы понимаете высказывание А.Камю: «Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
Какие книги, на ваш взгляд, способны влиять на общество?
Вечен ли конфликт человека и общества?
Слайд 82
Человек и общество (возможные темы)
«Я была тогда с
моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был».
(А.Ахматова)
«Ты царь: живи один. Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум». (А.С.Пушкин)
«Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам». (А.Ахматова)
Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
Что такое толерантность?
Почему важно сохранять индивидуальность?
Ценность духовного и практического опыта народа.
Ценность духовного и практического опыта отдельной личности.
Слайд 83
Человек и общество (возможные темы)
Сложность пути достижения
взаимопонимания между сообществами людей и даже целыми народами.
Сложность
пути достижения взаимопонимания между отдельными людьми.
Истоки вражды между народами и последствия этой вражды.
Истоки вражды между людьми и последствия этой вражды.
Слайд 84
Человек и общество (литературные произведения)
А.Грибоедов «Горе от ума»
А.С.
Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Н.В.
Гоголь «Мертвые души», «Шинель»
А. Островский «Гроза»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала», «Анна Каренина»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
И. А. Гончаров «Обломов», «Обыкновенная история»
Слайд 85
Человек и общество (литературные произведения)
А.П. Чехов «Попрыгунья», «Человек
в футляре», «Ионыч», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Вишневый
сад»
М. Горький «На дне»
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
Е. Замятин «Мы»
А. Платонов «Котлован», «Юшка»
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Б. Пастернак «Доктор Живаго»
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Слайд 86
Человек и общество (литературные произведения)
Дж. Оруэлл «1984», «Скотный
двор»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники»
Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Х. Ли «Убить пересмешника»
Д. Лондон «Мартин Иден»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
М. Митчелл «Унесенные ветром»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Т. Драйзер «Сестра Керри», «Американская трагедия»
А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
С. Коллинз «Голодный игры»
Слайд 87
Схема сочинения
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Размышления об отражении проблемы в литературе,
анализ литературных произведений в соответствии
с проблемой
Возможны краткие
собственные комментарии по
проблеме, ее отражении в литературе
ВЫВОД
Собственные размышления по проблеме
ВСТУПЛЕНИЕ
Собственные размышления
по проблеме
Слайд 88
Как писать сочинение
Непосредственно перед началом необходимо выделить главную
идею работы (основной тезис – мысль, которую необходимо доказывать)
и придерживаться её от начала до конца.
Продумать вспомогательные тезисы, подтверждающие эту мысль (назвать причины).
К каждому вспомогательному тезису подобрать примеры из литературных произведений, подтверждающие справедливость этих тезисов (мыслей).
Объяснить примеры.
Продумать вступление.
Продумать композиционную разводку, логические связки.
Продумать заключение.
В начале сочинения нужно указать основные мысли, которые будут рассмотрены (композиционная разводка), а в заключении подвести итоги и высказать свою точку зрения по описываемой проблеме.
Слайд 89
Классическая структура сочинения
Вступление;
Основная часть:
Главный тезис;
Вспомогательный тезис
№1 + аргумент (пример);
Вспомогательный тезис №2 + аргумент
(пример);
Вспомогательный тезис №3 + аргумент (пример).
Заключение.
Важно помнить, что основная часть сочинения должна быть больше по объему, чем вместе взятые вступление и заключение. Вспомогательный тезис может быть только один, если этого достаточно для раскрытия темы и достижения необходимого количества слов в тексте. Лучше всего формулировать две пары «вспомогательный тезис + аргумент».
Слайд 90
Алгоритм развития мысли в основной части
Основной тезис
Вспомогательный тезис
(обоснование
основного тезиса),
причина его справедливости
(почему это так…)
Литературный
пример и
его обоснование
Литературный
пример и
его обоснование
Слайд 91
Алгоритм развития мысли в основной части
Основной тезис
Вспомогательный
тезис
1
(причина 1)
во-первых…
Вспомогательный
тезис 2
(причина 2)
во-вторых…
Пример и
его обоснование
Пример и
его обоснование
Слайд 92
Алгоритм развития мысли в основной части
Тезис
Вспомогательн.
тезис 1
(причина 1)
во-первых…
Вспомогательн.
тезис 2
(причина 2)
во-вторых…
Пример(ы) и
его (их)
обоснование
Пример(ы) и
его (их)
обоснование
Вспомогательн.
тезис 3
(причина 2)
во-вторых…
Пример(ы) и
его (их)
обоснование
Слайд 93
Алгоритм развития мысли в основной части
Тезис
Вспомогательн.
тезис 1
(одна точка зрения)
с одной стороны…
Вспомогательн.
тезис 2
(другая точка
зрения)
с другой стороны…
Пример и
его обоснование
Пример и
его обоснование
Слайд 94
Алгоритм работы
Чтение вопроса и определение того, о чем
предстоит рассуждать в ответе (предмет речи) и что именно
необходимо доказывать (работа с ключевыми словами состава сказуемого).
Формулировка ответа на вопрос (тезиса сочинения). Формулировка основной мысли сочинения.
Осмысление ключевых понятий тезиса (понятийная обработка). Определение темы сочинения (о чем будем писать). Определение того, что предстоит доказывать «ремы» (что будем доказывать).
Слайд 95
Алгоритм работы
Определение причин (вспомогательных тезисов), подтверждающих справедливость высказывания
(работа с вопросами «Почему этот тезис справедлив?», «Почему это
так?», «Почему это происходит?», «По какой причине?»)
Формулировка вспомогательных тезисов (доводов) и их объяснение.
Подбор доказательств (примеров из художественных произведений, подтверждающих высказанные положения).
Обоснование примеров.
Продумывание вывода, объединяющего все сказанное.
Слайд 96
Виды вступлений
Объяснение ключевых слов.
Выделение смысловых частей предмета, о
котором предстоит рассуждать.
Сопоставление, осмысление различных точек зрения (с одной
стороны…)
Спор с мнимым оппонентом.
Определение причин, которые могут доказать справедливость тезиса, и их толкование.
Определение причин, подтверждающих актуальность проблемы.
Обстоятельство (определение деталей, способствующих более глубокому раскрытию мысли. Где? Как? Каким образом? Зачем нам это нужно?
Указание на возможные следствия, возможные проблемы.
Ассоциативное вступление
Слайд 97
Виды заключений
Общий вывод.
Ответ на вопрос, поставленный во вступлении.
Изложение
собственной позиции.
Следствие. Рассуждение о том, какие последствия может иметь
понимание или непонимание проблемы для автора сочинения, для человечества.
Расширение проблемы. Новый вопрос.
Открытый финал.
Слайд 98
Композиционная разводка – предложение, в котором пишущий в
краткой форме объясняет, каких вопросов он коснется в работе,
на каком материале будет раскрывать тему
Слайд 99
Логические связки
Я считаю, что… Тема показалась мне интересной…
Некоторые считают, что… Считается, что… Многие утверждают, что… Я
не согласна с тем, что… Попробуем разобраться… Мне кажется, что…
Во-первых… Вот и в произведении… Следует отметить, что… Прежде всего… Необходимо признать, что… Как известно… Доказательством служит… С одной стороны… Например… Поясняя сказанное… Допустим, что… Из этого следует, что… Если…
Во-вторых… С другой стороны… С помощью… Напротив… Как известно… Итак…
Надеюсь, что мне удалось доказать (объяснить), что… Все сказанное позволяет утверждать… Словом… Подводя итог… Действительно…