Слайд 2
Этимология (происхождение) слова
от лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание.
Исходная форма
заменяла понятие Агрикультура. Именно в этом смысле слово впервые
встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) — самом раннем памятнике латинской прозы.
Слайд 3
Протовопоставление
Cultura - Natura
Трактат посвящен не просто обработке
земли, а уходу за полем, что предполагает не только
возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Если не будет душевного отношения к земле, то не будет и хорошего ухода, т.е не будет культуры.
Слайд 4
География и хронология использования термина
Древний Рим – не
позднее 2 в. до н.э.
Древняя Греция – собственное слово
«Пайдейя» (греч. παιδεία — «воспитание детей», однокоренное с παιδος «мальчик», «подросток») — категория древнегреческой философии, соответствующая современному понятию «образование»: составная часть слов «энциклопедия» и «википедия», определенная модель воспитания.
Слайд 5
Эволюция смыслового поля
Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в
родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование,
улучшение того, с чем сочеталось:
- «culture juries» — выработка правил поведения,
- «culture lingual» — совершенствование языка и т.д
Используется ли подобная практика сегодня? Приведите примеры
Слайд 6
Когда и как начал формироваться современный смысл
Рим, 1
в. до н.э. - Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.), римский
оратор и философ в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»).
Слайд 7
Формирование современного значения
18 век – эпоха Просвещения.
1782
- немецкий филолог, деятель Просвещения Иоганн Кристоф А́делунг выпустил книгу
«Опыт истории культуры человеческого рода», где сформулировал просветительское определение культуры как деятельности по облагораживанию склонностей и способностей человека и народа, их самовоспитанию (точнее — само-образованию, приданию им идеального образа).
Слайд 8
Переходное звено
есть предшественник в 17 в. - немецкий
юрист и историк
Самуэль Пуфендрф (1632—1694),
Употреблял термин культура противопоставляя
«человека искусственного» (воспитанного в обществе) –
человеку «естественному», необразованному.
Слайд 9
Закрепление современного смысла
Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803),
8-я книга
своего труда «Идеи к философии истории человечества» (1784—1791): характеризует
«воспитание человеческого рода» как «процесс
и генетический,
и органический», писал:
«Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его
культурой, то есть возделыванием почвы,
а можем вспомнить образ света и назвать
просвещением...»
Слайд 10
Россия XVIII - XIX в.
В XVIII –
первой четверти XIX лексема «культура» в составе русского языка
отсутствовала, вместо нее использовался термин «просвещение».
Слово «культура» вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века, а выросло до научного термина и в России, и за рубежом – на рубеже XIX-XX веков.
Слайд 11
Современное смысловое поле
Существует более 2.000 различных подходов к
интерпретации термина «культура».
Слайд 12
Наиболее значимые смыслы
Мютью Эрнольд «Культура и анархия» (1869)
- «the best that has been thought and said
in the world»
«исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» - БСЭ,
Антропология: «way of life»,
Фрейд: все, что отличает человека от животного,
«совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман)
Слайд 13
Волтер Тайлор, 1948: «Соединительная археология» (conjunctive archeology)