Слайд 2
Многие коренные жители Иркутской области на
вопрос, кто ты по национальности, ответят: "Да в моей
крови столько всего намешано: и русские, и буряты, и поляки, и немцы, и Бог знает кто еще". Дело в том, что Сибирь, в отличие от европейской России, никогда не была землей одного народа. Одни ехали сюда в поисках свободы и лучшей доли, других ссылали насильно. В результате создавалась необычная этническая среда, в которой переплелись совершенно далекие друг от друга в плане языка, культуры, религии нации и народы.
Слайд 3
Восточная Сибирь – земля многих
народов и ни одна из ее областей не представлена только одно
национальностью. Сегодня на востоке Сибири проживают пришедшие на эти земли в XVII веке русские, а также последовавшие за ними украинцы, белорусы, поляки, литовцы, чуваши, татары, немцы и представители других национальностей. До освоения же Восточной Сибири русскими казаками эти территории принадлежали исключительно малым народностям Севера – бурятам, эвенкам, якутам и тофаларам и Иркутская область не является исключением.
Иркутская область стала домом для многих путешественников, отправившихся на берега Ангары в поисках лучшей жизни, хотя стоит признать, что не все переселенцы направились в поселения области по своей воле – в Иркутск и окружающие его населенные пункты часто отправляли в ссылку политических заключенных,
также внесших свою лепту в этнический состав области. До прихода же на территорию Иркутской области русских казаков здесь проживали малочисленные народы и этнические группы – буряты, эвенки и тофалары.
Слайд 4
В настоящее время на территории Иркутской
области проживают представители 136 наций и народностей. Сибирь всегда
отличалась от европейской России тем, что народы, живущие на этой земле, умели находить общий язык, для общего блага меняли свои убеждения, обменивались культурными достижениями.
Слайд 5
Русские
Русские колонизаторы начали проникать в Прибайкалье в первой
половине XVII века. В начале XVIII века их было
около 25%, в 1861 году — 63%, а в 1917-м — около 80%. Сегодня русскими считают себя многие жители области, несмотря на то что их предки были украинцами, белорусами, татарами, бурятами, евреями и т.д. Примечательно, что русское население Сибири даже внешне отличается от русских, проживающих в европейской части России. У них высокие монголоидные скулы, более резкие и выразительные черты лица. Многие исследователи утверждают, что в Сибири сформировался особый слой или уровень национального самосознания русских, который можно назвать "сибиряки".
Слайд 6
Украинцы
Появление украинцев в Сибири связано со столыпинской реформой,
во время которой украинцы переселялись целыми деревнями. В Иркутской
области проживают 53 631 украинец (данные на 2004 г.). По данным переписи 1989 года, украинцев в ИО было гораздо больше. Возможно, сокращение численности украинского населения связано с тем, что многие этнические украинцы, имеющие традиционные фамилии, стали считать себя русскими. Места компактного проживания есть в Заларинском, Нижнеудинском, Куйтунском, Усть-Илимском районах и в Усть-Ордынском округе. Неофициальным культурным центром сибирских украинцев считается село Батама в Зиминском районе. Здесь сохранились практически в первозданном виде язык и национальный уклад украинских переселенцев. В Иркутске действует украинский культурный центр "Днипро".
Слайд 7
Белорусы
Большая часть белорусов оказалась в Сибири также в
результате столыпинской реформы. По данным Олега Рудакова, председателя товарищества
белорусской культуры им. Яна Черского, в Тулунском районе из 138 сел, образованных в то время, 124 были белорусскими. Белорусы селились в Балаганском, Баяндаевском, Куйтунском, Заларинском и других районах губернии. По данным, представленным председателем товарищества белорусской культуры Олега Рудакова, в Иркутской области проживают
50 000 белорусов. Олег Рудаков объясняет эти разночтения тем, что при паспортизации многие белорусы записывались как русские. "Но поскольку они говорят с акцентом и имеют предков —выходцев из Белоруссии, — утверждает Олег Рудаков, — их следует считать белорусами". Среди сибирских белорусов есть и католики, и православные, и атеисты. Товарищество белорусской культуры было создано больше 4 лет назад. Издается газета "Маланка", отмечаются народные праздники, имеется ансамбль песни.
Слайд 8
Поляки
В Иркутской области насчитывается около 3 000 поляков.
В прошлые годы их было несколько больше. В основном
поляки живут в Иркутске и Ангарске. Из мест компактного проживания следует выделить деревню Вершина в Боханском районе. Там с начала прошлого века проживают этнические поляки, сумевшие сохранить язык, элементы традиционного уклада жизни. Вершинские поляки живут достаточно обособленно, до сих пор в поселке нет телефона. К ним регулярно приезжает священник из Иркутского католического прихода. В Иркутске в течение 15 лет работает польская культурная автономия "Огниво". На базе автономии имеется школа по изучению польского языка.
Слайд 9
Литовцы
История появления литовцев в Сибири очень трагична. Как
известно, Литва, как и другие прибалтийские республики, стала жертвой
пакта Молотова — Риббентропа, отдавшего государства Прибалтики на откуп СССР. В августе 1940 года Литва, аннексированная в начале Второй мировой войны Советским Союзом, насильственно вошла в его состав. С этого момента тысячи людей попали под маховик репрессий и депортаций. "Кулаки", "бандиты", "бандпособники" и их семьи десятками тысяч направлялись на спецпоселение. И в Иркутскую область в том числе.
Сейчас численность литовского населения составляет 1700 человек. В основном литовцы проживают в Иркутске. Несколько литовских семей проживает в Нижнеудинске, Алзамае, Большой Речке, Маме. После провозглашения независимости Литвы начался активный отток этнических литовцев на историческую родину. В Иркутске действует областная общественная организация "Культурный центр инвалидов и ветеранов литовской национальности "Швитурис" ("Маяк"). Этнические литовцы имеют возможность встречаться, изучать родной язык, петь песни.
Слайд 10
Чуваши
В Иркутской области проживает 7295 чувашей. Первые переселенцы
отмечены в 1890 году. Было это во время столыпинского
переселения народов. Первые чуваши селились в бурятских юртах. В Иркутской области чуваши живут компактно в деревнях Ново-Летники (Зиминский район, Жогино (Тайшетский район), Заславское, Коновалово, Ташлыково, Балаганск (Балаганский район). В Ново-Летниках имеется ансамбль народной музыки. Открыт музей, в котором можно увидеть ткацкий станок, тканые дорожки, одежду, утварь. В Ново-Летниках имеется культовое место. Это три вековые ветлы, которые первопоселенцы перевезли с родных мест в теплушках и посадили в Сибири. Деревья живы до сих пор. Они символизируют выносливость народа, пустившего крепкие корни в сибирской земле. В 1989 г. организован областной культурный центр "Юлташ" (теперь национально-культурная автономия). Основная цель автономии: возрождение языка, истории, культуры, традиций, обычаев и самобытности.
Слайд 11
Немцы
В царское время немцев посылали на руководящие посты
в Иркутскую губернию. Например, немцами были обер-комендант города Иркутска
полковник Блюм, иркутский губернатор Бриль, генерал-майор Вамп, полковник фон Линеман. Но самое большое количество немцев попало в Сибирь после раскулачивания в 30-х годах.
Многих селили в поселок Пивовариха, но в последнее время очень многие этнические немцы уехали в Германию и деревня потеряла свой статус. Также стоит упомянуть поселок Пихтинск (Заларинский район), в котором живет малоизученная этническая группа — голендры, потомки переселенцев с Волыни, появившиеся здесь около века назад. Многие убеждены, что голендры являются этническими немцами. Однако ясности в этом вопросе до конца нет, так как в культуре и быте голендров переплелись традиции Польши, Западной Европы и Украины. В настоящее время численность немецкого населения составляет 6298 человек. Сейчас у немцев нет мест компактного проживания. В основном они проживают в Иркутске и Ангарске. Дисперсное расселение немцев привело к утрате языка, и, чтобы сохранить культурную самобытность, была создана Иркутская областная общественная организация российских немцев "Возрождение".
Слайд 12
татары
Татары появились в Иркутской области еще в XIX
веке. Сюда их ссылало царское правительство. Вторая волна миграции
была вызвана голодом в Поволжье в 30-х годах прошлого века. Затем немало татар приехало на комсомольские стройки 70-х годов. Численность татар уменьшилась, наблюдается их незначительный отток на историческую родину. Татары проживают в Черемхово (Шадринка), Ангарске, в Усть-Ордынском округе, в Заларинском, Тайшетском, Чунском, Нукутском, Осинском, Эхирит-Булагатском, Аларском районах. Очень много татар проживает в Усолье, Кутулике, селе Тараса, Каха, в Нукутах. В Иркутске создана областная общественная организация "Татарско-башкирский культурный центр". На различных фестивалях и смотрах татарскую культуру представляет музыкальный ансамбль "Буляк" (подарок).
Слайд 13
Коренные народы Севера
Коренные малочисленные народности
Севера в Иркутской области представлены бурятами, тофаларами и эвенками.
Тофалары сосредоточены в поселениях Восточного Саяна в пределах Нижнеудинского района в верховьях Уды в небольших поселениях Алыгджер, Нерха и Верхняя Гора, а эвенки — в северных районах области, главным образом в Качугском, Катангском и Казачинско-Ленском районах. Буряты в основном живут на территории автономного округа, а также в Ольхонском районе вдоль побережья Байкала и на острове Ольхон. Многие из этих народов имеют свои культурные и исторические центры. В Иркутской области таких центров насчитывается порядка 26. В регионе зарегистрированы ассоциации малочисленных народов Севера «Тофалария» Нижнеудинского района и «Родина» Катангского района.
Кроме того, в Иркутской области проживают люди различных религиозных конфессий, но более всего распространено православие. Во всех районах области имеется православная церковь, а всего насчитывается 57 общин. Надо отметить, что эвенки и тофалары являются шаманистами и православными. Последователи шаманистов есть также и среди бурят.
Малые народы объединены в Иркутскую региональную общественную организацию "Эвенкийский национальный центр "Север", а также в общину охотников-промысловиков коренного малочисленного народа тофаларов "Чара".
Слайд 14
Буряты
Буряты (самоназвание — буряад) являются коренным населением Иркутской
области. Их численность на 2004 г. составляет 80 565
человек, это около 3% населения (включая данные по Усть-Ордынскому, Бурятскому автономному округу, где бурятов, несмотря на название округа, только 36,28%, а русских — 56,54%). По исторически подсчетам первые пробурятские племена появились на территории области в конце эпохи неолита, а именно около 2500 тысяч лет до нашей эры, о чем свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки и стоянки древнего человека, обнаруженные в Прибайкалье. Первый контакт иркутских бурят с русскими состоялся в начале XVII века – именно тогда русские казаки начали освоение территорий Восточной Сибири. В это время в Иркутской области проживали 5 крупных бурятских племен – булагаты на Ангаре, табунуты в районе Селенги, хонгодоры на Иркуте и левом берегу Ангары, хоринцы на реке Уд и Ольхоне и эхириты в верховье Лены и Куды. Помимо крупных племен существовало также несколько малочисленных групп: ашехабаты, икинаты,
хатагины и некоторые другие.
о. Ольхон
Слайд 15
На территории Иркутской области современные буряты
сильно обрусели, но не потеряли своей национальной самобытности. В
регионе зарегистрировано восемь национально-культурных бурятских объединений, среди которых иркутская областная общественная организация "Центр бурятской культуры"; бурятская национально-культурная автономия "Гэсэр" и другие.
Традиционные бурятские праздники, как Сагаалган, Восточный Новый год, и Сурхарбан отмечаются на областном уровне и не только бурятами – на гуляния в честь праздников приглашаются представители всех национальностей.
Слайд 16
Тофалары
Само малочисленной коренной
народностью Иркутской области считаются тофалары – на территории Нижнеудинского района,
где и проживают тофалары, насчитывается всего 678 представителей народности, что составляет 0,03% от общего количества населения области.
Считается, что тофалары произошли вследствие сложных этнических процессов, протекающих в Южной Сибири и Саянах – в этносе тофаларов прослеживается влияние самодийских и кетских племен, тувинцев, а также влияние тюркских
племен туба и пришедших в Саяны в XIII веке монголов. Под контроль Российской империи тофалары попали в середине XVII века, когда русские казаки пришли на территорию Восточной Сибири. Ясак Российской империи тофаларские племена выплачивали пушниной – основным промыслом тофов.
Слайд 17
Тофаларам удавалось долгое время сохранять
как нейтралитет в политической жизни, так и свою культурную
самобытность. Но после Октябрьской революции племена все-таки попали под влияние новой власти, что плачевно сказалось на традиционных отраслях тофов – им пришлось полностью отказаться от кочевого образа жизни и осесть в Нижнеудинском районе. Сегодня от оленеводства и пушной охоты тофалары перешли к земледелию, разведению скота и собирательству – добыча кедрового ореха до сих пор считается основным доходом многих тофаларских семей. Но, несмотря на упадок традиционного хозяйства и кризис этнического развития, тофалары сохраняют высокий уровень этнического самосознания, передавая из поколения
традиционные легенды, сказки и песни.
Слайд 18
эвенки
Тунгусы (идущие поперек хребтов),
официально известные с 1931 года под самоназванием эвенки, сегодня
занимают в Иркутской области около 0.05% от общего количества населения – в последней переписи населения в области было насчитано 1272 эвенка.
Эвенки произошли от смешения племен Восточной Сибири с пришедшими из Забайкалья тунгусами. На территорию современной Иркутской области эвенки пришли в начала XII века, где в процессе расселения быстро ассимилировались с местными племенами. Уже в XII веке эвенки
четко разделялись на оленеводов, рыболовов и скотоводах, ведущих полукочевой образ жизни. В Забайкалье, к примеру, проживали мурчены – эвенки, занимающиеся коневодством, а по берегам Ангары расселялись орочены – племена, занимающиеся разведением оленей.
.
Слайд 19
Русские с иркутскими эвенками впервые встретись в
конце XVI века – именно к этому периоду относится первое описание
эвенков как народности Восточной Сибири.
Эвенки с древних времен обеспечивали себя посредством традиционного хозяйства – они охотились на оленей, лося, кабаргу и медведя, занимались пушной охотой, разводили лошадей и оленей или же занимались рыболовством. Все эти занятия давали эвенкам все необходимое для жизни
Слайд 20
Дружба народов
Сегодня, когда так много наций в мире,
И
мы плечом стоим сейчас друг к другу,
Нельзя играться жизнями,
как в тире,
Не замечая в чьём – то сердце вьюгу.
Мы разные, конечно, все снаружи,
Но в наших жилах кровь одна течет,
И в самые холодные вновь стужи,
Цвет кожи будет уж не в счет.
У нас, у всех одни и те же чувства,
И сердце одинаково стучит,
В душе должно быть все-таки не пусто,
Когда о помощи народ другой кричит.
Да, разные у нас традиции и вера,
Но это ведь главное для нас.
Должна создаться в мире счастья сфера.
Чтоб на лице улыбка родилась.