Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Формирование морально-этической компетенции

Содержание

Морально-этическая компетенция направлена на: формирование представлений о нормах в системе социальных отношений; формирование умения делать нравственный выбор в ситуации принятия решения; получение опыта продуктивного межличностного взаимодействия; развитие сознательного и ответственного отношения к духовно-нравственным ценностям
Формирование  морально-этической компетенции Морально-этическая компетенция  направлена на:  формирование представлений о нормах в системе Формирование социально-личностной компетенции основывается на ценностях:любовькультура красотачеловекдоброотечествожизньсемья БАЗОВЫЕ  ПОНЯТИЯЭтикет – совокупность правил и норм поведения, регулирующих внешние проявления Нормативно-оценочными категориями морального сознания являются добро (то, что соответствует принятым в обществе БАЗОВЫЕ  ПОНЯТИЯНРАВСТВЕННОСТЬ– это регулятивная форма общественного сознания, которая ориентирована на общечеловеческие Морально-этические и нравственные проблемы В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания     личности гражданина Классические идеи в основе формирования морально-этической компетенции.Идея гуманизма в классической педагогикеЯ.А.Коменский(1712-1778) классик Душа должна господствовать над телом, усилием воли преодолевать его инерцию, стремление к Классическая педагогика идею свободы связывает с правом личности на свой выбор. Как В словах А.Дистервега «Говори и думай: человек – мое имя, немец – Современные теории формирования морально-нравственных основ личностиСогласно теории нравственного развития детей Ж. ПИАЖЕ Современные теории формирования морально-нравственных основ личностиТри уровня сформированности нравственных ориентиров: Современные теории формирования морально-нравственных основ личностиТеория нравственного развития ребенка ЛОУРЕНСА КОЛЬБЕРГАДействующими элементами Современные теории формирования морально-нравственных основ личностиКонцепция формирования образа жизни достойного человека Н.Е.ЩУРКОВОЙОсновывается: Социальная практика формирования морально-этической компетенции.В современной социальной практике получает развитие милосердническая деятельность СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!
Слайды презентации

Слайд 2 Морально-этическая компетенция направлена на:
формирование представлений о

Морально-этическая компетенция направлена на: формирование представлений о нормах в системе социальных

нормах в системе социальных отношений;
формирование умения делать нравственный

выбор в ситуации принятия решения;

получение опыта продуктивного межличностного взаимодействия;

развитие сознательного и ответственного отношения к духовно-нравственным ценностям общества;

приобретение способности к рефлексии своего поведения, адекватной самооценке;

развитие стремления сделать мир и окружающее жизненное пространство более гармоничным, совершенным.


Слайд 3 Формирование социально-личностной компетенции основывается на ценностях:
любовь
культура
красота
человек
добро
отечество
жизнь
семья

Формирование социально-личностной компетенции основывается на ценностях:любовькультура красотачеловекдоброотечествожизньсемья

Слайд 4 БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
Этикет – совокупность правил и норм

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯЭтикет – совокупность правил и норм поведения, регулирующих внешние проявления

поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.
Является составной частью внешней

культуры человека и общества;

Отражает социальный опыт и четко связывается с социальной ролью;

Включает в себя обхождение с окружающими;

педагогический

воинский

профессионально-деловой

дипломатический

Является формой поведенческого проявления морально-нравственного сознания


Слайд 5 Нормативно-оценочными категориями морального сознания являются добро (то, что

Нормативно-оценочными категориями морального сознания являются добро (то, что соответствует принятым в

соответствует принятым в обществе нормам, является для человека и

общества благом) и зло (то, что с точки зрения принятых норм отрицательно, предосудительно для человека и общества).

помогают выстроить социально адекватные отношения;

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ

МОРАЛЬ – форма общественного сознания, которая регулирует поведение человека в обществе и находит отражение в нормах, принятых обществом.

регулируют поведение человека в обществе;

зависят от социальной среды ;

имеет свойство приспосабливаться под конкретный эгоистический интерес;

отражают интерес определенной социальной группы;

меняются вместе с обществом;

зависят от общества;

Нормы морали


Слайд 6 БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
НРАВСТВЕННОСТЬ– это регулятивная форма общественного сознания,

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯНРАВСТВЕННОСТЬ– это регулятивная форма общественного сознания, которая ориентирована на общечеловеческие

которая ориентирована на общечеловеческие ценности.
является регулятивной формой

сознания;

в основе лежит понимание всеобщей связи, осознание себя со всеми и каждым из людей «единою субстанцией»;

имеет созидательную направленность и в отношении общества, и в отношении личности;

ориентируется на общечеловеческие ценности;

требует осознания самим человеком разумности того или иного поступка;

вне зависимости от времени и эпохи ориентируется на ценность и мерило всего – на человеческую жизнь;


Слайд 7 Морально-этические и нравственные проблемы

Морально-этические и нравственные проблемы

в современном обществе.

Проблемы современного общества обозначены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (КОНЦЕПЦИЯ).

Некоторые причины возникновения морально-этических и нравственных проблем в современном обществе:
сложные социально-экономические обстоятельства, сложившиеся в конце ХХ века;
духовная дезинтеграция общества и размытость жизненных ориентиров молодежи;
быстрый демонтаж советской идеологической системы, поспешное копирование западных форм жизни, агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики;
насаждение через СМИ, кино, рекламу, Интернет модели обогащения и успеха любой ценой;
неопределенность и размытость базовой системы ценностных ориентиров, недоверие многих людей друг к другу, обществу, государству;
отсутствие в 90-е годы ценностнообразующей государственной политики, игнорирование воспитательных задач;
неоднородность российского общества по этническому, религиозному и социальному признакам.


Слайд 8
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания   личности гражданина России,

личности гражданина России, названы источники нравственности:
история

России, российских народов, своей семьи, рода;
жизненный опыт своих родителей, предков;
традиционные российские религии;
произведения литературы и искусства, лучшие образцы отечественной и мировой культуры;
периодическая литература, СМИ, отражающие современную жизнь;
фольклор народов России;
общественно полезная и личностно значимая деятельность;
учебные дисциплины.


Концепция относится к числу базовых документов, предназначенных для разработки новых образовательных программ в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания образовательных учреждений должны быть направлены на создание духовно-нравственной среды образовательного учреждения и предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России.

Морально-этические и нравственные проблемы в современном обществе.


Слайд 9 Классические идеи в основе формирования
морально-этической компетенции.
Идея гуманизма

Классические идеи в основе формирования морально-этической компетенции.Идея гуманизма в классической педагогикеЯ.А.Коменский(1712-1778)

в классической педагогике
Я.А.Коменский(1712-1778) классик мировой педагогики заявлял , что

ребенок – микрокосм, в котором заключена вся Вселенная.

И.Г.Песталоцци(1749-1827) доказывает, что у человека есть врожденное стремление к совершенствованию

Ж.-Ж. Руссо(1712-1778) в произведении «Эмиль, или О воспитании» утверждает, что звание Человека выше звания гражданина.

Я. Корчак (1878-1942) утверждает: «в каждом есть своя искра, которая может зажигать костры счастья и истины в каком-нибудь десятом поколении, может быть, запылает он пожаром гения и спалит свой род, одарив человечество светом нового солнца.»

Идея гуманизма в трудах Ш.А. Амонашвили согласуется с идеей веры в людей, в себя, в ребенка; радостью общения, совместного познания, совместного труда, игры, отдыха; уважением к личности каждого ребенка, формированием чувства заботы о людях; развитием способности чувствовать себя счастливым.

«Подлинная гуманность воспитателя, - писал В.А.Сухомлинский (1918-1970), - означает мастерство, искусство, умение пробудить у ребенка мысль о том, что он еще не стал таким, каким может и должен быть»


Слайд 10 Душа должна господствовать над телом, усилием воли преодолевать

Душа должна господствовать над телом, усилием воли преодолевать его инерцию, стремление

его инерцию, стремление к получению удовольствия.
Классические идеи в основе

формирования
морально-этической компетенции.

Идея духовности в антропологии К.Д. Ушинского (1824-1870)

Духовные стремления далеко не всегда можно охватить сознанием.

«все подлинно нравственное есть в то же время эстетическое»

Развивать душевные стремления необходимо через удовлетворение телесных потребностей

Человек представляет собой единство души и тела.

«Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности»

Душа есть у всего живого , дух присущ только человеку.


Слайд 11 Классическая педагогика идею свободы связывает с правом личности

Классическая педагогика идею свободы связывает с правом личности на свой выбор.

на свой выбор. Как ни парадоксально звучит утверждение Я.Корчака:

«Пусть дитя грешит», - в этом есть глубокий смысл: воспитанник должен получить опыт(в том числе и опыт раскаяния), который позволит ему нести ответственность за выбор.

Следует разделять свободу и произвол личности. Произвол разрушителен как для окружающих, так и для личности. «Знаете ли, - пишет Ж.-Ж.Руссо, - какой верный способ сделать вашего ребенка несчастным7 Это приучить его не встречать ни в чем отказа». Руссо считал, что суть истинной свободы состоит в том, чтобы «предоставлять им больше действовать самим и меньше требовать от других. Таким образом, приучаясь с ранних пор ограничивать желания пределами своих сил, они мало будут чувствовать лишение того, что не в их власти».

Классики, провозглашая свободу как условие развития индивидуальности, разделяют свободу внешнюю и внутреннюю.
внешняя свобода – это отсутствие ограничений;
внутренняя свобода – это умение пользоваться своими силами, владение самим собой.

Классические идеи в основе формирования
морально-этической компетенции.

Идея свободы как условия нравственного развития.


Слайд 12 В словах А.Дистервега «Говори и думай: человек –

В словах А.Дистервега «Говори и думай: человек – мое имя, немец

мое имя, немец – мое прозвище» заложена мысль о

приоритете общечеловеческого над культурно-национальным. Каждый человек, осознавая самоценность своей национальной культуры, должен быть способен к межкультурному взаимодействию.

Общество предъявляет к человеку требования, соответствующие тому уровню культуры, на котором оно в данный момент находится. «Каждый человек, - писал А.Дистервег, - находит при своем рождении на свет свое окружение, свой народ, среди которого он предназначен жить и, по крайней мере, воспитываться уже на определенной степени культуры».

Утверждал, что «всякий человек – продукт своего времени». Каждый человек должен соответствовать своему времени, «в противном случае он будет чем-то вроде инородного тела, которое организм отвергает и удаляет».

Классические идеи формирования
морально-этической компетенции.

Идея культуросообразности. А.Дистервег (1790-1866)


Слайд 13 Современные теории формирования морально-нравственных основ личности
Согласно теории нравственного

Современные теории формирования морально-нравственных основ личностиСогласно теории нравственного развития детей Ж.

развития детей Ж. ПИАЖЕ (1896-1980):
нравственное развитие в основном

является развитием когнитивным, зависит от постепенной структуризации психики растущего человека;
на каждой стадии развития формируются новые познавательные навыки, определяющие пределы того, чему можно научить в этот период;
всякая мораль есть система правил и сущность ее – добиваться уважения, почитания этих правил;
в общем процессе морального развития индивида выделяют два периода: примитивный моральный реализм (гетерономной моралью или моралью принуждения) и более зрелая автономная(кооперативная) мораль;
стержневым моментом морального развития выступает переход ребенка от эгоцентрической (реалистической) перспективы к релятивистской. Эгоцентрическая перспектива – отношение ребенка к окружающему миру, в котором он сам является центром; релятивистская перспектива – отношение ребенка к окружающему , при котором ребенок способен включать в свой мир других людей и ставить себя на их место;
моральная скованность ребенка держится в тисках двух взаимодействующих факторов: когнитивной незрелости и эмоционального одностороннего чувства уважения, которое он испытывает к старшим;
моральный рост требует освобождения от пут как эгоцентризма и реализма, так и одностороннего почитания;
нравственное развитие зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами. В этом общении моральные размышления и умственное развитие оказываются взаимосвязанными.


Слайд 14 Современные теории формирования морально-нравственных основ личности
Три уровня сформированности

Современные теории формирования морально-нравственных основ личностиТри уровня сформированности нравственных ориентиров:

нравственных ориентиров:

1. Доконвенциональный (доморальный) уровень развития сознания характе-ризуется ориентацией на наказания и поощрения. Этот уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений. Поступки оцениваются по принципу выгоды и по их физическим последствиям.
2. Конвенциональный (моральный) уровень развития нравственного сознания характеризуется ориентацией на образец «хорошего мальчика/девочки»; ориентация - на авторитет. Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей рефе-рентной группы: семьи, класса, религиозной общины. Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции.
3. Постконвенциональный (нравственный) уровень развития сознания характеризуется ориентацией на общественный договор, ориентацией на общечеловеческие принципы. Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют общечеловеческую широту и универсальность. На данной стадии речь идет о поиске всеобщих оснований нравственности.

Американский психолог ЛОУРЕНС КОЛЬБЕРГ (1927-1987), опираясь на труды Ж.Пиаже, разработал теорию нравственного развития ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования и умственного развития.


Слайд 15 Современные теории формирования морально-нравственных основ личности
Теория нравственного развития

Современные теории формирования морально-нравственных основ личностиТеория нравственного развития ребенка ЛОУРЕНСА КОЛЬБЕРГАДействующими

ребенка ЛОУРЕНСА КОЛЬБЕРГА
Действующими элементами являются:
собрания, на которых принимаются

общие для учащихся и педагогов законы школы;
комитет справедливости, который следит за выполнением законов;
сущностные группы, которые представляют собой небольшое сообщество 8-10 человек, где обсуждаются сложные ситуации школьной жизни;
моральные дилеммы, которые обсуждаются учащимися.


Ключевым элементом являются моральные дилеммы.
Моральные дилеммы – это ситуации нравственного выбора.
- При обсуждении моральных дилемм важно определить уровень нравственных ориентиров.
- Существенным для нравственного развития является не столько решение дилеммы, сколько ход рассуждений, предшедствовавших этому решению.



Слайд 16 Современные теории формирования морально-нравственных основ личности
Концепция формирования образа

Современные теории формирования морально-нравственных основ личностиКонцепция формирования образа жизни достойного человека

жизни достойного человека Н.Е.ЩУРКОВОЙ
Основывается:
на понимании воспитания как

восхождения к культуре современного общества;
на вхождении с помощью педагога в контекст культуры;
на развитии способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Вся система воспитания должна быть направлена на то, чтобы сформировать у ребенка образ жизни, достойный Человека, «построенный на основании Добра, Истины, красоты».

Ключевым элементом являются групповые дела.
Групповое дело строится через предмет.
Предмет выступает символом человеческих отношений и ценностей. Предмет только тогда говорит, когда из него извлекают скрытое отношение.
Современные теории связывают формирование морали и нравственности:
с развитием сознания и самосознания;
с пониманием личностью объективных условий окружающей действительности;
предполагают формирование умения согласовывать объективные условия и обстоятельства с субъективными интересами;
утверждают активное деятельное начало личности по освоению окружающего жизненного пространства;
утверждают ответственность личности за развитие жизненных обстоятельств.


Слайд 17 Социальная практика формирования морально-этической компетенции.
В современной социальной практике

Социальная практика формирования морально-этической компетенции.В современной социальной практике получает развитие милосердническая

получает развитие милосердническая деятельность , которая направлена на оказание

разноплановой помощи ветеранам Великой Отечественной войны, лицам, пострадавшим от военных конфликтов, инвалидам, гражданам пенсионного возраста, оставшимся без поддержки родственников, сиротам.

Поисковое движение направлено на воспитание у детей и молодежи гражданственности и патриотизма, чувства гордости за историческое и боевое прошлое нашей Родины, утверждение идеалов гуманизма и милосердия как важнейших духовных ценностей; сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны; увековечение памяти павших защитников Отечества и жертв войн и вооруженных конфликтов.

Музейная работа – деятельность по организации выставок, экспозиций, основанных на военно-исторических событиях и материалах. Включает в себя: сбор материалов (музейных предметов); подготовку музейных предметов к экспонированию; комплектование фондов, учет и хранение музейных экспонатов; организацию выставок, экспозиций.

Пропагандистско-просветительская работа – деятельность по подготовке и проведению массовых мероприятий, акций, направленных на выработку морально-нравственных норм и ценностей.

В начале 1940-х гг. под влиянием повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда» возникло тимуровское движение. Оно было направлено на оказание помощи семьям военнослужащих. В настоящее время тимуровское движение не является массовым, тем не менее в муниципальных образованиях создаются тимуровские отряды.


  • Имя файла: formirovanie-moralno-eticheskoy-kompetentsii.pptx
  • Количество просмотров: 138
  • Количество скачиваний: 0