Слайд 2
Рассматривая технологию социально-культурной деятельности, нельзя не остановиться на
основных методах, формах и средствах, которые используются в практике
работы учреждений культуры и досуга. Попытка проанализировать сущность терминов, так или иначе связанных с технологией социально-культурной деятельности, позволила сформулировать обозначаемые этими терминами понятия.
Средства социально-культурной деятельности
- это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.
СРЕДСТВА
социально-культурной деятельности
Слайд 3
В арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства
и способы воздействия на человека. Как специалист широкого профиля
организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инновационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения. «Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знание психологии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафизики социально-культурной деятельности - приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала».
Слайд 4
К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое
слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство
и спорт, литература и художественная самодеятельность.
Следует отметить что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).
Слайд 5
Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике
организатора досуга исследователи советуют соблюдать ряд требований и правил:
•
выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;
• количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;
• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;
• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности»
Слайд 6
Классификация средств СКД
Технические - светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, теле,
видео, аудиоаппаратура.
Сенсорные - музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы,
реквизит, театральное оборудование, макеты.
Знаковые - печатная реклама, карты, схемы, печатное слово, графики, символика.
Динамические - живое слово, разговорное слово, музыка, мимика, диалог.
Модальные - цвет, объем, пространство, тембр, композиция.
Слайд 7
Метод СКД - прием, способ воздействия на участников
СКД в условиях свободного времени с целью формирования общественно
ценных качеств личности.
Метод - способ целенаправленного воздействия на объект.
Существует несколько групп методов СКД:
- воспитательные - убеждение, внушение, поощрение (в СКД - метод морального поощрения), наказание, пример…
- просветительные - изложение, комментирование, разъяснение, иллюстрирование, демонстрация, тренаж…
- исследовательские - наблюдение, опрос, анализ, обобщение, эксперимент, адаптация…
Слайд 8
Изучение досуговых интересов и потребностей населения. Создание реальной
возможности для проявления инициативы и самодеятельности, культурно-досуговой активности людей.
Умелая организация актива. Преемственность и согласованность действий. Контроль за осуществлением деятельности. Особенности организации воспитательного процесса в новых условиях хозяйствования. Оперативная и объективная информация на каждом из этапов деятельности. Использование передового опыта и совершенствование педагогической технологии.
Слайд 9
Методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия
на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.
Изучение
форм, средств и методов социально-культурной деятельности позволило нам прийти к следующим выводам:
1.Современная технология социально-культурной деятельности характеризуется большим разнообразием средств, форм и методов организации досуга.
2. Приоритет учреждений культуры и досуга сегодня направлен на развитие региональной культурной политики и целенаправленную поддержку культурных инноваций.
3. Технологические инновации обладают огромным педагогическим и культурологическим потенциалом, будучи воплощенными конкретными методами и содержательными формами социально-культурной деятельности, они способствуют не только развитию личности, но и противостоят девальвации культуры.
Слайд 10
Методы социально-педагогического влияния на досуг. Субъектно-объектная связь в
социально-педагогических методах. Психологические и педагогические их виды (в первом
случае обращение в основном к эмоциям, во втором - к разуму). Взаимообусловленность этих видов.
Метод наследования (культивирования) –
идейно-нравственная, эстетическая и др. установка, общепринятая норма, правило. Обычай - продиктованный традицией вариант "механического" поведения в стереотипных ситуациях. Значение их в стабилизации материального и духовного достояния, человеческих взаимоотношений, воспитании молодежи.
Слайд 11
Социально-педагогический метод убеждения - способ сознательного освоения объектом
сообщаемых ему знаний, внушаемых чувств Неопровержимость аргументации, логичность изложения
информации, авторитет субъекта как важнейшие предпосылки действенности процесса убеждения.
Слайд 12
" Форма СКД - это досуговое мероприятие.
" Форма
СКД - способ организации деятельности учреждений культуры и предприятий
туризма.
" Форма СКД - внешнее выражение содержания СКД.
" Форма СКД включает в понятие двоякий смысл:
с одной стороны это способ организации досуговой деятельности;
с другой стороны способ отбора и подачи театрально художественного материала.
Слайд 13
Групповая форма работы
Количество аудитория от 5-7 чел и
до 50
Особенности: камерность, возможность обратной связи, личностного общения
Групповые формы:
вечера отдыха, посиделки, гостиные, обряды, экскурсии. беседы и т.д.
Индивидуальная форма работы.
Особенности: дойти до каждого, выстроить диалог, взаимопонимание, помочь в решении проблем, ответить на вопросы, воздействовать на чувства и мысли.
Формы индивидуальной работы: беседа, консультация, индивидуальные занятие
Условие успеха: интерес и желание помочь, любовь к людям
Слайд 14
К формам СКД можно отнести: собеседование, тематический вечер,
утренник, афиша, обзор, встреча… кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт,
конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка.
Данные явления объединяют следующее:
- наличие специальных методов;
- наличие средств СКД;
- использование литературно-художественного материала;
- применение документального материала.
Слайд 15
Таким образом, форма СКД - структура содержания профессиональной
деятельности, учреждений культуры и предприятий туризма, опредмеченная системой специальных
методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.
Вывод: чем крупнее форма СКД, тем больше объем методов и средств, задействованных в ней.
Праздник - самая крупная форма СКД. В нем задействованы все методы и средства СКД, Обширный художественный и документальный материал.
Набор методов и средств определяет характер форм СКД:
живое слово, как ведущее средство определяет отбор форм устной рекламы.
Печатное слово - наоборот.
Методы театрализации - формы художественной рекламы.
Слайд 16
Структура форм СКД может стать основой для их
классификации. В основу классификации форм СКД могут быть положены
следующие признаки:
I. Субъект СКД
- формы работы библиотеки (читательские конференции, книжные выставки, обзор литературы);
- формы работы клубных учреждений (тематический вечер, вечер отдыха, дискотека);
- формы работы парков культуры и отдыха (праздник, карнавал, день отдыха, театрализованные спортивные турниры);
- формы работы музея (экскурсия, выставка, экспозиция);
- формы работы предприятий туризма (туристическая поездка, экскурсия, туристический поход);
- формы работы клубных формирований (встречи, обсуждения, учебные занятия);
- формы работы учреждений искусства: театр, филармония, концертный зал (концерт, спектакль, кинодемонстрация, репетиция).
Слайд 18
III. Социально-демографические характеристики СКД
1. По возрасту:
- формы работы
с детьми и подростками (праздники детских книг, утренник, демонстрация
мультфильмов);
- формы работы с молодежью (дискотека, обряд совершеннолетия, обряд посвящения);
- формы работы с людьми среднего возраста (30-40 лет) (вечер "Для тех, кому за…", Дни профессий);
- формы работы с людьми старшего поколения (60 и более лет) (вечер чествования ветеранов, обряд проводов на пенсию, серебряная, золотая свадьбы).
2. По полу:
- формы работы с женщинами (конкурс красоты, конкурс моды, кулинарии, Клуб де6ловых женщин);
- формы работы с мужчинами (конкурсы, спортивно-военные эстафеты, проводы в армию);
3. По семейному положению:
- формы работы с молодыми семьями (консультации психологов, врачей, педагогов, экономиста);
- формы работы с семейными людьми ( дни семьи, семейные юбилеи, семейные вечера, Клуб выходного дня, эстафета "Мама, папа и я - спортивная семья");
- формы работы с многодетными семьями (чествование трудовых династий, вечер-портрет, Клуб многодетных семей).
Слайд 19
Основные недостатки использования форм и услуг СКД
Издержки теоретических
исследований форм и услуг СКС
1) неосмысленна историческая преемственность;
2) не
исследованы механизмы формирования форм и услуг СКС;
3) не изучен в полном объеме арсенал форм и услуг;
4) не изучены перспективы развития форм и услуг СКС. Не выявлены механизмы, соотношение спроса и предложения (потребности населения и реально-действующим арсеналом форм и услуг СКС;
5) недостаточно оперативное исследование новых форм и услуг СКС;
6) недостаточно изучен опыт западных стран развитых, рыночных по применению форм и услуг;
7) на практике зарубежный опыт механически переносится на российские учреждения культуры и туристских предприятий. Отсутствуют методики адаптации зарубежного опыта;
8) наметился резкий крен на эксплуатацию платных форм и услуг учреждений культуры и предприятий туризма. В данном случае складывается ситуация, когда продукция предприятий социально-культурной сферы предлагается обеспеченным слоям населения. Нарушается принцип общедоступности. Малообеспеченные слои населения оказываются вне поля зрения предприятий социальной сферы. Организация досуговых мероприятий для данной категории зачастую проходит в виде благотворительных акций. Сокращаются мероприятия для детей, подростков, лиц пожилого возраста.
9) нарушается пропорция между различными группами форм и услуг СКС. На первый план вышли формы и услуги развлекательного характера.
Слайд 20
Пути преодоления издержек в развитии форм и услуг
СКС
1. Приведение в соответствие основных видов досуговой деятельности населения
с предлагаемыми им формами и услугами СКС.
2. Необходимо расширить диапазон применяемых форм и услуг. Небольшие учреждения культуры и предприятия туризма освоили 15-20 форм и услуг, средние - 25-30, крупные - 35-50, отдельные крупнейшие до 100 различных видов форм и услуг.
3. Необходимо более активно осваивать новые формы и услуги СКС.
4. Отбор и приоритетное использование наиболее перспективных форм и услуг СКС. Для этого необходимо произвести прогноз спроса на формы и услуги в ближайшем будущем.
5. Пропорциональное и комплексное применение форм и услуг СКС.
Система форм и услуг должна выглядеть следующим образом:
А) группа форм просветительного характера
Б) группа форм рекреативно-развлекательного направления
В) группа форм, направленных на развитие творческих способностей
Г) группа форм, рассчитанных на массовую аудиторию и индивидуальное потребление услуг культуры
Д) группа услуг, рассчитанных на основные услуги населения
Е) группа услуг, рассчитанных на возрождение национальных культурных традиций
Ж) обязательная реализация группы платных услуг.