Слайд 2
Каждый год, накануне Победы,
Мы солдатские
песни поём.
«Над Отчизной шумят, как знамёна,
Годы наших великих побед.
Солнцем славных боёв озарённый,
Весь твой путь в наших песнях воспет»
Великая Отечественная война вызвала к жизни песни, которые нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах.
И такие новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках: песни-лозунги, песни-призывы, выразившие чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу.
Слайд 4
«Песня – оружие воина»
Воевал весь наш народ. Воевала и песня.
Сквозь дым боёв и холод колкий
Она шагала впереди…
Остались черные осколки
В её простреленной груди.
Она была вдохновенным политруком, требовательным командиром, неунывающим солдатом, нежной и любящей женой и невестой.
Из множества песен, созданных в годину суровых военных испытаний, мы отобрали наиболее известные, в которых народ черпал оптимизм и душевные силы.
Наш рассказ об истории их создания, об авторах, наиболее интересных событиях, связанных с бытованием песен военной поры.
Давайте же вместе полистаем страницы музыкально-поэтической летописи «священной войны».
Слайд 5
«Священная война»
Авторы: А. Александров - В.Лебедев-Кумач
Текст песни:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всём враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.
Припев.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Припев.
Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!
Припев.
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Припев.
Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!
Припев.
Встаёт страна огромная,
Встаёт на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Слайд 6
«Священная война»
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!..
24июня 1941 года
стихи В.И. Лебедева-Кумача, начинавшиеся этими строками, призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну.
Вот как описывает историю создания «Священной войны» редактор газеты «Красная звезда» Д.Ортенберг:
«Первый военный номер «Красной звезды». Как его делать? Трудная задача… Вызываю литсотрудника газеты Соловейчика :
- Добывайте срочно стихи…
Получив задание, Соловейчик стал обзванивать известных поэтов, связался с Лебедевым-Кумачом. На следующий день он приносит стихотворение, которое начиналось так:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!..
Мог ли я и мои товарищи думать тогда, что стихотворение, напечатанное в первом военном номере станет главной песней Великой Отечественной войны? Что её будут слушать стоя, как гимн. В сердце ударила строка, вынесенная поэтом в заголовок : «Священная война». Да, именно священная».
Уже 27 июня музыку к этим стихам написал композитор М.И. Блантер, а затем художественный руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски А.В. Александров. Именно этой песне и суждено было стать «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны», песней-символом сурового военного времени.
Из выступления Лебедева-Кумача: «Должны быть всякие песни. Но песни широкого народного звучания, несущие в себе большие лозунги, большие призывы, выражающие чаяния народа, предвосхищающие их, - это самое большое, что нам рисуется в песенном творчестве.»
Вспоминает А.В.Александров: «Я никогда не был военным человеком, но у меня оказалось могучее орудие в руках, это- песня. Песня, которая так же может разбить врага, как и любое оружие».
Это была первая песня Победы, до которой оставалось ещё долгих и трудных 4 года.
Слайд 7
«Моя Москва»
Авторы: М. Лисянский, И. Дунаевский, С. Агранян.
Слайд 8
«Моя Москва»
Эти
знакомые всем слова из знаменитой песни высечены на гранитном
постаменте памятника героическим защитникам Москвы на 23-м километре Ленинградского шоссе – том самом рубеже, где суровой осенью 1941 года был остановлен враг. Отсюда его погнали обратно, прочь от нашей столицы. А как была создана песня, ставшая гимном великому городу - герою?
В 1941 году было опубликовано стихотворение молодого поэта-фронтовика Марка Лисянского «Моя Москва».
Весной 1942 года композитор И.О. Дунаевский прочитал это стихотворение в вагоне агитпоезда.
В нём было почти всё, что необходимо для песни,- хорошее, броское начало, запоминающийся рефрен:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!..
Но песни-то не было. Нужна была ещё строфа. И не одна… А где
отыскать в ту пору незнакомого автора этих стихов? По каким местам пролегла его фронтовая дорога?
И Дунаевский обратился за помощью к Сергею Аграняну, который написал остальные строфы о любви к прекрасному городу, без которых представить теперь эту песню уже невозможно.
В то время ещё свежи были у всех в памяти волнующие строки очерка А. Кривицкого, опубликованного в газете «Красная звезда», где рассказывалось о беспримерном подвиге двадцати восьми героев - панфиловцев на подмосковном разъезде Дубосеково. Это не могло не найти своего отражения в песне- была написана строка «Мы запомним суровую осень...»
В этой песне удивительно точно передано отношение к Москве, сердцу страны,
и тех, кто был на фронте, и тех, кто оставался в далеком тылу.
Слайд 9
«В землянке»
Авторы: А.Сурков, К. Листов
Этой песне поэта Алексея Александровича Суркова суждено было стать
первой лирической песней из созданных во время Великой Отечественной войны. Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудную, суровую пору с голосами всех разлучённых войной.
Вспоминает Сурков: «Это стихотворение не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене , Софье Антоновне . Письмо было написано в конце ноября 1941года , после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой , когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков. Всем штабным работникам пришлось взяться за оружие и гранаты.»
Стал бойцом и поэт. Смелый, решительный, он рвался в самое пекло боя. Выдержав боевое испытание с честью, вместе со штабом полка он вырвался из вражеского окружения и попал… на минное поле . Это было действительно «до смерти четыре шага», даже меньше. После всех передряг, промерзший, усталый, Сурков всю ночь просидел с блокнотом в землянке у солдатской железной печурки.
Так и родилась знаменитая его «Землянка» - песня, которая вошла в народную память как одна из самых дорогих и любимых, как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны.
В феврале 1942 года композитор Константин Листов написал музыку к стихам Суркова, а исполнителями стали Леонид Утёсов и Лидия Русланова.
Слайд 11
«Синий платочек»
Автор фронтового варианта: М.Максимов
Клавдия Ивановна
Шульженко
Лучшая
исполнительница «Синего платочка»
Слайд 12
«Синий платочек»
Счастливая
и необычная судьба у этой песни: она родилась дважды.
В довоенный 1939 год её незатейливая мелодия прозвучала в исполнении польского эстрадного коллектива. В 1940 году поэт Я.М.Галицкий подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили её новым смыслом, как бы вдохнули жизнь.
Почему песня «Синий платочек» так популярна? Во-первых, она удовлетворяет великую потребность народа в лирической песне. Во-вторых, в этой песне нет ни героев, ни подвигов, ничего, кроме чистой лирики. В-третьих, музыка этой песни идет от традиции старинного русского вальса.
А в годы войны лейтенант Михаил Максимов написал фронтовой вариант «Синего платочка», который жил в сердце каждого солдата.
Особенно пришлась она по душе пулеметчикам. Все они так и считали, что песня эта про них написана, коль заключают ее слова: «Строчит пулеметчик за синий платочек…»
Называлась заметка «Хорошая мода»:
«И на фронте бывают свои поветрия, увлечения и моды. Пулеметчики нашей части не просто строчат, а выбивают чечетку. Некоторые «мастера» наловчились играть на пулеметах марши, чарльстоны, румбу. Пулеметчик Онищенко, после того, как прочел стихи про синий платочек, наклеил на щиток своего «максима» портрет жены. «Ну как, Анюта, дадим фрицам прикурить?» - и нажимает гашетку.
Конечно, сразу нашлись подражатели. Теперь, пожалуй, нет ни одного пулеметного щитка без портрета жены, матери, невесты. И доты свои величают теперь пулеметчики по имени близких».
Особенно популярна эта песня была в исполнении Клавдии Шульженко.
«В землянке»
Слайд 13
«На безымянной высоте»
Музыка:
В. Баснер, Слова: М. Матусовский.
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат,
Нас оставалось только двое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Над нами "мессеры" кружили,
И было видно словно днем,
Но только крепче мы дружили
Под перекрестным артогнем.
И как бы трудно ни бывало,
Ты верен был своей мечте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Мне часто снятся все ребята,
Друзья моих военных дней.
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Слайд 14
«На безымянной высоте»
События, о которых поётся в этой песне, не
выдуманы. Всё это было в действительности. Там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит посёлок Рубежанка. И есть недалеко высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1м.
Сколько их, безымянных таких высоток, оказывались подчас серьёзной преградой на пути наших войск. Несколько раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбить гитлеровцев с этой высоты, но безуспешно.
А захватить её нужно было во что бы то ни стало. Эту боевую задачу взялась выполнить группа воинов 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати бойцов, сибиряков-добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин. Ночью они подползли вплотную к вражеским укреплениям и после ожесточённого боя овладели высотой. А потом геройски удерживали её, истекая кровью, но не сдаваясь.
Слайд 15
Бойцы, отбивающие
одну атаку за другой, нуждались хотя бы в кратковременной
передышке для того, чтобы сменить и перезарядить пулемётные и автоматные диски, отхлебнуть из фляжки глоток воды, перевязать раненых товарищей. И тогда один из них, Николай Голенкин, решил отвлечь огонь на себя. В окровавленной гимнастёрке поднялся он во весь рост и пошёл прямо на гитлеровцев. Рука его была перебита, и поэтому он держал автомат в правой руке, стреляя из него на ходу. Так он прошёл метров пятнадцать-двадцать. Казалось, он шёл очень долго. На этом пути был ещё несколько раз ранен, но, даже падая, успел сделать несколько шагов вперёд.
Эта история поразила поэта М.Л.Матусовского.Он познакомился с оставшимися в живых двумя защитниками высоты- Герасимом Лапиным и Константином Власовым- и написал о героях стихи. Мелодию сочинил Вениамин Баснер, а лучшим исполнителем был наш земляк Юрий Гуляев.
Слайд 16
«Соловьи»
Авторы: А.Фатьянов, В. Соловьев-Седой
Слайд 17
«Соловьи»
В песне
«Соловьи», написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто
и вместе с тем очень задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда Победа была уже близка, но война еще не окончена…
Ведь завтра снова будет бой,
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, недолюбив,
От наших жен, от наших нив.
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю…
Автор стихов, Алексей Фатьянов, в шинели рядового прошагавший трудными военными дорогами, рассказывал:
«Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим сзади рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей!»
И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна» (таким было первоначальное название «Соловьев»).
Фатьянов не только прочитал Соловьеву-Седому свои стихи, но и напел придуманную им мелодию, ставшую основой припева песни.
Всего за годы войны Фатьянов и Соловьев-Седой записали около 80 песен.
Слайд 18
«Эх, дороги…»
Авторы: Л.Ошанин, А. Новиков
Слайд 19
«Эх, дороги…»
Песня
эта как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о
том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу.
Написана эта песня вскоре после окончания Великой Отечественной войны.
Авторы «Дорог» - композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин, который многие месяцы провел среди воинов на Западном, Карельском и Белорусском фронтах, на Курской дуге. Вот что он рассказывает:
«Дороги родились, когда под Жиздрой мы лежали в поле, настигнутые бомбежкой, и русоволосый лейтенант, упавший рядом, уже не встал. «Дороги» родились, когда в землянке на высоте Шляпа над Западной Лицей мы показывали с Марком Фрадкиным песню «В белых просторах» и ее оборвала разорвавшаяся под окном мина. «Дороги» родились, когда за десять дней была выбита половина личного состава противотанковой бригады, а она каждую ночь меняла позицию, чтобы встретить танковую лавину врага… Помню, как я искал в песне одну строку: «Выстрел грянет. Ворон кружит… Твой дружок в бурьяне…» Вот это место… Что он – мертв? Убит? Подкошен? Вырван из жизни? Наконец, нашлось: «Твой дружок в бурьяне неживой лежит».
Вот это – «неживой», мне кажется, сказало больше, чем множество слов, которые могли встать на это место…»
Эти и некоторые другие строки песни очень сжато вобрали в себя всю войну:
Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли, ветер
Вспомним, друзья.
…Нам дороги эти
Позабыть нельзя.
Слайд 20
«День Победы»
Автор слов Харитонов В., композитор Тухманов Д.
День
Победы, как он был от нас далек
Как в костре
потухшем таял уголек
Были версты, обгорелые в пыли
Этот день мы приближали как могли
Припев:
Этот День Победы, порохом пропах
Этот праздник с сединою на висках
Эта радость со слезами на глазах
День Победы День Победы
День Победы
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей
Дни и ночи битву трудную вели
Этот день мы приближали как могли
Здравствуй, мама, возвратились мы не все
Босиком бы пробежаться по росе
Пол-Европы, прошагали полЗемли
Этот день мы приближали как могли
Слайд 21
«День Победы»
Эту
песню любят все – и стар и млад.
Автор её стихов - Владимир Гаврилович Харитонов. Ему пришлось сразу же после получения аттестата зрелости сдавать труднейший экзамен на гражданскую зрелость, на солдатское мужество.
«Песня эта очень мне дорога, - рассказывал Владимир Гаврилович. – О такой песне я давно мечтал. И шел к ней несколько десятков лет.
Служба моя началась в Московском пехотном училище. А уже год спустя вместе с курсантами - кремлёвцами принял я свой первый бой. Держали мы оборону на рубеже у Волоколамского шоссе рядом с гвардейцами легендарной панфиловской дивизии. Немало полегло там моих боевых товарищей, но выстояли, не пропустили врага к столице.
Потом был Сталинград. Контузия. Госпиталь. Снова – фронт. И там на моих глазах погибали мои фронтовые друзья -однополчане. До сих пор удивляюсь, как сам уцелел, дожил до Победы. Обо всем этом и мечталось рассказать в песне, да все никак не находил для нее главной строчки, той, что стала бы ее камертоном, определила бы весь ее настрой и тональность.
звонок из музыкальной редакции радио:
- Владимир Гаврилович, нужна
песня ко Дню Победы.
Хожу по комнате. Думаю…
Тут-то и вырвалось у меня, как вздох, как озарение какое-то: «Это радость со слезами на глазах…» - та самая строчка, та главная мысль, от которой и пошла вся песня…»
Не менее важной поэт считал еще одну строчку, которая родилась несколько позднее: «Этот день мы приближали, как могли…» Как и припев, она повторяется в песне трижды, т.е. служит своеобразным рефреном.
«Эта мысль для меня очень важна, - вспоминал Харитонов, - ведь именно так было с каждым моим соотечественником, каждый приближал Победу, как мог… Это и про мою маму, которая все 4 года работала медсестрой в госпитале. И про отца, сложившего голову в рядах народного ополчения. И про мою жену, которая, тогда ещё девчонка, на крышах московских домов тушила зажигательные бомбы».
Стихи сложились, и поэт отдал их композитору Давиду Тухманову. Впервые, эта песня прозвучала в праздничной радио-передаче, посвященной 30-летию Победы. И вот уже 4-ое десятилетие она неизменно звучит и будет звучать, особенно в день, про которой в ней поется.